Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительству России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава1.Содержание государственного долга………………………..………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы………………….. 5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы……………. 8
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………….. 12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга……………………. 12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России……….. ….17
2.3.Проблемы правового регулирования обслуживания государственного долга РФ………………………………………..…………... 25
Заключение…………………………………………………………………...…. 28
Список используемой литературы…………………
На втором этапе управления государственным догом формируется программа эмиссии государственных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов. От качества выполнения работ на втором этапе зависит, в частности, наличие или отсутствие в перспективе «пиков» платежей по долгам, а также своевременное поступление ресурсов для погашения ранее произведенных заимствований в порядке их рефинансирования.
На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки по государственным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).
Четвертый этап – антикризисное управление – связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций, обилием которых отмечена новейшая российская история в период после распада СССР. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации, секьюритизации и т.д.
Пятый этап – исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов.
Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю за эффективным использованием заимствованных средств.
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга
Кандидат экономичесих наук И. Хакамада справедливо отмечает: "Может показаться, что проблема деления государственного долга на внутренний и внешний схоластична и далека от реальности. Однако в ходе анализа положения в этой области приходится сталкиваться с очень большими трудностями при обработке данных, поскольку отсутствует единая для всех видов заимствований методика. Ключевым (идеологическим) является валюта обязательства. Есть и настоящие курьезы, например, обязательства по облигациям внутреннего валютного займа вообще не учитываются в составе государственного долга".5
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный рост объема государственного долга, критической величины расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных фактора:
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего к его двукратному занижению;
- высокая доходность
Состояние внутреннего государственного долга.
Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2005 года составил 660,37 млрд. руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд. руб.6
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 декабря составляют:
ОФЗ-АД – 372,26 млрд. руб. (на 2,35
млрд. больше, чем на 1 ноября).
ОФЗ-ФК – 199,31 млрд. руб. (на 9,03 млрд. меньше,
чем на 1 ноября);
ОФЗ-ПД – 50,48 млрд. руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК – 24,10 млрд. долл. (без изменений);
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений);
ГКО – 2,72 млрд. руб. (на 2,47 млрд. руб. меньше,
чем на 1 ноября).
В целом с начала года государственный
внутренний долг увеличился на 5,86 млрд.
руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2005 года
государственный внутренний долг составлял
654,51 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 года составил 663,53 млрд. руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд. руб.
В структуре
государственного внутреннего долга наибольшую
его часть на 1 января составляют ОФЗ-АД
– 375,42 млрд. руб.
ОФЗ-ФК – 199,31 млрд. руб. (+0,0002);
ОФЗ-ПД – 50,48 млрд. руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК – 24,10 млрд. долл. (без изменений);
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений);
ГКО – 2,72 млрд. руб. (без изменений).
В целом за год
государственный внутренний долг увеличился
на 9,02 млрд. руб., или на 1,4 проц. На 1 января
2005 года государственный внутренний долг
составлял 654,51 млрд. руб.
Государственный внутренний долг РФ на
1 марта 2007 года составил 685,506 млрд. руб.,
увеличившись за месяц на 13,897 млрд. руб.
ОФЗ-АД – 405,093 млрд. руб. (на 13,6 млрд. больше,
чем на 1 февраля).
ОФЗ-ФК – 187,693 млрд. руб. (-3,624 млрд.);
ОФЗ-ПД – 50,471 млрд. руб. (-0,005 млрд.);
ОФЗ-ПК – 24,100 млрд. руб. (-0,001 млрд.);
ОГНЗ – 11,50 млрд. руб. (без изменений);
ГКО – 6,649 млрд. руб. (+3,927 млрд.)
Финансирование расходов на
ОФЗ-ФК – 10,7 млрд. рублей,
ОФЗ-АД – 21,0 млрд. рублей,
ОФЗ-ПД – 1,7 млрд. рублей.
В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе
ОФЗ-ФК – на 0,07 млрд. рублей,
ОФЗ-АД – на 0,79 млрд. рублей
ОФЗ-ПД – на 0,56 млрд. рублей
и составили 31,9 млрд. рублей.
Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.
Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд. рублей.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2009 г составил порядка 850 млрд. руб. против 756,82 млрд. руб. на 1 января 2005 г
Государственный внешний долг РФ за 2006 год снизился на 9,2 млрд. долл. и составил на 1 января 2007г. 110,5 млрд. долл.
При расчетах в евро российский госдолг за минувший год снизился на 14,6 млрд. евро – до 81,1 млрд. евро.
Согласно предварительной информации Минфина РФ, задолженность странам-участницам Парижского клуба за год снизилась на 4,6 млрд. долл. с 47,7 млрд. долл. (38,2 млрд. евро) и на 1 января 2007 года составила 43,1 млрд. долл. (31,7 млрд. евро). Задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб, уменьшилась на 0,4 млрд. долл. – с 7 млрд. долл. (5,6 млрд. евро) до 6,6 млрд. долл. (4,9 млрд. евро).
Коммерческая задолженность РФ за 2006 год снизилась на 0,9 млрд. долл. – с 3,8 млрд. долл. (3,1 млрд. евро) до 2,9 млрд. долл. (2,1 млрд. евро). Задолженность перед международными финансовыми организациями снизилась на 2,4 млрд. долл. – с 12,1 млрд. долл. (9,6 млрд. евро) до 9,7 млрд. долл. (7,1 млрд. евро). Задолженность перед Международным валютным фондом (МВФ) уменьшилась на 1,6 млрд. долл. – с 5,1 млрд. долл. (4,1 млрд. евро) до 3,5 млрд. долл. (2,6 млрд. евро), перед Всемирным банком – на 0,6 млрд. долл. – с 6,6 млрд. долл. (5,3 млрд. евро) до 5,7 млрд. долл. (4,2 млрд. евро), долг ЕБРР по сравнению с началом 2004 год не изменился и составил 0,4 млрд. долл. (0,3 млрд. евро).
Госдолг России, выраженный в еврооблигациях за 2004 год, сократился на 0,3 млрд. долл. – до 35,4 млрд. долл. (долг в евро не изменился и составил 25,9 млрд. евро). Госдолг в ОВГВЗ не изменился в долларовом исчислении и составляет 7,3 млрд. долл., но уменьшился на 0,5 млрд. евро – до 5,3 млрд. евро. Задолженность по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным за счет средств Банка России, снизилась на 0,7 млрд. долл. – с 6,2 млрд. долл. (5 млрд. евро) до 5,5 млрд. долл. (4 млрд. евро).
Внешэкономбанк в счет погашения и обслуживания долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов по поручению Минфина РФ в период с 18 по 22 февраля 2005 года выплатил сумму, эквивалентную 2 млрд. 203 млн. 930 тыс. 881,14 долл.
31 января 2007 года Россия полностью выплатила долг МВФ в размере 3,3 млрд. долл., подлежащих возврату в 2005-2008 годах. Данный платеж был осуществлен за счет средств Стабфонда сверх накопленной суммы в 500 млрд. руб., в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете на 2005 год». Расплатившись досрочно, Россия сэкономила на процентах 204 млн. долл.
До выплаты странам – кредиторам Парижского клуба долги РФ составляли $45 млрд., из которых более $40 млрд. – долги бывшего Советского Союза. Крупнейшими кредиторами России являются Германия ($20,3 млрд.), Италия ($5,7 млрд.), Япония ($3,7 млрд.), США ($3,5 млрд.) и Франция ($3,4 млрд.).
Объем внешнего госдолга в 2007 году сократился на $32 млрд. Одновременно темпы роста внутреннего долга составили 11-12%.
Объем рыночной доли рублевых государственных ценных бумаг на начало 2006 года составил 84,8%, в то время как на начало 2005 года составлял 76%. Тенденции роста среднего срока платежей по облигациям. На начало 2006 года он составляет 5,2 года, в то время как на начало 2005 года – 4,8 года.
В конце декабря Минфин досрочно выплатил около $4,4 млрд. по внешнему долгу по кредитам ЦБ РФ 1998-1999 года. В 1998-1999 годах в условиях острой нехватки средств, необходимых для исполнения федерального бюджета РФ и выполнения долговых обязательств перед внешними кредиторами, Минфин в соответствии с федеральными законами от 29 декабря 1998 года “О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики” и от 5 июля 1999 года “О внесении изменений в ст.102 закона “О федеральном бюджете на 1999 года” привлек от Внешэкономбанка за счет средств, предоставленных Банком России, кредиты в иностранной валюте на общую сумму 6,8 млрд. долл.
Полученные средства были тогда использованы Минфином России для осуществления неотложных платежей по погашению и обслуживанию государственного внешнего долга РФ.
Проблема внешней задолженности требует постоянного контроля, поскольку может оказывать очень серьезное негативное влияние на развитие страны в долгосрочной перспективе (например, финансовая изоляция в случае дефолта по внешнему долгу). Нельзя забывать, что глубокий более чем десятилетний кризис в Латинской Америке, сопровождавшийся длительным спадом производства и исключительно высокой инфляцией, был спровоцирован именно крупными внешними долгами.
2.2. Анализ управления государственным долгом в России
Объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 5 343 217,4 млн. рублей и увеличился по сравнению с его объемом на 1 января 2011 года на 1 185 063,4 млн. рублей.
За 2011 год доля государственного внешнего долга Российской Федерации в общем объеме государственного долга Российской Федерации сократилась с 29,3% до 21,6%, соответственно доля государственного внутреннего долга Российской Федерации выросла с 70,7% до 78,4 процента.
Изменение объемов государственного долга Российской Федерации за 2007 – 2011 годы
Показатель |
на 01.01.2008 |
на 01.01.2009 |
на 01.01.2010 |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
Государственный долг Российской Федерации - всего |
2 402 801,7 |
2 692 013,1 |
3 233 151,2 |
4 158 154,0 |
5 343 217,4 |
к ВВП(%) |
7,2 |
6,5 |
8,3 |
9,2 |
9,8 |
в том числе: |
|||||
Государственный внутренний долг Российской Федерации |
1 301 151,9 |
1 499 824,4 |
2 094 730,6 |
2 940 391,6 |
4 190 553,0 |
к ВВП(%) |
3,9 |
3,6 |
5,4 |
6,5 |
7,7 |
Государственный внешний долг Российской Федерации |
1 101 649,8 |
1 192 188,7 |
1 138 420,6 |
1 217 762,4 |
1 152 664,4 |
к ВВП(%) |
3,3 |
2,9 |
2,9 |
2,7 |
2,1 |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2012 года составил 4 190 553,0 млн. рублей, что на 1 250 161,4 млн. рублей больше, чем на 1 января 2011 года.
Структура и объем государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2011 год
Виды долга |
Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации |
Изменение | |||
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
млн. рублей |
% | ||
Объем государственного внутреннего долга – всего: |
2 940 391,6 |
4 190 553,0 |
1 250 161,4 |
142,5 | |
Государственные ценные бумаги - всего, в том числе: |
2 461 591,1 |
3 546 435,5 |
1 084 844,4 |
144,1 | |
ОФЗ-ПД |
1 338 592,1 |
1 823 701,6 |
485 109,5 |
136,2 | |
ОФЗ-АД |
815 583,7 |
1 079 583,7 |
264 000,0 |
132,4 | |
ГСО |
307 415,1 |
553 150,0 |
245 734,9 |
179,9 | |
ОВОЗ |
- |
90 000,0 |
90 000,0 |
- | |
Прочие |
0,2 |
0,2 |
0,0 |
100,0 | |
Государственные гарантии |
472 249,8 |
637 334,0 |
165 084,2 |
135,0 | |
Государственные долговые товарные обязательства |
6 550,7 |
6 783,5 |
232,8 |
103,6 |