Валютное регулирование и валютный контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 16:22, курсовая работа

Краткое описание

Созданный в России механизм валютного контроля имеет своей основной целью обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.
Цель написания курсовой работы заключается в анализе процесса валютного регулирования и контроля, обзоре методов валютного регулирования и контроля, исследовании и систематизации факторов и механизмов, влияющих на процесс валютного регулирования и контроля и составлении модели.

Содержание

Введение
1. Анализ процесса валютного регулирования и контроля
2. Обзор форм и методов валютного регулирования и контроля
3. Исследование и систематизация факторов, влияющих на развитие валютных отношений в РФ и на воздействие государственного валютного контроля на экономику России
4. Моделирование процесса валютных операций
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование и валютный контроль.doc

— 607.00 Кб (Скачать файл)

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО Тульский государственный  университет

Кафедра "Финансы и менеджмент"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине "Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики"

на тему "Валютное регулирование и валютный контроль"

 

 

 

Выполнил:

студент гр. 740771/20

Урганов Т.В.

Проверил:

д.э.н., проф. Федорова Е.А.

 

 

 

 

Тула – 2013

 

Оглавление

Введение

1. Анализ процесса валютного регулирования и контроля

2. Обзор форм и методов валютного регулирования и контроля

3. Исследование и систематизация факторов, влияющих на развитие валютных отношений в РФ и на воздействие государственного валютного контроля на экономику России

4. Моделирование процесса  валютных операций

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

 

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму  осуществления валютной политики государства. В свою очередь, валютная политика –  это составная часть общеэкономической, в том числе денежно-кредитной, политики государства, направленная на укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, приостановку бегства капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление российского рубля и т.д.

С упразднением государственной монополии  на внешнюю торговлю и началом  либерализации внешнеторговой деятельности резко увеличилось количество физических и юридических лиц, сталкивающихся в своих повседневных нуждах с валютным законодательством. Создание же внутреннего валютного рынка в России придало валютно-правовому регулированию постоянный характер.

Созданный в России механизм валютного  контроля имеет своей основной целью  обеспечение полного и своевременного поступления экспортной валютной выручки в РФ в интересах оздоровления федерального бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов.

Цель написания курсовой работы заключается в анализе процесса валютного регулирования и контроля, обзоре методов валютного регулирования и контроля, исследовании и систематизации факторов и механизмов, влияющих на процесс валютного регулирования и контроля и составлении модели.

 

 

  1. Анализ процесса валютного регулирования и контроля

 

Валютное регулирование - деятельность государственных органов по управлению обращением валюты, контролю за валютными  операциями, воздействию на валютный курс национальной валюты, ограничению  использования иностранной валюты.

Валютный контроль – контроль со стороны государства за порядком приобретения юридическими и физическими  лицами иностранной валюты и проведения валютных операций, за перемещением валюты через таможенную границу.

Создание действенного финансово-правового механизма валютного контроля является необходимым условием обеспечения государственных экономических интересов. Механизм валютного контроля за экспортными и импортными операциями позволяет также осуществлять их учет и выявлять нарушения валютного законодательства, допущенные в процессе исполнения внешнеэкономических сделок. Вместе с тем финансово-правовой механизм валютного контроля не должен ущемлять права подконтрольных субъектов. В этих целях валютным законодательством установлено, что резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право:

а) знакомиться с актами проверок, проведенными органами и агентами валютного  контроля;

б) обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов  валютного контроля и их должностных лиц в административном и судебном порядке;

в) на возмещение в установленном  законодательством порядке реального  ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов  и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

При осуществлении валютных операций на территории Российской Федерации резиденты и нерезиденты обязаны:

а) представлять органам и агентам  валютного контроля документы и  информацию, связанные с проведением  валютных операций, открытием и ведением счетов;

б) вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

в) выполнять предписания органов  валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства и актов органов валютного  регулирования.

Осуществление контрольных мероприятий  в любой сфере финансовой деятельности, а в валютной особенно, должно основываться на адекватном законодательстве. Несовершенство валютного законодательства, просчеты и недостаток опыта в работе контролирующих и правоохранительных органов используются в криминальных целях посредством совершения сделок, наносящих ущерб экономической безопасности государства.

Как показывает мировой опыт, только страны с мощным экономическим и  финансовым потенциалом могут справиться с серьезными финансовыми проблемами без установления жесткого валютного  контроля за международным движением платежей и капиталов. Несмотря на усиление в мире тенденции к отмене валютных ограничений, современное состояние экономики и финансов России, в значительной мере подорванное бесконтрольным вывозом национальных ресурсов, не позволяет в настоящее время полностью отказаться от применения государством мер валютного регулирования и контроля.

Одной из важнейших задач проводимых контрольных мероприятий должно стать своевременное выявление, пресечение и предотвращение нарушений  установленных законодательством правил валютного регулирования, призванных обеспечить устойчивость национальной валюты РФ.

Валютный контроль и регулирование  в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом и иными федеральными законами.

Органами валютного контроля и  регулирования в Российской Федерации  являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные  органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного  контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.

 

Рис. 1. Органы, осуществляющие валютный контроль

 

Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет экономических мер  в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней  валютной политики Российской  Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций.

Валютный контроль является разновидностью финансового контроля, поэтому ему присущи все общие черты финансового контроля. В то же время он имеет некоторые специфические черты. Его основными направлениями являются:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами  обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности  учета и отчетности по валютным операциям.

На таможенные органы как агентов  валютного контроля возложен контроль за соблюдением валютных ограничений  в сфере внешнеэкономической  деятельности, связанной с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФТС России от 08.05.2008 № 557 осуществляется реализация аналитической программы ФТС  России "Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий".

Совместно с Банком России с июля 2010 года ведется работа по внесению изменений в Соглашение об информационном обмене от 26.11.2006 в части расширения состава представляемой Банком России в ФТС России информации за счет включения в нее сведений о расчетах по контрактам на экспорт и импорт работ и услуг, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации (в настоящее время в ФТС России поступают сведения только по договорам купли – продажи) и значительного сокращения сроков передачи информации – до технологически необходимого срока формирования банковской отчетности (1 – 1,5 месяца), а также расширения состава представляемой ФТС России Банку России информации за счет включения в нее сведений о расхождениях данных об оформленных паспортах сделок и ГТД.

ФТС России совместно с Банком России в результате применения автоматизированной технологии валютного контроля (основанной на применении паспортов сделок), осуществляемого таможенными органами, выявлены схемы проведения незаконных валютных операций по переводу денежных средств за рубеж (на основании представляемых в банки поддельных таможенных деклараций). По данным фактам в 2011 году возбуждено 32 уголовных дела.

В 200 году при осуществлении валютного контроля таможенными органами достигнуты следующие результаты.

 

 

Рис. 2. Объем экспортно-импортных операций с расчетами денежными и иными платежными средствами, средствами, охваченных технологиями валютного контроля, в 2010 – 2011 годах

 

Объем экспортных операций с расчетами  денежными и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2011 год составил 462,2 млрд. долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30%.

Объем импортных  операций с расчетами денежными  и иными платежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля, за 2011 год составил 240,5 млрд. долларов США, что на 27% превышает объем импортных операций за 2010 год.

За 2011 год таможенными органами проведено более 23 тыс. проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации, в ходе которых выявлено более 37 тыс. нарушений на сумму 105,6 млрд. рублей. По сравнению с прошлым годом количество проверок сократилось на 30%, административная нагрузка на участников ВЭД снизилась, однако количество выявленных нарушений выросло на 34%, а их сумма – в 2,8 раза, что говорит о значительном росте эффективности проверочной работы подразделений валютного контроля.

По нарушениям валютного законодательства, выявленным в 2011 году, таможенными органами возбуждено 9,3 тыс. дел об АП, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, что на 28% превышает показатель 2010 года. Рассмотрение дел данной категории осуществляет орган валютного контроля – Росфиннадзор.

 

Рис. 3. Сведения о перемещении наличной иностранной валюты физическими лицами и юридическими лицами в 2010 – 2011 годах

 

За 2011 год по делам о нарушениях валютного законодательства, возбужденным таможенными органами, Росфиннадзором наложены штрафы на сумму 4 млрд. рублей, что на 28% больше, чем за 2010 год.

В соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации № 80 между  ФТС России и Росфиннадзом централизованно  осуществляется обмен информацией  и документами о нарушениях валютного законодательства. За 2010 год ФТС России передала в Росфиннадзор 37,5 тыс. сообщений о выявленных таможенными органами нарушениях валютного законодательства на сумму 105,6 млрд. рублей, а также направила 13,3 тыс. документов, подтверждающих данные нарушения.

Истощающая валютные резервы страны спекулятивная атака на рубль  требует серьезной инвентаризации мер валютного контроля.

Российские экономисты спорят, что более оправданно: проводить  обесценение рубля в несколько  этапов или обвалить курс разом, а потом, если не будет противопоказаний, начать постепенный разворот? Другими словами, предлагается выбор между "плохим" и "очень плохим" сценариями, которые рассматриваются как вынужденная мера ввиду отсутствия разумных альтернатив.

Информация о работе Валютное регулирование и валютный контроль