Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2013 в 21:11, шпаргалка
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов.
Философия.
Иссторико-филосовский процесс не представляет собой единое движение, которое могло бы быть представлено как развитие от низших форм человеческой мысли к высшим. Однако в различные исторические эпохи возникали специфические для конкретного общественного состояния системы мысли, являющиеся во многом продуктом предшествующих и, в свою очередь оказывающие влияние на последующие. Поэтому имеет смысл говорить о своего рода исторических формах философии, для каждой из которых специфическими являются понятия, цели, методология и круг основных вопросов. Первые философские школы возникли одновременно в 6-5 в до н. э. в Древнем Китае, Индии , Греции. Западная и восточная традиции мышления весьма различны, однако и ту и другую мы называем философскими, поскольку основными предметами их рефлексии стали бытие человека в мире и отношения человеческого сознания с тем, что его окружает. Философия переводится как «любовь к мудрости», термин ввел Пифагор.
В Китае основными школами стали конфуцианство и даосизм. Конфуцианство (мыслитель Конфуций) представляло собой этическую систему, направленную на воспитание миндального человека – начальника и подчиненного. Человеческая природа изначально плоха, поэтому ее надлежит исправить. Наиболее действенным методом исправления природного человека он полагал систему ритуалов: подчиняясь системе ритуалов в течении всей своей жизни, человек приучается мыслить нравственно, и «неправильные» желания у него попросту не могут возникнуть. Правильные поступки должны основываться не на разумности или сердечности, но на следовании тому, что предписывают закон и ритуал.
Основателем даосизма
считается Лао Цзы, автор «книги о пути и добродетели.
Лао Цзы считал, что человеческая природа
изначально блага, но исчерпана культурой.
«Культурный» человек действует таким
образом, что становится поперек течения
бытия – Дао,- что приводит к болезням
и ранней смерти. Человека необходимо
вернуть в поток Дао. При этом невозможно
понять, что же такое Дао, если объясняться
на испорченном языке человеческой культуры.
Дао можно постичь только интуитивно,
не пользуясь средствами разумного мышления.
В Индии к 6 в до н э сформировалось несколько
школ. Брахманизм был
философией основанной на древнейших
религиозно-мифологических взглядах.
Брахманизм признает началом мира Брахмана
– единое непостижимое существо, проявляющееся
в многообразных формах, которые составляют
наш мир. Сущность всех вещей составляет
Атман – единая вечная и неуничтожимая
субстанция. Живые существа, являющиеся
частью Брахмана, не умирают, но только
переходят из одной телесной формы в другую.
Философия йога учит о том, что человек
есть природное существо, сознание которого
загрязнено принципом удовольствия. Психофизическая
практика йоги ведёт к отрешению от мира
и освобождение индивидуальной души. Буддизм основатель,
которого был Сиддхарта Гаутама или Будда.
Будда изложил основы своего учения в
виде 4 тезисов, которые назвал благородные
истины: 1всёчеловеческое бытие есть страдание,
2 причина страдания – жажда бытия, 3 уничтожение
страдания заключается в угашении жажды
бытия, 4 к угашению жажды бытия ведёт благородный
восьмеричный путь (правые взгляды, правая
решимость, правая речь, поведение, образ
жизни, усилие, направление мысли, созерцание).
Философия древней Греции ставила вопросы о сущности мира и человека, о происхождении бытия и о смысле и способе человеческого существования. Древнегреческая философия была универсальной наукой, из которой выделились физика, астрономи, этика, психология и др.
Первая философская школа в Греции возникла в малоазийском городе Милет. Ее представителей принять называть натурфилософами, поскольку они стремились выявить природное основание мира. Фалес считал, что началом всего сущего была вода, Анаксимандр говорил о вечном и неуничтожимом начале, которое он называл апейрон. Анаксимен – воздух. Философы Элейской школы Парменид и Зенон исследовали не только природу бытия, но и возможности человеческого познания. Парменид выдвинул принцип – бытие есть, а небытия нет. Гераклид – всё течет, в одну реку нельзя войти дважды. Левкипп Демокрит – всё состоит из атомов.
Мировоззрение – это система представлений о мире и месте в нем человека, об отношении его к окружающей действительности и самому себе, а так же обусловленные этими представлениями идеалы, ценности ориентации, основные познания и деятельности. Мировоззрение представляет собой особый способ духовно-практического освоения действительности, посредством которого в сознании индивидов не только формируется целостный образ окружающего мира, но достигается осознание ими собственной жизненной позиции, вырабатываются убеждения и принципы, побуждающие к преобразованию действительности и самих себя, определяется характер практической деятельности и поведения людей. М. является ядром индивидуального т общественного сознания. Субъект – носитель м. это отдельная личность, так и общество в целом, этнос, класс, соц группа. Учитывается степень полноты и целостности, глубину проникновения в суть явлений. Выделяют житейское (обыденно-эмпирическое) и научное (рационально- теоритическое) мировоззрение. Обыденное м. складывается в процесс непосредственной жизни человека под влиянием житейского опыта, условий и обстоятельств развития. Важнейшую роль в его формировании играет семья, близкие, друзья, люди. Отличается отсутвием целостности представлений о мире и месте в нем человека. Оно не стремится к проникновению в сущность происходящего, а довольствуется общепринятыми суждениями. Опыт и традиции – основные опоры.
Теоритическое м. строится на основе философского и научного познания действительности, а так же целенаправленного образования. Особую роль играют в этом процессе школа, система профессионально высшего среднего образования, самостоятельное приобретение личности к накопленному в культуре знанию. Это системное, логически построенное, обоснованное м. , ориентированное на поиск внутренних причин и закономерностей происходящего, на выявление сущности предметов и явлений действительности. Отличается критичностью, способностью к объективной самооценке, углубленному самопознанию, осознанному моральному выбору.
Основные компоненты м : знания, ценности, убеждения, эмоции(чувства, настроение, переживание). Знание есть отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Оно определяет собой идеальную реальность, такое содержание нашего сознания, которое мы воспринимаем и оцениваем как достоверное. Представляет собой информацию, которая организована, оформлена упорядочена посредством правил и критериев. Обобщенная модель человеческого мира. Категории культуры : мир, природа, космос, пространство, время, справедливость, свобода, счастье, человек, личность, общество, культура.
Ценность – понятие, отражающее значение определенного предмета или явления действительности, оно указывает на значимое, существенное для человека и отделяет его от незначимого, несущественного. Играет определяющую роль, позволяет выстраивать многоплановую систему жизни и систему ориентации в мире. Мир приобретает человекомерный х-р. Субъектные ценности – способы и критерии, на основании которых производится оценка соответствующих фрагментов действительности.
Убеждения – то осознанные потребности личности в утверждении определенных личностно значимых ценностей, которые побуждают ее действовать в соответствии с ними. У. определяют общую направленность жизнедеятельности человека, выражают ценностные ориентации личности, которые являются внутренними регуляторами ее сознания и поведения. Отлич. черта - глубокая и обоснованная уверенность человека в истинности тех знаний, принципов и идеалов, которыми он руководствуется в выборе собственной жизненной позиции; х-р отражает определенное понимание человеком соц реальности, других людей и самого себя. Показатель зрелости человека.
Эмоции определяют психологических фон восприятия человеком окружающей действительности. Э. являются продуктом общественно-исторического развития человека и относятся к процессам внутренней регуляции человеческого поведения. Связаны с ценностными ориентациями личности и сопровождают процесс познания, выражают содержание наших оценок действительности.
Исторические типы мировоззрения.
Картина мира представляет
собой совокупность обобщенных идей
и представлений, универсалий культуры,
а также систему исторически
устойчивых ценностных ориентаций, которые
лежат в основе культуры определенной
исторической эпохи и задают целостный
образ действительности. К. м. репрезентирует
символические основания
Философия может сконцентрировать свое внимание, в принципе, на любой части реальности. Тем не менее, есть собственно философский объект, такой, который принципиально не доступен никакой другой науке. Объектом философии является мир в целом. Идея "мира в целом" составляет сегодня часть нашего привычного познания. Идея целостности мира, однако, не является результатом ежедневного наблюдения; её невозможно изъять из окружающего эмпирическими методами. Мир в целом есть иная сторона идеи личности. Осознав свою неповторимость, уникальность, человек начинает воспринимать мир как чуждый и довлеющий над ним. Таким образом, все явления мира получают общее свойство - чуждость по отношению к человеку, что и является основанием для получения образа мира как интегрального целого. Единственным методом философии является мышление, так как объекты философии таковы, что они не могут быть даны нам другими способами. Итак, философия изучает мир в целом постольку, поскольку он дан в мышлении. Параллельно философия может быть определена как особый способ описания мира, который предполагает:
1) принципиальную
2) субстанциональность.
3) существование теоретических
(умозрительных) сущностей.
5) рациональность, понимаемая в самом широком смысле как принципиальная соотносимость сущностных структур мира и нашего мышления.
Особенность решения философских
проблем связана с
Осевое Время- философско-историческая категория, введенная Ясперсом как средство осмысления единства истории и являющаяся одной из опорных в современной исторической мысли. Размышления Ясперса об истории органично вплетены в общий контекст его экзистенциальной философии и призваны содействовать “углублению нашего осознания современности”. Человек есть историческое существо, а сама история предполагает пронизывающий время смысл, обеспечивающий осмысленность человеческих поступков. Вопрос о смысловом единстве всей истории, без которого она рассыпается на бессвязный набор событий, ставится Ясперсом прежде всего как вопрос о возможности осмысленного действия человека в современном мире. Однако истоки и цель истории, объединяющие человечество в единое целое, достоверно неизвестны и непосредственно ощутимы “лишь в мерцании многозначных символов”. Единство человеческой истории выступает у Ясперса предметом “философской веры”, отличной от религиозной своей конфессиональной нейтральностью и наличием рационального обоснования. В качестве эмпирически наблюдаемого воплощения той идеальной оси, вокруг которой разворачивается история всего человечества, Ясперсом указывается “О.В.” – период примерно с 800 по 200 до н.э. В этот промежуток времени в различных регионах параллельно возникают мощные духовные движения, связанные в Китае, прежде всего, с деятельностью Конфуция и Лао-цзы, в Индии – мыслителей Унанишад и Будды, в Иране – Заратустры, в Палестине – пророков, в Греции – философов и трагиков. Несмотря на локальное своеобразие этих процессов, по Я., это было по существу единое духовное движение, имеющее значение для всего человечества и сформировавшее тот тип человека, который существует поныне. Важнейшей характеристикой “О.В.” Ясперс считает прорыв мифологического миросозерцания – основы “доосевых” культур. Мифологической эпохе с ее спокойной устойчивостью и само-собой-понятностью приходит конец. Твердые изначальные устои жизни начинают колебаться» человек осознает хрупкость своего бытия; возникают религии спасения, связанные с идеей трансцендентного единого Бога. Борьба против мифа ведется и со стороны рационально проясненного опыта: бессознательно принятые ранее воззрения становятся предметом критического внимания, начинается духовная борьба, в ходе которой каждый пытается убедить другого, обосновывая свои идеи. “О.В.” является концом непосредственного отношения человека к миру и к самому себе. Человек уже не замкнут в себе и поэтому открыт для новых безграничных возможностей. Он ставит вопросы о смертности, о трагической вине, вырастающие в один общий вопрос – о смысле человеческого существования, который перестает быть самоочевидной данностью. Обобщенно все эти изменения в человеческом бытии можно назвать одухотворением. С этого периода, по Ясперсу, берет свое начало общая история человечества. Вначале О.В. ограничено в географическом отношении, но постепенно становится всеохватывающим. Тем, что тогда свершилось, человечество живет по сей день – каждый его новый подъем сопровождается актуализацией опыта “осевой эпохи”.