Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 21:33, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 302.86 Кб (Скачать файл)

Педагогическая система  П.П. Блонского

Павла Петровича блонского (1884--1941) часто назы-вают «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов 20-х годов. Он сформулировал основополага-ющие педагогические идеи: обучение и воспитание долж-но осуществляться на основе знаний закономерностей разви-тия ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов; разностороннее развитие личности ребенка (ум-ственное, нравственное, эстетическое, трудовое). Исследова-ния Блонского основывались на двух главных принципах: идее развития и целостном подходе к изучению ребенка. Он попытался дать полную картину жизни ребенка, рас-сматривая его как «естественное целое». В учебнике «Пе-дология» (1936) Блонский дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ним особенно-стей воспитания и обучения. Блонский выдвинул ориги-нальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как ступени развития, высказал гипотезу о происхождении внутренней речи у ребенка, изучая эмоциональную сферу, считал ее фундаментом по-ведения человека. Блонский сформулировал принцип ин-дустриализации -- тесной связи школы с производством, трудовым профессиональным обучением.

Блонский -- автор первого учебного пособия но педа-гогике в советской России.

Педагогическая система  А.С. Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888--1939) -- один из виднейших отечественных  педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой (прак-тически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в комму-ну, -- этот педагогический опыт Макаренко описал в ли-тературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»). Макаренко смог разработать систе-му воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного кол-лектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строе-ния и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, созда-ния воспитывающих традиций. Опыт творческого разви-тия личности в коллективе по методике Макаренко прин-ципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки -- разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. -- имеют значение до сих пор. «...В краткой формуле сущность моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требовательности к человеку и как можно больше уважения к нему», -- писал Макаренко. Сластенин В. А. и др.Педагогика. М., 2000. - С.255

Макаренко подчеркивал решающее влияние социаль-ной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни ... а живут и трудят-ся, мыслят и переживают, в к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обя-занности, включая право на радость и обязанность ответ-ственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив -- главная задача воспитательной работы. На-стоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью, в нем должны быть органы, направляющие его жизнь я работу. Для детского коллек-тива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного уч-реждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших  элементов воспитания. Участие в  производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован опреде-ленным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.

Макаренко разработал важнейшие  вопросы семейного воспитания, в  том числе структуры семьи, ее культуры, ме-тодов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что вос-питать ребенка правильно легче, чем потом его перевос-питывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что се-мья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязан-ностями, в том числе и ребенок. Личный пример родите-лей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отноше-ния между собой -- все это влияет на ребенка, формиру-ет его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслужен-ный авторитет.

Педагогические открытия Макаренко послужили ос-новой для развития социальной педагогики, исправитель-но-трудовой педагогики. Он выступал против использова-ния для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственно-го уклона.

Педагогическая система  В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918--1970) является крупнейшим педагогом  нашего столетия, его пе-дагогические работы переведены на 40 языков народов мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и  теоретик, он всю жизнь прора-ботал в сельской школе. Важное место в его деятельнос-ти занимает проблема творческого отношения педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым ди-ректором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хоти-те, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ве-дите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999. - С. 128

Основное внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего  поколения гражданственности. Он про-должил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным уче-ником в коллективе. Детский коллектив -- сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоцио-нальная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника -- к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бес-конечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия -- «коллек-тивная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об-мен духовными приобретениями, знаниями повышает «ин-теллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном -- в учении, а ведь учение -- главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и ори-гинально разработаны Сухомлинским вопросы воспита-тельного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю  детям» Сухомлинский ярко по-казал, что успех работы воспитателя, направленной на гар-моничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Дидактические системы педагогов-новаторов

В конце 70-х -- начале 80-х годов на арену обществен-но-педагогической жизни вышел большой отряд педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя -- творчество ученика» -- таков их девиз. Увлеченность сво-им предметом, умение построить урок так, чтобы все уче-ники участвовали в учебном труде, любовь к детям, уваже-ние к личности ребенка с того самого дня, когда он пере-ступил порог школы, -- это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство «Педагогика» с 1979 года стало выпускать серию  «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки».

В числе первых вышли книги, рассказывающие о педаго-гическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили.

Педагогика сотрудничества, которую развивают педаго-ги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке следует не по знаниям, а по его отношению к труду, к людям, нравственным ценнос-тям и качествам.

Индивидуальный подход Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллек-тивной, увлеченной я творческой работы. Шаталов борется за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использу-ет такие приемы: объясняет учебный материал макси-мально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, учени-ки отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначаль-но решают те же задачи, которые рассматривались на уро-ке, -- в результате даже «слабые», но желающие учить-ся ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы ученики имеют право творчес-ки выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при про-верке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценка знаний производится после усвоения темы каж-дым учеником.

Шаталов утверждает, что главные  методические инст-рументы учителя -- чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей.Гессен С, И. Основы педагогики. М , 1995. - С. 320

Индивидуальное воздействие  на личность ребенка че-рез работающий, (созидающий, творящий коллектив харак-терно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонно-стей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «свободной мастерской» собраны всевозможные ин-струменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника.

Существует лишь одно правило: «Научился сам -- научи товарища».

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились пре-одолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение уже в  современных трудах педагогов конца 20 века.

Заключение

Зарождение и становление  педагогически следует рассматривать  лишь через призму исторического  развития систем воспитания, которые  сложились исторически и не имели  научной обоснованности.

В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики в частности взяли  за основу именно исторически сложившиеся  системы воспитания.

В России основоположником научной  дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный  опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.

В отличие от зарубежных дидактических  систем, прошедших исторические трансформации  дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии  и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться естественно, научно и теоретически обоснованно.

Лишь с обретением Россией  свободы и демократии педагогика получила возможности следовать  зарубежному опыту, а также претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.

Современная педагогика прежде всего направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью


Информация о работе Шпаргалка по "философии"