Этические проблемы науки XXI века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:01, реферат

Краткое описание

Этика — это философская дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Существует, стало быть, мир явлений морали и нравственности и существует теория, его описывающая и изучающая. Это аналогично тому, как мы различаем явления жизни, с одной стороны, и биологию как науку о них, с другой, или явления психики, душевной жизни и науку психологию.

Содержание

Введение
Этические проблемы науки
Биоэтика
Экологическая этика и ее роль в обществе
Проблемы экологической этики в современной западной философии
Этические проблемы современной российской науки
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по философии.docx

— 62.54 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧСЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

Реферат

 

на тему: «                     Этические проблемы науки XXI века                                »

Выполнил (а)

аспирант (соискатель)

кафедры:

   Рамазанов Абдулгамид Магомедович                     _____________________

     Ф.И.О.                  подпись

 

Проверили:

Научный руководитель

________________________________________                  _____________________

Ф.И.О., ученая степень, звание     подпись

 

 

Специалист по истории науки

________________________________________                  _____________________

Ф.И.О., ученая степень, звание     подпись

 

 

Зав. кафедрой философии

________________________________________                  _____________________

Ф.И.О., ученая степень, звание     подпись

 

 

 

 

Реферат оценен на «_______________»

 

 

 

Махачкала – 2011г.

Содержание

  1. Введение
  2. Этические проблемы науки
  3. Биоэтика
  4. Экологическая этика и ее роль в обществе
  5. Проблемы экологической этики в современной западной философии
  6. Этические проблемы современной российской науки
  7. Заключение
  8. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из примечательных особенностей современной  науки является то, что в ней  все более заметное место занимает этическая проблематика.

Этика — это философская  дисциплина, изучающая явления морали и нравственности. Существует, стало быть, мир явлений морали и нравственности и существует теория, его описывающая и изучающая. Это аналогично тому, как мы различаем явления жизни, с одной стороны, и биологию как науку о них, с другой, или явления психики, душевной жизни и науку психологию.

Следует, правда, отметить, что  в обыденной речи термин «этика»  часто употребляется в другом смысле. Часто он понимается как синоним термина «мораль». К примеру, мы говорим об «этичном поступке», имея в виду поступок морально оправданный, достойный.

Особой, и весьма непростой, проблемой является соотношение  понятий «мораль» и «нравственность». Часто они используются как синонимы, однако между ними можно выявить  и существенные различия. Так, существует традиция, в русле которой мораль понимается как совокупность (а точнее — система, то есть упорядоченная совокупность с определенными связями между элементами) норм — запретов, идеалов, требований, предписаний, — принятая и разделяемая в данном обществе. Эти нормы закреплены в его культуре и в достаточно стабильном виде передаются от поколения к поколению.

Нравственность же при  таком понимании характеризует реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этим нормам.

Вообще  же система норм морали — это идеал, который в реальности воплощается в большей или меньшей степени, но никогда — полностью. Собственно говоря, когда мы слышим сетования по поводу, скажем, упадка общественной морали, нравственной испорченности людей и т. п., то при этом обычно имеется в виду ощущение недопустимо большого разрыва между моральными идеалами и нормами и реальным поведением людей, т. е. такой ситуации, когда отступления от норм морали, их нарушения становятся массовым явлением.

Мир, изучаемый  этикой, построен особым образом: он существует иначе, чем мир, изучаемый физикой, химией, биологией или психологией. Это различие отчетливо проявляется  на уровне языка, которым мы пользуемся, говоря о явлениях физики, химии  и пр., с одной стороны, и морали — с другой. Такие высказывания, как «вода — это химическое соединение кислорода и водорода» или «память есть способность воспроизводить в сознании события и впечатления, имевшие место в прошлом», относятся к миру сущего. А вот высказывание, характерное для сферы морали: «Врач должен облегчать страдания больного» — в нем речь идет не столько о том, что есть, сколько о том, чему следует быть, о мире должного.

Если  другие науки изучают (по крайней  мере, стремятся изучать) объективно существующее, отвлекаясь от того, нравится нам оно или нет, считаем мы его плохим или хорошим, то для этики именно вопрос о том, является ли нечто плохим или хорошим, предосудительным или достойным, имеет первостепенное значение. Этика регистрирует, фиксирует, описывает, объясняет не столько сами явления, сколько то или иное отношение к ним, их оценку.

Безусловно, интерес проблемам возник отнюдь не сегодня — их обсуждение, хотя в известном смысле оно и было факультативным, имеет свою длительную и содержательную историю. Тем не менее никогда в прошлом не было такого, чтобы исследователям и администраторам науки в своей повседневной деятельности приходилось тратить столько времени и сил не только на их обсуждение, но и на попытки найти то или иное решение. Никогда в прошлом научные исследования и их приложения не оказывались объектом такого интенсивного и детального регулирования — не только этического, но и юридического. Сегодня принимается несметное количество нормативных актов — как внутри-, так и межведомственных, как национальных, так и международных, призванных обеспечить такое регулирование.

 

 

 

 

 

 

 

Этические проблемы науки

Современная техника помещает человека в условия, далекие от его нормального функционирования, задает необходимость новых форм приспособления к окружающей действительности. Современный мир — это во многом технологизированное пространство, в котором сущность человека также проявляет тенденции к технизации. Человек окружит себя предметами техники, они составляют его досуг и образ жизни. Даже проявление творческих способностей современного человека также происходит с учетом законов окружающей техносреды. Возникает противоречие между этическими нормами и необходимостью технического бытия человека, которое ведет за собой обширный класс этических проблем мира искусственного.

Значительное  расширение технических возможностей общества сопровождается тем, что в ряде исследований объектом становится сам человек, это в свою очередь создает определенную угрозу его здоровью и существованию. Физики-ядерщики были первыми, кто столкнулся проблемами подобного рода. Сейчас эти риски и угрозы затрагивают и область молекулярной биологии, генетики, медицины, психологии и пр. Многообразие этических проблем в наиболее общем виде подразделяется на этические проблемы физики, биологии, генетики, техники. Особое место занимают проблемы этики ученого.

Наиболее  важным в сфере этики ученого  мира является проблема авторства научных  открытий, проблема плагиата, компетентности и фальсификации научных открытий. В научном сообществе принято  устанавливать достаточно жесткие  санкции за совершение подобных актов. Ученый может ошибаться, но не может  фальсифицировать. Научное сообщество отторгает исследователей, занимающихся плагиатом, бойкотирует их, прерывает  с ними всяческие научные контакты, отказывается от совместной работы. Для  исследований, претендующих на научный  статус, строго обязателен институт ссылок, благодаря которому фиксируется  авторство тех или иных идей. Институт ссылок — это «академическая составляющая науки». Кроме того, этот институт обеспечивает селекцию того нового, которое свидетельствует  о росте научного знания.

Особое  значение имеет проблема одержимости  ученого, когда он при интенсивных  занятиях научной деятельностью  отрывается от реального мира и превращается в подобие робота. Очень часто  ученые тяготеют к значительному  преувеличению своего личного вклада по сравнению с деятельностью своих коллег. Это порождает массу проблем, обнаруживаемых в проведении научной полемики, и влечет за собой нарушение научной корректности и научной этики.. Ученый выступает в качестве поставщика специализированных знаний, он компетентен в своей достаточно ограниченной дисциплинарной области. Строго говоря, он ответствен лишь за достоверность предлагаемых знаний, а не за последствия их практического применения. Возникает острое противоречие между профессиональной ответственностью ученого и его социальной ответственностью. Поэтому этическое обоснование должно предварять сам ход эксперимента и научного исследования.

Этические проблемы, которые были порождены  областью ядерной физики, стали очевидными в силу открытия в 1938 г. расщепления  атома урана …

Этические проблемы, проистекающие из области  биологии, указывают на опасность  биологизаторских тенденций, в рамках которых многие отрицательные черты  человека признаются врождёнными, например, насилие, угроза, агрессия, войны. Также  природно-эволюционно истолковывается и стремление человека к образованию, карьерному росту, лидерству и пр. В области генетики проблемными оказались вопросы о влиянии половых различий на умственную деятельность, генетические и интеллектуальные различия между расами и народностями. Далеко идущие выводы теории генетической детерминации умственной деятельности очень часто подводили к принятию расизма и геноцида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Биоэтика

На стыке  биологии и медицины возникли проблемы биоэтики. Они имеют выходы на практику здравоохранения и правительственные  программы. Ряд проблем вызван отношением к пациенту только как к объекту  исследования или медицинской практики. К проблемной сфере относят взаимоотношения  «врач—пациент». В условиях возрастающей формализации обязанностей врача пациент  предстает в роли носителя определенного  заболевания, лишаясь всей полноты  своих индивидуальных и социальных качеств. Пришедшая на смену патерналистской  модели модель автономной ценности пациента позволяет врачу самостоятельно принимать решения за него и даже не информировать о его состоянии  и перспективах лечения.

Особое  место занимают этические проблемы, исходящие из увеличения технизации медицины и появления принципиально  новых медицинских технологий и  препаратов, которые расширяют возможности  воздействия на человека. В настоящее  время идет процесс выработки  основных критериев, допускающих экспериментирование  на человеке. Вместе с тем возникает  реальная опасность разрушения исходной биогенетической основы, угроза человеческому  естеству, его телесности, функционирование которой сложилась в ходе продолжительной  эволюции.

Генная  инженерия за весьма непродолжительный  период оказалась на передовой научно-экспериментальных  исследований мира живого. Сейчас она  дает возможность вмешиваться в  генетический код человека и изменять его. Этот путь мыслится как позитивный в случаях лечения ряда наследственных болезней. Однако возникает опасность  соблазна планомерного совершенствования  человеческой природы с целью  все большей его адаптации  к нагрузкам современной искусственно созданной техносферы. Опасность состоит в том, что организмы, участвующие в генетических экспериментах, могут обмениваться генетической информацией с прочими особями. Результаты подобных взаимодействий могут привести к неконтролируемым мутациям, ранее не встречавшимся генетическим качествам. Многие эксперименты в сфере генной инженерии свидетельствуют о непрогнозируемое ее ближайших и отдаленных последствий.

Широко  обсуждается вопрос о пределах манипуляции  над человеком. Проблемы манипуляции  над человеческой психикой, воздействия  на человеческий мозг составляют особую группу проблем. Некоторые структуры  мозга при воздействии на них способны продуцировать галлюцинации, неадекватные поведенческие реакции, изменять эмоциональные состояния человека. Существуют эксперименты, связанные с вживлением в мозг электродов, которые слабыми электрическими воздействиями препятствуют возникновению сонливости, создают ощущение бодрости, прилива энергии, способствуют снятию напряжения. Средства манипуляции психикой по своему воздействию сравниваются с транквилизаторами и наркотиками.

Другой  животрепещущей проблемой современности  является технология клонирования. В  общем смысле клонированием может  быть назван процесс, предполагающий создание существа, генетически тождественного родительским. Изучение технологии клонирования началось в 60-е гг. XX в., однако сенсация, связанная с воспроизведением млекопитающего, приходится на 90-е гг., в связи  с чем возникла проблема возможности  экспериментов по клонированию человека. До тех пор пока речь шла об эффективности  клонирования для обеспечения эффективности  в рыбном хозяйстве, сельском хозяйстве, растениеводстве, проблема не обретала такую остроту и не сталкивалась с подобным накалом страстей. Когда  же речь зашла о клонировании человеческого  существа, потребовались усилия многих теоретиков для осмысления последствий  такого шага.

В 1998 г. американский физик из Чикаго Ричард Сид на симпозиуме по репродуктивной медицине громогласно  заявил о намерении приступить к  работам по клонированию человека. Есть и желающие участвовать в  этом эксперименте: группа медиков  и группа лиц, стремящихся обрести  свои копии или быть донорами.

Целесообразен ли запрет клонирования в народном хозяйстве — в растениеводстве, животноводстве, рыбном хозяйстве? Ведь получение копий ценных животных и растений, огромное количество экземпляров  животных-рекордсменов, которые будут  точной копией родительского организма  или необыкновенно ценными растительными  лекарственными препаратами, — не зло, а благо. Целые стада элитных  коров, лошадей, пушных зверей, сохранение исчезающих видов животных — все  это говорит о еще одной  революции в сельском хозяйстве. Причем здесь просматриваются самозамыкающиеся технологии, ибо кормлением может  служить такое вещество, как каллус, представляющее собой скопление  делящихся клеток, из которых любая  может дать жизнь новому организму-растению. Производство инсулина, синтез животных и растительных белков также даст экономический эффект. Иногда исследователи усматривают и возможность восстановления вымерших видов посредством клонирования, так как в ископаемых костных останках можно обнаружить сохраненную ДНК.

Ответ на поставленную проблему упирается в  необходимость четкого осознания  многоаспектности феномена клонирования. Есть медицинский, этический, философский, религиозный, экономический и прочие аспекты. Клонирование, как очень  сложная экспериментальная технология, в принципе может приводить не только к воспроизводству эталонов (когда цель согласуется с результатом), но и к воспроизводству уродцев. С методологической точки зрения речь идет о повсеместно проявляющемся  процессе рассогласования первоначально  поставленных целей и полученных результатов. В условиях клонирования на человеке это аморально и преступно. Кроме того, неизвестно, как поведет  себя клонированный организм в социальном мире, а в случае с животным —  в стадной жизни. Ведь всем известен факт сложной стадной жизни высших животных, их ролевого разделения и  амплитуды поведенческого амплуа. Изначальная  жесткая генетическая запрограммированность  может во многом ограничить данный организм в его универсальности. Он может оказаться странным уродцем.

Информация о работе Этические проблемы науки XXI века