Контрольная работа по дисциплине "Финансовое право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:39, контрольная работа

Краткое описание

1. Субъекты налоговых правоотношений: понятие, классификация.
2. Правовая характеристика государственных ценных бумаг как составной части фондового рынка.
3. Практическая часть.

Содержание

1. Субъекты налоговых правоотношений: понятие, классификация. . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Понятие субъекта налоговых правоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2 Классификация субъектов налоговых правоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Правовая характеристика государственных ценных бумаг как составной части фондового рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Понятие и краткая характеристика рынка ценных бумаг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Законодательные основы становления рынка ценных бумаг в России. . . . . . . 15
2.3 Соблюдение законодательства. Контроль за соблюдением законодательства. 16
2.4 Правовая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Практическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная ФП.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей,

 экономики и права»

Филиал  в  г. Красноярске

 

 

Юридический факультет

 

Специальность: Юриспруденция – 030501

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

по дисциплине Финансовое право

 

на тему:            Вариант 6

 

 

Студент___________________________отделения

(очно-заочного, заочного)

 

                                             курс____________________________________группа_____________________

 

 

__________________________________________________________________________

      (фамилия, имя, отчество)

 

 

Проверил:_________________________________

                  (ф.и.о)

___________________________________________

(ученая степень, звание)

 

 

 

 


г. Красноярск

              

   20___ год

 

Содержание

 

 

1. Субъекты налоговых правоотношений: понятие, классификация. . . . . . . . . . . . . 3

1.1 Понятие субъекта налоговых  правоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1.2 Классификация субъектов налоговых правоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

2. Правовая характеристика государственных ценных бумаг как составной части фондового рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.1 Понятие и краткая характеристика рынка ценных бумаг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

2.2 Законодательные основы становления  рынка ценных бумаг в России. . . . . . . 15

2.3 Соблюдение законодательства. Контроль  за соблюдением законодательства. 16

2.4 Правовая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21 Практическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Субъекты налоговых правоотношений: понятие, классификация.

 

§ 1.1 Понятие субъекта налоговых правоотношений.

 

Субъект налогового права - это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Субъект налогового правоотношения - правосубъектное лицо, у которого в рамках налогового правоотношения возникают субъективные юридические права и обязанности. Как видим, понятия "субъект налогового права" и "участник налогового правоотношения" близки, но не тождественны. Эти категории соотносятся как целое и часть (общее и частное): участник налогового правоотношения всегда выступает субъектом налогового права, поскольку обладает соответствующей правосубъектностью; но не всякий субъект налогового права является участником конкретного налогового правоотношения.

Правосубъектность по своей роли и специфическим функциям в механизме правового регулирования выступает в качестве средства фиксирования (закрепления) круга субъектов - лиц, обладающих способностью быть носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Налоговая правосубъектность, конкретизируя круг реальных субъектов налогового права, является вместе с тем первичной ступенью конкретизации налогово-правовых норм, на которой определяется общее юридическое положение субъектов: субъекты налогового права ставятся в то или иное положение по отношению друг к другу.

 

Таким образом, налоговая правосубъектность - это установленная нормами налогового права способность быть носителем юридических прав и обязанностей в сфере организационно-имущественных и организационных отношений по установлению, введению и уплате налогов и сборов, а также в иных отношениях, неразрывно связанных с перечисленными. В частности, налоговая правосубъектность также может предоставлять лицу способность участвовать в отношениях, возникающих в процессе осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также в иных отношениях, входящих в предмет налогового права.

 

§ 1.2 Классификация субъектов налоговых правоотношений.

 

Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст. 9 НК РФ1 являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налогоплательщиками  или плательщиками сборов, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с Кодексом налоговыми агентами;

3) Федеральная налоговая служба  и ее территориальные подразделения (налоговые органы);

4) Федеральная таможенная служба  и ее подразделения;

5) государственные органы исполнительной  власти и исполнительные органы  местного самоуправления, другие  уполномоченные ими органы и  должностные лица, осуществляющие  в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов (сборщики налогов и сборов);

6) Министерство финансов РФ, министерства  финансов республик, финансовые  управления администраций краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов, городов (финансовые органы), иные уполномоченные органы при решении вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных Кодексом;

7) органы государственных внебюджетных  фондов;

8) органы внутренних дел.

Налоговое правоотношение складывается между различными категориями субъектов, но основными группами субъектов являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые органы2.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.

При характеристике налогоплательщиков физических лиц следует иметь в виду, что возникновение налоговой обязанности у физического лица не связано с наступлением какого-либо возраста. Например, несовершеннолетний становится налогоплательщиком, т.е. у него возникает налоговая обязанность, если ему на праве собственности принадлежит имущество, являющееся объектом обложения каким-либо налогом. В данном случае эта обязанность выполняется не самим несовершеннолетним, который является недееспособным, а его родителями, усыновителями, представителями. К организациям-налогоплательщикам относятся как сами юридические лица, так и их филиалы.

Помимо российских юридических и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками в соответствии с законодательством могут быть и иностранные организации, иностранные граждане налоговые нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежание двойного налогообложения.

В целом налогоплательщики и плательщики сборов могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1) по характеру субъекта выделяются  физические лица и организации;

2) по месту преимущественного пребывания и источника получения дохода на резидентов и нерезидентов;

3) по хозяйственной обособленности  на единые и консолидированные (взаимозависимые лица);

4) по характеру деятельности  на общие и специальные, к которым  могут быть отнесены сельхозпроизводители, лица, добывающие полезные ископаемые и т.п.

Законодательство помимо основных субъектов налоговых отношений, к которым относятся, как отмечалось, налогоплательщики и плательщики сборов с одной стороны, и государство (муниципальные образования) в лице налоговых органов с другой стороны, определяет и иных участников налоговых правоотношений. В НК РФ дается понятие налогового агента, который может, как отмечалось, быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.

В НК РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях (ст. 26 ГК)3. Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. Указанные положения распространяются на плательщиков сборов и на налоговых агентов. Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов. Законными представителями налогоплательщика физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс вводит новое понятие «сборщик налогов и (или сборов)». В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами. В соответствии с Кодексом сборщиками налогов (сборов) могут быть только государственные или муниципальные органы исполнительной власти, уполномоченные ими органы и должностные лица. Функции сборщиков выполняют, например, таможенные органы (по таможенным платежам), органы местного самоуправления (по приему платежей налога на землю).

В законодательстве выделяются лица, обязанные контролировать правильность исчисления и полноту уплаты налогов и сборов, к которым могут быть отнесены суды, нотариусы, органы регистрации актов гражданского состояния и т.п. Суды, например, не принимают к рассмотрению исковые заявления, если не уплачена государственная пошлина. Нотариусы также осуществляют контроль за уплатой налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, при осуществлении нотариального оформления соответствующих сделок. К лицам, обязанным информировать налоговые органы о фактах, имеющих важное значение для налогообложения, относятся нотариусы, которые обязаны информировать о совершенных сделках по оформлению перехода права собственности на имущество в порядке наследования или дарения, не позднее пяти дней . НК РФ в ряде случаев устанавливает обязанность соответствующих лиц представлять налоговым органам данные, необходимые для исчисления налога, а также для организации налогового контроля. К ним могут быть отнесены органы, регистрирующие или учитывающие недвижимое имущество, транспортные средства, являющиеся объектами налогообложения. Банки обязаны представлять информацию в налоговые органы об открытии или закрытии счета организации или предпринимателю в пятидневный срок. В процессе проведения контрольных мероприятий налоговые органы могут привлекать лиц, обладающих специальной квалификацией, знаниями, например, экспертов, специалистов, переводчиков. Эти лица обязаны оказывать содействие налоговым органам в проведении мероприятий налогового контроля. Помимо названных лиц, налоговые органы привлекают свидетелей, предусмотрев в ст. 128 НК РФ ответственность свидетеля за отказ или уклонение от показаний либо за заведомо ложные показания. К этой же категории лиц могут быть отнесены и понятые, которые привлекаются налоговыми органами, в частности, при проведении осмотра помещения или территории налогоплательщика (ст. 98 НК РФ). Особое положение в налоговых правоотношениях занимают банки. Эти субъекты одновременно являются и налогоплательщиками, и налоговыми агентами, и сборщиками налогов, на них возлагаются также иные обязанности публично-правового характера.

Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществляя свои функции, налоговые, таможенные органы и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах. Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, иных обязательных платежей в случаях, предусмотренных законодательством. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Переход к рыночным отношениям в экономике, изменения в области ценообразования и планирования, возникновение таких хозяйствующих субъектов, как хозяйственные товарищества и общества, приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, превращение налогов в основной источник государственных доходов и т. д. обусловили необходимость появления новых органов, осуществляющих финансовый контроль, и новых форм его проведения.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции4:

- проводит непосредственно и  организует работу государственных  налоговых инспекций по осуществлению  контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет;

- производит в министерствах  и ведомствах, на предприятиях, в  учреждениях и организациях, основанных  на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных  документов, регистров бухгалтерского  учета планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет;

- организует работу государственных  налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

- осуществляет возврат излишне  взысканных и уплаченных налогов  и других обязательных платежей  в бюджет через кредитные организации;

- анализирует отчетные, статистические  данные и результаты проверок  на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Финансовое право"