Анализ финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 16:22, контрольная работа

Краткое описание

Формирование правового государства в условиях демократизации общественного развития и новой системы федерализма предопределяет роль финансового обеспечения для всех направлений государственной политики. Бюджет, налоги, кредиты и иные элементы финансового рынка выступают важнейшими инструментами для эффективного функционирования российской экономики. Финансовая деятельность приобретает новые свойства, от которых зависят все сферы жизнедеятельности государства.
Финансовое право, в отличие от других отраслей российского права, строится на основе фундаментального понятия, объединяющего отдельные, институты в единый финансовый механизм, которым является финансовая деятельность государства. Вместе с тем сущностная сторона финансовой деятельности осталась недостаточно разработанной.

Вложенные файлы: 1 файл

финансовой деятельности государства и муниципальных образований.docx

— 35.43 Кб (Скачать файл)

финансовой  деятельности государства и муниципальных  образований   

                                          ВВЕДЕНИЕ

Формирование  правового государства в условиях демократизации общественного развития и новой системы федерализма  предопределяет роль финансового обеспечения  для всех направлений государственной  политики. Бюджет, налоги, кредиты и  иные элементы финансового рынка  выступают важнейшими инструментами  для эффективного функционирования российской экономики. Финансовая деятельность приобретает новые свойства, от которых  зависят все сферы жизнедеятельности  государства.

Финансовое  право, в отличие от других отраслей российского права, строится на основе фундаментального понятия, объединяющего  отдельные, институты в единый финансовый механизм, которым является финансовая деятельность государства. Вместе с  тем сущностная сторона финансовой деятельности осталась недостаточно разработанной. Правовые характеристики категорий  финансовой деятельности, их правовых основ не получили достаточного научного обоснования и отражения в  законодательном процессе в области  финансов.

Несовершенство  законодательной, в том числе  и конституционной базы в сфере  финансов, противоречивость и слабость принятых кодифицированных актов усложняют  правоприменительную практику и  вызывают необходимость их совершенствования. В научном исследовании и последующей  выработке теоретических выводов  и предложений нуждаются не только нормативно-правовые основы, но и становление, а главное, развитие финансово-правовых институтов, повышение эффективности  всех составляющих финансовой деятельности.

Необходимость рассмотрения в комплексном варианте принципов, форм и методов осуществления  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований представляется назревшей и наиболее значимой для последующего развития отрасли финансового права.

 

I. Базовые характеристики финансовой деятельности государства и муниципальных образований

1.1. Сущность и содержание  финансовой деятельности государства 
и муниципальных образований

Специфика финансового права, по мнению специалистов, определяется его предметом, видом  тех общественных отношений, которые  оно должно регулировать, а также  особенностями этого регулирования. Отсюда следует, что финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования  денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для  реализации их задач.

Финансовая  деятельность государства и муниципальных  образований - это осуществление  ими функций по планомерному образованию, распределению и использованию  денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Финансовая  деятельность государства и муниципальных  образований выступает как важная и неотъемлемая часть механизма  социального управления, определяющая экономическую политику, функционирование бизнеса путем законодательного закрепления эффективной системы  налогообложения, стимулирования приоритетных видов предпринимательской деятельности, с учетом общегосударственных интересов. С развитием экономики содержание финансовой деятельности существенно  изменяется путем вовлечения в сферу  финансового правового регулирования  рынка ценных бумаг, рынка инвестиций, существенного расширения сферы  налогообложения, использования бюджетных  методов стимулирования экономического развития посредством инструментов права.

Финансовая  деятельность создает условия для  возникновения, изменения и прекращения  имущественных отношений, направленных на проведение справедливой социальной политики и выступающей основой  для стабильности общества, что является проявлением организаторской, созидательной  роли государства, сознательно идущего  на то, чтобы основные ключевые элементы экономического механизма были «финансово организованными».

По своему содержанию финансовая деятельность государства  и муниципальных образований  представляет собой систему разнообразных  функций, обусловленных единой целью  и задачами формирования, распределения  и расходования денежных фондов, включая  весь механизм их практической реализации. Функциональное содержание финансовой деятельности проявляется через  объективно необходимые, устойчивые группы специализированных действий по планированию, прогнозированию, регулированию, координации  и контролю в сфере финансов.

Организационная сущность финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  несет в себе статическое и  динамическое начало. Оно проявляется, с одной стороны, в упорядочивании денежных потоков, их фондовой оболочки, построении денежно-фондовой системы, в установлении правового статуса  всех ее структурных элементов. С  другой - финансовый механизм подчинен непосредственному осуществлению  задач финансовой деятельности, то есть процедуре сбора доходов  и временно свободных денежных средств, целенаправленного распределения  финансовых ресурсов по потребностям, использования денежных фондов в  режиме экономии.

Основные  организационно-правовые особенности  финансовой деятельности состоят в  следующем.

1. От  других сфер деятельности государства  она отличается межотраслевым  содержанием, поскольку аккумуляция  и распределение финансовых ресурсов  затрагивают все отрасли и  сферы государственного управления. Кроме того, в процессе этой деятельности государство контролирует работу органов власти и управления, а также предприятий, организаций, учреждений по реализации их задач.

2. Осуществление  государством финансовых функций  протекает (в зависимости от  их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности представительных  и исполнительных (государственного  управления) органов власти. Например, бюджетные средства по основным  направлениям жизнедеятельности  государства или субъектов Федерации  распределяются представительными  органами, а финансовые ресурсы  внутри отраслей народного хозяйства  - в порядке государственного  управления органами исполнительной  власти.

3. Сфера  финансовой деятельности относится  к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

1.2. Правовые основы финансовой  деятельности

Формы финансовой деятельности государства и муниципальных  образований разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов  местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию  финансовых ресурсов на соответствующем  уровне.

По своему характеру эти формы могут  быть правовыми, которые выражаются в установлении или применении норм права, и неправовыми: инструктирование финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, заседаний  комитетов по бюджетно-финансовым вопросам от представительных органов власти, разъяснение финансового законодательства населению и другая организаторская  работа; финансово-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования), финансово-экономический  анализ; подготовка материалов к финансовому планированию, прогнозированию и отчетности, т.е. все то, что имеет юридическое значение.

Конкретные  правовые формы финансовой деятельности обусловлены тем, что она протекает  в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти всех уровней и организационно-правовых форм. Осуществляя финансовую деятельность, государственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают  финансово-правовые акты, посредством  которых в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения  в области аккумуляции, распределения  и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством. В таких актах и выражаются юридические (или правовые) формы финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансово-правовые нормы либо служат основанием для  возникновения, прекращения, изменения  конкретных правоотношений.

По юридическим  свойствам финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношении и содержат общие правила поведения их участников, т.е. правовые нормы. Общие правила, установленные в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает один конкретный случай, обращен к точнее определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений.

По юридической  природе финансово-правовые акты делятся  на законодательные, к которым относятся  законы, принимаемые Государственной  Думой РФ, а также законы субъектов  Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные (наиболее многочисленные), куда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона.

Характерной особенностью финансово-правовых актов  является наличие среди них большой  группы финансово-плановых актов. Они  принимаются в процессе финансовой деятельности государства и органов  местного самоуправления и содержат конкретные задания в области  финансов на определенный период, т.е. являются планами по мобилизации, распределению  и использованию финансовых ресурсов. К ним относятся: основной финансовый план государства - федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты; финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов; финансово-кредитные и кассовые планы банков; финансовые планы страховых организаций; финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления; финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений; сметы учреждений, организаций, обеспечиваемых из государственного и местного бюджетов.

В заключение отметим, что совершенствование  правовых основ финансовой деятельности предполагает разработку и принятие нового Федерального закона «Об основах  финансов и финансовой деятельности Российской Федерации», призванного  обеспечить трансформацию общих  конституционных принципов и  положений в стабильные ориентиры  для развития законодательства об эмиссионной  деятельности и обороте ценных бумаг, бюджетного и налогового законодательства и других сфер правового регулирования  финансов.

 

II. Основополагающие принципы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Финансовая  деятельность государства и органов  местного самоуправления основана на определенных принципах, т.е. основополагающих правилах и требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности  и целенаправленность. Основное их содержание определяется Конституцией РФ, ее общими положениями об основах  организации и функционирования Российской Федерации и нормами, относящимися к ее финансовой деятельности.

Среди таких  принципов можно выделить следующие.

1. Принцип  федерализма гласит, что финансовая  деятельность должна быть направлена  на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, обеспечивать необходимыми финансовыми ресурсами выполнение функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) ее субъектов.

2. Единство  финансовой политики и денежной  системы предполагает, что самостоятельность  субъектов Федерации не должна  выходить за рамки основ федеральной  финансовой политики, а также  совместно установленных общих  принципов налогообложения и  сборов. Система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения и сборов  устанавливаются федеральным законом.

Единство  финансовой политики является необходимым  условием гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в стране и свободного перемещения  финансовых средств (ст. 8), а также  требует единой денежной системы.

3. Равноправие  субъектов Федерации в области  финансовой деятельности определяется  ст. 5 Конституции РФ. На каждого  из субъектов в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает бюджет, устанавливает налоги и т.д.

4. Самостоятельность  финансовой деятельности органов  местного самоуправления гарантирована  Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти  органы руководствуются в своей  деятельности законодательством  РФ и соответствующего субъекта  Федерации. Они самостоятельно  утверждают и исполняют местный  бюджет, образуют и используют  внебюджетные целевые фонды, устанавливают  местные налоги и сборы в  соответствии с упомянутым законодательством.

Информация о работе Анализ финансовой деятельности государства и муниципальных образований