Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:04, реферат
Крупнейшие открытия в физике прошлого века, приведшие к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологический кризис, исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. В связи с этим существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше такие убеждения и ограничения относились к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(МИНТРАНС РОССИИ)
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
(РОСАВИАЦИЯ)
ФГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ
РЕФЕРАТ
ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ XXI ВЕКА
Выполнил: Мазур Виктория Вадимовна
Научный руководитель:
Проверил:
Санкт-Петербург
2014
План:
Введение:
Крупнейшие открытия в физике прошлого века, приведшие к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологический кризис, исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. В связи с этим существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше такие убеждения и ограничения относились к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований? Дискуссии среди ученых и полемика в средствах массовой информации по таким проблемам, как возможность скрещивания генов, клонирования человека или даже эвтаназии, свидетельствуют об отсутствии четких критериев о возможности наложении моратория на такие исследования. Тем не менее, сами ученые склоняются к мысли, что когда отрицательные последствия таких исследований несомненны, то моратории являются неизбежными.
Уже в 20 в. ученые и философы заговорили о том, что наука, лишенная нравственных императивов, может поставить человечество на грань катастрофы. Изобретение устрашающих орудий истребления, разрушение природной среды, создание технизированного мира рождают недоверие к науке. Она, по мнению многих философов, утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Она пытается все разъять, расчленить.
Этические проблемы науки рождались в связи с развитием физики, биологии, в частности генетики, психологии. Философы отмечали, что наука не располагает пока целостной картиной мира. Поэтому разумно ли, нравственно ли извлекать энергию из расщепления ядра, не имея развернутого описания универсума? Можно ли с помощью генной инженерии скрещивать гены, если развитие природы вообще может выйти из-под контроля человека?
Этика науки изучает нравственные основы научной деятельности. Важными пунктами в сфере этики ученых являются:
корректное определение авторства;
недопустимость плагиата, ориентированность на новизну;
недопустимость фальсификации эксперимента, научного открытия;
корректное цитирование, корректные ссылки;
корректность в научной полемики, недопустимо оскорбление оппонента;
научная добросовестность при проведении экспериментов, построение научных теорий;
осознание личной профессиональной ответственности;
осознание моральной ответственности ученых за негативные последствия.
1.
Размывание основ научной
Этические нормы в науке как в любой др. деят. возникают и развиваются при развитии самой науки:
1) общечеловеч моральн. требования и запреты. Плагиат и фальсификация.
2) бескорыстный поиск и отстаивание истины.
3) ответственность
за исследования. ученый не может
предотвратить использование
Нормы этики передаются от учителей-ученых к ученикам.
Мертон. Ценности науки: 1) универсализм, любые учения можно подвергнуть критике; 2) общность, знание доступно всем; 3) бескорыстность, поиск истины без личной выгоды; 4) скептицизм, верная оценка достижений др. ученого
Проблема социальной ответственности ученого. Генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека.
В 1975 г. из-за буйного развития генной инженерии принят мораторий, приостанавливающий все исследования.
Генетика может помочь в борьбе с наследственными болезнями, генетич. эффекты. Генная инженерия прошла от фундаментальных исследований до промышленного применения своих результатов. Но здесь угроза для чел-ва. Использование в военных целях, возникновение мутаций без естественного отбора, клонирование.
Экологич. и соц-гуманитарн. экспертиза исследований.
Гуманистич. сущность развития науки. Цели науки об-ва различны, этич. нормы науки противоречат общечеловеч. соц.-этич. и гуманистич. нормам, научн. поиск вышел из-под морального контроля.
Экологическая этика – отношение «чел-к - природа» перекрыв. экономич., политич. проблемы.
Глав. идея космизма – мотив дела. Уделяет внимание: 1. овладение природой, 2. переустройство чел. организма, 3. управление космич. процессами, 4. возвращение людям жизни, отнятой людьми или природой в процессе войн, бедствий. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Косимзм – р-ция на опустошение Земли, произойдет истощение ресурсов и мы на другие планеты. Федоров(основ-ль космизма) и Циолковский – гибель чел-ва предотвратить через освоение космоса.
В.И.Вернадский. Биосфера – биологич. оболочка Земли, ускорила процесс развития. Ноосфера – сфера разума, веществ.-энергетич. составл., связ. с потенциалом нашей д-ности. Мы влияем на эволюцию Земли, опред. новую энергию – культурообразующ., научной мысли. Границы нсф. – различны и зависят от мыслит. процессов. Признак нсф. – преобразование геологич. облика Земли. 2 сценария нсф. процессов: 1) апокалипсис, разум сам себя разрушит; 2) коэволюция, этап согласован. существ. чел-ка и природы. Запреты на д-ность, новая разумная нравственность, перестройка взгляда на мир.
В запад. философии Б. Калликот, О. Леопольд, Р. Аттфильд. Калликотт (1941) в США в 1971 г. курс «ЭЭ» в универе. Основоположник Леопольд. ЭЭ – строг. ф. или метафиз. обоснование, опора на теории ценности, вкл. внутрен. ценность не только людей, но и природ. сущ-в и природы как целого. Вещи ценятся и за их полезность, и сами по себе. Инструментарн. ц. – ц., кот. нечто обладает как ср-во достижения целей другого. Внутр. ц. – ц., полезная обладающ. ею. Реки, леса как родители ценят ребенка.
Индейцы живут в гармонии с природой: 1) утилитарная охрана; 2) религиозн. поклонение; 3) экологич. осведомленность (традиции, приметы); 4) экологич. этика – истинное уважение к природе, право на благополучие всех др. форм жизни и этот подход нужно распространить во все культуры.
Природоохран. эстетика. Леопольд(1948). осонователь об-ва дикой природы. Распрост. этики на все виды и эколог. сооб-ва. Этика касалась отношений между индивидами, нет этики чел-ва и Земли. Отношения потребит., есть права, нет обязан. Принципы этики: нельзя 1) уничтожать или способствовать умиранию видов; 2) смешивать виды; 3) добывать много энергии из недр.
Забота о животных, эстетич. решение экол. проблем (не эконом.), чел-к – равноправный член гармоничн. сооб-ва. Экол. проблемы – филос., нужен и такой подход.
Понятие этоса науки.
Связыв.2 обособл.сферы:объективную
и безличную з-сть,открываемую наукой,с
миром оценок и цен-стей,предписыв.чел-ку
императивы его повед.в с-ме добро-зло.Науч.этос-
Императивы универс.пользы:
· продукт,получ.от реализации технологии д.б. возм.
· новые альтернативы и возм.напр-ния деят.,получ.в рез-те примен-я этого пр-та д.б.возм.
· матер.,псих.,соц. и культ. условия,треб для успешной реализации тех-гии,д.б.желаемы и возм.
Новые этические проблемы в науке XXI века. Крупнейшие открытия в физике прошлого века, приведшие к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологический кризис, исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. В связи с этим существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше такие убеждения и ограничения относились к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой. Но кто и как может определить негативные последствия будущих исследований? Дискуссии среди ученых и полемика в средствах массовой информации по таким проблемам, как возможность скрещивания генов, клонирования человека или даже эвтаназии, свидетельствуют об отсутствии четких критериев о возможности наложении моратория на такие исследования. Тем не менее, сами ученые склоняются к мысли, что когда отрицательные последствия таких исследований несомненны, то моратории являются неизбежными.
Требования нравственности, в отказе от взгляда на природу как объект бездумной эксплуатации ее человеком.
Экологическая этика и ее роль в обществе. Эта этика представляет собой особую часть общего этического учения, которая исследует моральные нормы и нравственные принципы поведения людей, направленные на сохранение и восстановление окружающей природной среды. Возникновение экологической этики было вызвано растущими технологическими перегрузками на биосферу, которые с особой силой стали ощущаться в период начавшегося постиндустриального развития. Если раньше, в доиндустриальном обществе человек, по словам известного философа-гуманиста А. Швейцера, испытывал благоговение перед жизнью, то с появлением индустриального общества и дальнейшим техническим прогрессом гармонические отношения между обществом и природой все больше нарушались и, в конце концов, привели к глубокому экологическому кризису.
По мнению многих экологов, глубокая причина этого кризиса заключается в доминировании прежнего антропоцентристского взгляда на мир, согласно которому человек объявлялся центром мироздания и властелином природы, который мог ее нещадно эксплуатировать. Поэтому выход из экологического кризиса должен состоять в решительном отказе от такой позиции и установлении гармонических отношений с природой, начиная от производственной деятельности и кончая сознанием.
Новые экологические императивы по отношению к современному обществу ясно выразил один из теоретиков системного подхода Эрвин Ласло, который заявил, что «мы нуждаемся в новой морали, в новой этике, которая основывалась бы не столько на индивидуальных ценностях, сколько на необходимых требованиях адаптации человечества как глобальной системы к окружающей природе. Такая этика может быть создана на основе идеала почтения к естественным системам»1. Как своим происхождением, так и особенно обоснованием, экологическая этика обязана новым философско-мировоззренческим принципам глобального эволюционизма, опирающимся на системный подход к изучению мира и парадигму самоорганизации в процессе его эволюции.
Проблемы экологической этики в современной западной философии. Западные ученые раньше других обратились к исследованию проблем экологической этики и высказали ряд интересных идей по конкретным ее вопросам. Во всех их исследованиях подчеркивается необходимость установления гармонических отношений между обществом и природой, понимания ее возможностей для удовлетворения потребностей людей. Однако мировоззренческое обоснование своих позиций одни ученые пытаются найти в объективно-научных методах исследования, опирающихся по существу на стихийно-материалистическую философию, а другие — в выдвижении либо новых религиозных воззрений, либо переинтерпретации старых взглядов.
К сторонникам первой группы ученых можно отнести цитированного выше Э. Ласло, опирающегося на так называемую системную философию, которую он противопоставляет позитивизму и редукционизму. Экологическая этика, по его мнению, должна опираться на новое мировоззрение, которое отказывается от господства человека над природой и призывает его к постоянной адаптации к естественным системам.
Аналогичные взгляды высказывает О. Леопольд, который предлагает различать, с одной стороны, философскую этику, опирающуюся на анализ общественного и антиобщественного поведения людей, а с другой, — этику экологическую, которую он связывает с ограничением свободы действий людей в борьбе за существование. Таким образом, если для решения экологических проблем Ласло призывает к ограничению некоторых индивидуальных ценностей в пользу общественных, то Леопольд стремится умерить борьбу за индивидуальное существование. Но, в сущности, они оба настаивают на необходимости подчинения индивидуальных интересов общественным для достижения гармонического отношений с природой. По мнению Леопольда, экологическая этика должна способствовать изменению отношения людей ко всему живому сообществу, существующему на Земле: из завоевателя человек должен превратиться в равноправного члена этого сообщества.