Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 20:24, курсовая работа
Государственные заимствования уже четыре века помогают правительству России формировать дополнительные (наряду с бюджетными) финансовые ресурсы и обеспечивают финансирование неотложных потребностей в оборонной, экономической и социальной областях. Привлекаемые государством займы и кредиты сыграли особенно большую роль в социально-экономическом развитии страны во второй половине девятнадцатого века, в начале двадцатого столетия они обеспечили финансирование военных расходов.
Введение…………………………………………………………………………. 3
Глава1.Содержание государственного долга………………………..………… 5
1.1.Понятие государственного долга, виды и формы………………….. 5
1.2. Управление государственным долгом, его принципы……………. 8
Глава 2. Проблемы государственного долга РФ…………………………….. 12
2.1. Особенности внешнего и внутреннего долга……………………. 12
2.2. Анализ управления государственным долгом в России……….. ….17
2.3.Проблемы правового регулирования обслуживания государственного долга РФ………………………………………..…………... 25
Заключение…………………………………………………………………...…. 28
Список используемой литературы…………………
Анализ данных, представленных в таблице показывает, что наибольшая доля в государственном внутреннем долге Российской Федерации приходится на государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах Российской Федерации, что составляет 83,7 % (на 1 января 2011 года) и 84,6 % (на 1 января 2012 года).
В 2011 году Министерство финансов Российской Федерации осуществляло заимствования, носящие в основном среднесрочный характер.
В результате операций, проведенных
Минфином России в 2011 году, государственный
внутренний долг Российской Федерации,
выраженный в государственных ценных
бумагах Российской Федерации, по состоянию
на
1 января 2012 года составил 3 546 435,5 млн. рублей
(по состоянию на 1 января 2011 года – 2 461
591,1 млн. рублей).
Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга Российской Федерации за 2011 год составило 44,1 % или 1 084 844,4 млн. рублей.
Основная доля в объеме
Объем долга по ГСО-ППС
245 734,9 млн. рублей, или на 140,1% и составил
по состоянию на 1 января 2012 года 421 150,0
млн. рублей. В 2011 году Минфин России продолжил
размещение государственных сберегательных
облигаций. В течение года размещены пять
выпусков государственных сберегательных
облигаций с постоянной процентной ставкой
купонного дохода: ГСО-ППС № 35010RMFS с погашением
в 2015 году и объемом эмиссии 80 000,0 млн. рублей,
ГСО-ППС № 35011RMFS с погашением в 2015 году
и объемом эмиссии 30 000,0 млн. рублей, ГСО-ППС
№ 36003RMFS с погашением в 2018 году
и объемом эмиссии 15 250,0 млн. рублей, ГСО-ППС
№ 36004RMFS с погашением в 2021 году и объемом
эмиссии 50 250,0 млн. рублей и ГСО-ППС № 36005RMFS
с погашением в 2021 году и объемом эмиссии
70 650,0 млн. рублей. Размещение ГСО осуществлялось
по закрытой подписке.
В 2011 году Минфин России впервые разместил на международном рынке капитала облигации внутренних облигационных займов Российской Федерации выпуска № 49001RMFS с погашением в 2018 году и объемом эмиссии 90 000,0 млн. рублей.
В результате проводимой в 2011 году политики внутренних заимствований при одновременном значительном погашении ранее выпущенных среднесрочных государственных облигаций, сложилась следующая временная структура государственного внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах Российской Федерации
)
Сроки обращения ОФЗ/ГСО, установленные при выпуске |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
до 1 года |
0,0 |
0,0 |
от 1 года до 5 лет |
1 129 429,3 |
1 412 462,5 |
от 5 лет до 30 лет |
1 332 161,6 |
2 133 972,8 |
Фактически сложившийся
график погашения государственных
ценных бумаг Российской Федерации
свидетельствует о равномерном
распределении погашения
Результатом проводимой Минфином России в 2011 году политики заимствований на внутреннем рынке явилось следующее изменение характеристик рынка ГКО-ОФЗ
Показатель |
на 31.12.2010 |
на 30.12.2011 |
Объем рыночного долга, млрд. рублей |
2 054,1 |
2 803,3 |
Дюрация портфеля ГКО-ОФЗ, дней |
1 337,1 |
1 390,4 |
Данные, представленные в таблице свидетельствуют о следующем:
- за указанный период
рыночный долг, выраженный в государственных
ценных бумагах Российской
- за указанный период
дюрация рыночного портфеля
По государственным гарантиям Российской Федерации изменение государственного внутреннего долга Российской Федерации составило 165 084,2 млн. рублей и сложилось за счет:
1) предоставления
- по заимствованиям открытого
акционерного общества «
(4 гарантии);
- по кредитам либо
(4 гарантии);
- по кредитам либо
- по кредитам, привлекаемым
организациями оборонно-
2) списания государственного
внутреннего долга Российской
Федерации по государственным
гарантиям Российской
Предоставление
25 500,0 млн. рублей –
по обязательствам страхования
военных рисков, рисков угона
и других подобных рисков
15 000,0 млн. рублей - по кредитам,
привлекаемым юридическими
56 827,0 млн. рублей - по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами, отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на осуществление инвестиционных проектов;
50 000,0 млн. рублей - по кредитам,
привлекаемым юридическими
45 768,3 млн. рублей - по кредитам,
привлекаемым организациями
25 000,0 – по кредитам, привлекаемым открытым акционерным обществом «Концерн ПВО «Алмаз-Антей» на строительство новых заводов.
По состоянию на 1 января 2012 года указанные государственные гарантии Российской Федерации не предоставлены.9
На погашение государственных
долговых товарных обязательств в 2011 году
направлено 10,2 млн. рублей, однако,
за счет роста цен на товары народного
потребления государственный
Объем государственного внешнего
долга Российской Федерации на
1 января 2012 года составил 1 152 664,4 млн. рублей
(35 801,4 млн. долларов США), что на 65 098,0 млн.
рублей (4 155,5 млн. долларов США) меньше,
чем на 1 января 2011 года.
Структура и объем государственного внешнего долга Российской Федерации
Виды долга |
на 01.01.2011 |
на 01.01.2012 |
Изменение | |||
млн. долл. США |
млн. рублей |
млн. долл. США |
млн. рублей |
млн. долл. США |
млн. рублей | |
Объем государственного внешнего долга Российской Федерации – всего, в том числе: |
39 956,9 |
1 217 762,4 |
35 801,4 |
1 152 664,4 |
- 4 155,5 |
- 65 098,0 |
- по кредитам правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций |
6 812,2 |
207 614,3 |
5 584,6 |
179 803,2 |
- 1 227,6 |
- 27 811,1 |
- по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте |
32 231,5 |
982 314,9 |
29 207,8 |
940 377,8 |
- 3 023,7 |
- 41 937,1 |
- по государственным гарантиям
Российской Федерации, |
913,2 |
27 833,2 |
1 009,0 |
32 483,4 |
+ 95,8 |
+ 4 650,2 |
Государственный внешний долг Российской Федерации по кредитам правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, международных финансовых организаций уменьшился на 1 227,6 млн. долларов США. В 2011 году полностью погашена задолженность Российской Федерации перед Таиландом, Хорватией и Уругваем.
Государственный внешний долг Российской Федерации по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте, уменьшился на 3 023,7 млн. долларов США, в том числе в результате погашения облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа VII серии в сумме 1 750,0 млн. долларов США.
В 2011 году государственный
внешний долг Российской Федерации
по государственным гарантиям
- по обязательствам HIDROTOAPI EP Республика Эквадор в размере 180,0 млн. долларов США (1 гарантия);
- по обязательствам ЗАО
«Осташковский кожевенный
- по обязательствам ОАО
«Нововятский лыжный комбинат»
в размере
7,2 млн. долларов США (1 гарантия).
Вместе с тем, с учетом
списания государственного внешнего долга
Российской Федерации по государственным
гарантиям Российской Федерации
в связи со своевременным исполнением
принципалами обязательств в сумме
131,9 млн. долларов США, изменения по
государственному внешнему долгу Российской
Федерации в части
2.3 Проблемы правового
регулирования обслуживания
Проблемы совершенствования правового регулирования государственных и муниципальных долговых обязательств напрямую связаны с решением целого ряда задач, в том числе поставленных Российским государством при проведении правовой реформы. Это обусловлено прежде всего тем, что государственный и муниципальный долг экономической и финансово-правовой науками всегда рассматривается как явление многоаспектное и полифункциональное.
Так, общепринятым для науки финансового
права является положение о тесной взаимозависимости
государственного (муниципального) долга
и налоговой системы. Это обусловлено
тем, что государственный долг даже на
заре возникновения государств выполнял
макроэкономическую функцию, ему была
отведена роль альтернативы увеличению
налогового бремени для живущих поколений,
т.е. роль своеобразного инструмента "переложения"
этого бремени на будущие поколения. Однако,
на наш взгляд, на современном этапе развития
российской экономики отношения в сфере
государственного и муниципального долга
затрагивают интересы государства и муниципальных
образований намного шире, и их следует
оценивать иначе, чем просто влияние на
налоговую политику. Эти отношения в настоящее
время напрямую связаны с состоянием спроса,
бюджета, а также с денежно-кредитной политикой,
инвестиционным климатом и т.п., то есть
фактически со всеми направлениями государственной
финансовой и правовой политики. Следует
отметить, что особая роль государственного
(муниципального) долга обусловлена публичным
характером последнего, который подтверждается
нижеследующим.
Во-первых, социальной
обусловленностью целей создания и использования
рынка долговых обязательств (погашение
дефицита бюджета, межбюджетное регулирование,
финансовая поддержка государственно
значимых отраслей и сфер экономики и
другие общезначимые для государства
и его граждан цели); во-вторых, прямой
связью с экономической безопасностью
государства (государство-должник стоит
перед угрозой выполнения любых требований
государств-кредиторов; и наконец, в-третьих,
прямой зависимостью с финансово-экономическими
интересами членов общества (угроза неплатежей
работникам бюджетной сферы, роста налогов,
сборов, других общеобязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды).
Важно отметить,
что столь значительная роль государственного
(муниципального) долга в его непосредственном
влиянии на развитие государства была
оценена и российским законодателем. Не
случайно в условиях серьезнейших экономических
и политических преобразований, которые
произошли в нашей стране в 90-х годах, проблемы
правового регулирования государственного
(муниципального) кредита и долга стали
одновременно одними из самостоятельных
направлений осуществления правовой реформы
и прежде всего такого ее направления,
как право- (нормо-) творчество. Впервые
в законодательной практике нашего государства
регулирование этого вопроса выносится
на уровень акта высшей юридической силы
- закона!