Этические проблемы науки XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 22:04, реферат

Краткое описание

Крупнейшие открытия в физике прошлого века, приведшие к созданию атомного оружия и других средств массового уничтожения, экологический кризис, исследования в области генной инженерии, успехи в клонировании организмов со всей остротой поставили проблемы ответственности ученых перед обществом. В связи с этим существенно изменился сам этос науки, т.е. нравственные убеждения и моральные ограничения, связанные с научной деятельностью. Если раньше такие убеждения и ограничения относились к требованиям объективности результатов исследования, критического отношения к своим и чужим результатам и т.п., то теперь речь идет об ответственности ученых за исследования, которые могут нанести непоправимый вред обществу или поставить его перед катастрофой.

Вложенные файлы: 1 файл

Этические проблемы науки XXI века.docx

— 41.26 Кб (Скачать файл)

При этом достается не только представителям искусства (этот конфликт когда-то вылился в нашей стране в дискуссию между «физиками и лириками»), но и собратьям-гуманитариям, дисциплины которых расцениваются как «болтовня». Впрочем, действительно талантливым и масштабным ученым подобный порок гордыни не присущ. Многие из них прекрасно осознают и понимают важность для человека не только музыки или изобразительного искусства, но и литературы, истории, философии – всей совокупности гуманитарного знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Одной из примечательных особенностей современной науки является то, что тем, кто связан с нею, приходится все чаще и все основательней заниматься этическими проблемами. Никогда в прошлом не было такого, чтобы исследователям и администраторам науки в своей повседневной деятельности приходилось тратить столько внимания, времени и сил не только на обсуждение этих проблем, но и на попытки найти то или иное их решение. Никогда в прошлом не было и такого, чтобы научные исследования и их приложения оказывались объектом столь интенсивного и детального регулирования - не только этического, но и юридического. Сегодня принимается несметное количество нормативных актов - как внутри-, так и межведомственных, как национальных, так и международных, призванных обеспечить такое регулирование.

 

 Примером наиболее  острых этических проблем может  быть наука биомедицина. Сегодня  она является одной из фокальных  точек развития науки - тех точек, в которых раньше или же  более рельефно, чем во всех  других, проявляются многие глобальные  тенденции, значимые для науки  в целом. В частности, нынешний  бурный прогресс биомедицины  отражает важную тенденцию в  развитии науки в последние  десятилетия - ее неуклонное приближение  к человеку, к его потребностям  и устремлениям. В результате  происходит его погружение в  мир, проектируемый и обустраиваемый  для него наукой и техникой. Конечно, дело при этом вовсе  не ограничивается одним лишь "обслуживанием" человека - наука  и техника приближаются к нему  не только извне, но и как  бы изнутри, в известном смысле  делая и его своим произведением, проектируя не только для него, но и его самого. Например, это  делается в некоторых современных  генетических, эмбриологических и  т.п. биомедицинских исследованиях, например, в тех, которые связаны  с клонированием.

 

 Такое приближение  науки к нуждам человека происходит  не безболезненно - за все приходится  платить. Одна из наиболее серьезных  составляющих этой платы то, что  возникает необходимость специально  исследовать и сами потребности  и нужды человека, и пути и  способы их удовлетворения. А  это, в свою очередь, означает, и  возникновение насущной потребности  в проведении все новых и  новых экспериментов на человеке - именно для того, чтобы выяснить, как можно улучшить условия  его жизни.

 

 Сам человек, таким образом, во все большей  степени становится объектом  самых разнообразных научных  исследований. И в той мере, в  какой на нем начинает концентрироваться  мощь научного познания. Наукой  разрабатываются все новые, все  более тонкие и эффективные  средства воздействия на человека и возрастают риск и опасности, которым он подвергается. Следовательно, актуализируется задача защиты человека, ради которого осуществляется прогресс науки и техники, от негативных последствий того же самого прогресса. В результате резко обостряется необходимость выявлять такие последствия и тем или иным образом реагировать на них.

 

 Чем больше  наука претендует на то, что  она служит интересам и благу  человека, тем более значительную  роль в ней должны играть  исследования с участием человека. Но участие в таких исследованиях  всегда сопряжено с большим  или меньшим риском для испытуемых. Таким образом, мы оказываемся  в ситуации конфликта интересов. С одной стороны, исследователь, стремящийся к получению нового  знания; с другой стороны, испытуемый, для которого на первом месте- терапевтический эффект, скажем, излечение недуга. Ради этого эффекта, собственно, он и соглашается стать испытуемым.

 

 С целью  контролировать этот риск стали  развиваться средства этического  регулирования биомедицинских исследований. Ныне существует два основных  механизма такого регулирования. Это, во-первых, процедура информированного  согласия, которое перед началом  исследования дает каждый испытуемый. Во-вторых, в современной практике  проведения биомедицинских исследований  принято, что каждый исследовательский  проект может осуществляться  только после того, как заявка  будет одобрена независимым этическим  комитетом. Следует особо подчеркнуть, что этическая экспертиза защищаёт  не только испытуемых, но и  самих исследователей, поскольку  позволяет им разделять бремя  ответственности - очень часто не  только моральной, но и юридической.

 

 Таким образом, развитие современной науки показывает, что обсуждение ее этических  аспектов и проблем становится  все более актуальным и востребованным  как со стороны общества, так  и самими учеными, способствуя  выявлению, фиксации и оптимальному  разрешению возникающих социальных  и ценностных коллизий, а также  реальных опасностей, таящихся в  неподконтрольном мудрому разуму  развитии науки. Вместе с тем, очевидно, что центр этического  регулирования современной науки  должен быть смещен от общих  оценок науки в целом с позиции  блага и зла к дифференцированной  оценке ее отдельных направлений  и действий конкретных ученых. Именно при таком подходе морально-этические  суждения в науке не только  могут, но и должны играть все  более важную роль в ее развитии  на благо современного общества  и будущих поколений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения:


Информация о работе Этические проблемы науки XXI века