Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2015 в 13:39, контрольная работа
1. Субъекты налоговых правоотношений: понятие, классификация.
2. Правовая характеристика государственных ценных бумаг как составной части фондового рынка.
3. Практическая часть.
1. Субъекты налоговых правоотношений: понятие, классификация. . . . . . . . . . . . . 3
1.1 Понятие субъекта налоговых правоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1.2 Классификация субъектов налоговых правоотношений. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
2. Правовая характеристика государственных ценных бумаг как составной части фондового рынка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1 Понятие и краткая характеристика рынка ценных бумаг. . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.2 Законодательные основы становления рынка ценных бумаг в России. . . . . . . 15
2.3 Соблюдение законодательства. Контроль за соблюдением законодательства. 16
2.4 Правовая база. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
17 Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21
Практическая часть. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Правоохранительные органы, в том числе органы Министерства внутренних дел РФ5, обязаны оказывать практическую помощь работникам государственных налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых инспекций своих должностных функций. Налоговая инспекция имеет право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам определенные законодательством финансовые санкции. Проверки предприятий, учреждений и организаций оформляются актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах и других платежах в бюджет, факты невыполнения требований должностных лиц государственных налоговых инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений и о внесении причитающихся сумм в бюджет. В случае несогласия с фактами, указанными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры обязаны подписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения.
2. Правовая характеристика государственных ценных бумаг как составной части фондового рынка.
§ 2.1 Понятие и краткая характеристика рынка ценных бумаг.
Одной из важнейших категорий рыночной экономики является понятие финансового рынка. Финансовый рынок представляет собой экономический механизм, обеспечивающий эффективность распределения денежных капиталов между участниками воспроизводственных отношений (производство - распределение - обмен - потребление).
Принимая во внимание различные формы, в которых денежные ресурсы обращаются на финансовом рынке, в его составе обычно принято выделять два сектора:
- рынок банковских ссуд;
- рынок ценных бумаг.
Рынок банковских ссуд можно характеризовать как сектор финансового рынка, охватывающий отношения, которые возникают по поводу представления (привлечения) кредитными учреждениями ссуд (депозитов) на принципах платности и возвратности.
Вторым основным сегментом финансового рынка выступает РЦБ6. Иначе его еще называют фондовым. Свое название он получил благодаря специфическому товару - ценным бумагам, сделки с которыми рынок ценных бумаг призван регулировать и организовывать. Фондовый рынок охватывает как отношения займа (кредитные отношения), так и опосредует отношения совладения. Эти отношения выражаются через выпуск специальных денежных документов - ценных бумаг, имеющих собственную стоимость, выступающих объектом купли-продажи и иных действий.
Ценные бумаги - это права на ресурсы, обособившиеся от своей основы и даже имеющие собственную материальную форму (например, в виде бумажного сертификата, записи по счетам и т.п.)
В качестве ценных бумаг признаются только такие права на ресурсы, которые отвечают следующим фундаментальным требованиям:
- обращаемость;
- доступность для гражданского оборота;
- стандартность и серийность;
- документальность;
- регулируемость и признание государством;
- рыночность;
- ликвидность;
- риск.
Обращаемость - способность ценной бумаги покупаться и продаваться на рынке, а также во многих случаях, выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента, облегчающего обращение других товаров.
Доступность для гражданского оборота - способность ценной бумаги не только покупаться и продаваться но и быть объектом других гражданских отношений, включая все виды сделок (займа, дарения, хранения, комиссии, поручения и т.п.)
Стандартность - ценная бумага должна иметь стандартное содержание (стандартность прав, которые предоставляет ценная бумага, стандартность участников, сроков, мест торговли, правил учета и других условий доступа к указанным правам, стандартность сделок, связанных с передачей ценной бумаги из рук в руки, стандартность формы ценной бумаги и т.п.). Именно стандартность делает ценную бумагу товаром, способным обращаться.
Индивидуальный нестандартный
контракт ограничен рамками
Стандартность связана с таким качеством ценной бумаги как серийность, возможность выпуска ценных бумаг однородными сериями, классами. В этой связи очень часто в качестве ценной бумаги признаются именно стандартные, серийные документы, которые могут выпускаться и обращаться однородными группами. Соответственно, может быть не признан ценной бумагой документ, за которым стоит разовое, с индивидуальными условиями имущественное отношение - документ, имеющий уникальные реквизиты и выражающий сугубо индивидуальную, неповторяющуюся сделку.
Документальность. Ценная бумага - это всегда документ, независимо от того, существует ли она в форме бумажного сертификата или в безналичной форме записи по счетам.
Регулируемость и признание государством. Фондовые инструменты, претендующие на статус ценных бумаг, должны быть признаны государством в качестве таковых, что должно обеспечить их регулируемость и, соответственно, доверие публики к ним.
Рыночность. Обращаемость указывает на то, что ценная бумага существует только как особый товар. который, следовательно, должен иметь, свой рынок с присущей ему организацией, правилами работы на нем и т.д.
Ликвидность - способность ценной бумаги быть быстро проданной и, превращенной в денежные средства (в наличной и безналичной форме) без существенных потерь для держателя, при небольших колебаниях рыночной стоимости и издержках на реализацию.
Необходимо отличать ликвидность конкретной ценной бумаги от:
- ликвидности фондового рынка
в целом (способность рынка поглощать
значительные количества
- ликвидности баланса предприяти
Риск - возможности потерь, связанные с инвестициями в ценные бумаги и неизбежно им присущие.
Обязательность исполнения. По российскому законодательству, не допускается отказ от исполнения обязательства, выраженного ценной бумагой, если только не будет доказано, что ценная бумага попала к держателю неправомерным путем.
Законодательной основой развития рынка ценных бумаг являются нормативно-правовые акты, принятые главным образом в 1991-1999 гг. Общее понятие ценных бумаг и операций с ними дано в Гражданском кодексе РФ. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 22 апреля 1996 г. регулирует деятельность профессиональных участников этого рынка, дает характеристику роли и механизма действия фондовых бирж, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ (ФКЦБ России) и ее региональных отделений, формулирует основные понятия рынка ценных бумаг. Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 25 декабря 1995 г. регламентирует действия акционерного общества на рынке ценных бумаг. Он дает характеристику содержания ряда фондовых операций акционерного общества, определяет права и обязанности владельцев акций и облигаций, правила регистрации ценных бумаг и некоторые вопросы определения рыночной стоимости акций. Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" от 15 марта 1999 г. регламентирует вопросы раскрытия информации и порядок защиты прав и интересов инвесторов на фондовом рынке.
Большое число нормативных актов, выпущенных Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг РФ, регулирует ряд отдельных процедур. Например, "Стандарты эмиссии акций и облигаций и их проспектов эмиссии при реорганизации коммерческих организаций", утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 11 ноября 1998 г. №48, детально описывают порядок выпуска акций и облигаций акционерных обществ и иных коммерческих структур, размещаемых при их реорганизации.
В настоящее время имеют место многие случаи несоблюдения законодательства о ценных бумагах и нарушения прав инвесторов. При этом действующая нормативно-правовая база фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции за выпуск суррогатов ценных бумаг, не созданы механизмы предупреждения и пресечения мошенничества на рынке. Законодательство должно содержать четкое определение оснований для частных исков инвесторов, создавать и закреплять эффективные механизмы их зашиты, предусматривать уголовную ответственность за преступления на фондовом рынке.
§ 2.3 Соблюдение законодательства. Контроль за соблюдением законодательства.
Эффективное регулирование требует не только активного правового и институционального регулирования происходящих в этой сфере процессов, но и создания системы регулярного контроля, обеспечивающего соблюдение законодательства всеми участниками рынка ценных бумаг. На начальном этапе развития фондового рынка в России основное значение имели вопросы создания правил поведения на рынке. Такой подход был в некоторой степени оправдан в период становления рынка ценных бумаг в России. Регулирующие органы - Минфин России, а в дальнейшем ФКЦБ ежедневно сталкивались с необходимостью устранения пробелов и создания минимальных правил и стандартов деятельности на рынке. По мере становления правовой базы все большее значение приобретают процедуры контроля за соблюдением законодательства. Поэтому перед ФКЦБ с момента ее создания была поставлена крайне сложная задача по формированию правовой среды на российском рынке и преодолению правового нигилизма, утвердившегося во взаимоотношениях между его участниками.
§ 2.4 Правовая база.
Существующая правовая основа для осуществления надзора за рынком ценных бумаг и защиты инвесторов состоит из следующих элементов7:
- федеральные законы "О рынке ценных бумаг" и "Об акционерных обществах";
- указы Президента РФ (Комплексная программа мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 марта 1996 года №a 408; Концепция развития рынка ценных бумаг в РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 1 июля 1996 года №1008; Указ "О мерах по защите прав вкладчиков и акционеров" от 18 ноября 1995 года №9 1157; Указ "О мерах по обеспечению интересов инвесторов и приведению в соответствие с законодательством РФ предпринимательской деятельности юридических лиц, осуществляемой на финансовом и фондовом рынках без соответствующих лицензий"). Отдельные положения по защите инвесторов содержатся и в других указах Президента РФ;
- нормативные акты ФКЦБ
России, в числе которых уже
имеются специальные акты по
контролю за рынком ценных
бумаг и защите прав инвесторов
- нормативные акты других
органов государственной
- приостановление или
аннулирование лицензии у
- обращение с исками
в суд о признании выпуска
ценных бумаг недействительным,
о ликвидации юридического
- применение дисциплинарных
мер (включая лишение
Практика работы ФКЦБ России по регулированию деятельности участников рынка ценных бумаг и по применению мер юридической ответственности к нарушителям показала, что имеющиеся полномочия по реализации основных государственных функций на рынке ценных бумаг должны быть расширены. В частности, большое значение имеет наделение ФКЦБ полномочиями по установлению штрафов иди проведению разбирательств и административных слушаний в отношении нарушителей законодательства о ценных бумагах. Регламентация мер защиты и юридической ответственности на рынке ценных бумаг в значительной степени отстает от реалий российского рынка. Большинство общественно опасных деяний, совершаемых в настоящее время на рынке ценных бумаг, не могут быть квалифицированы как правонарушения по причине отсутствия соответствующих норм в действующем законодательстве. Кроме того, по мере усложнения деятельности на рынке требуется создание более надежных механизмов финансовой ответственности и распределения рисков. Существующая нормативно-правовая база, предусматривающая ответственность участников рынка ценных бумаг, фрагментарна и не обеспечивает должной защиты прав инвесторов. До сих пор не определены четкие санкции, которые могут применяться в случае безлицензионной деятельности, выпусков суррогатов ценных бумаг (публичное размещение ценных бумаг, не прошедших государственной регистрации) и тому подобное. Но пока созданы юридические механизмы для установления, предупреждения и пресечения мошенничества. Крайне слабо регулируются отношений, связанные с "инсайдеровскими сделками" и манипулированием ценами на рынке. На начальной стадии находится регулирование сделок между аффилированными лицами. Успешная борьба с данными нарушениями возможна только при помощи мер административной и уголовной ответственности. Следовательно, активная роль в деле поддержания правопорядка на рынке должна быть возложена на правоохранительные органы и, в первую очередь, на Прокуратуру РФ и МВД России. Обеспечение соблюдения законодательства о рынке ценных бумаг в России, учитывая общероссийские масштабы, является крайне сложной и дорогостоящей функцией, поскольку требует привлечения значительных материальных ресурсов. Ее успешное осуществление во многом будет зависеть от того, насколько ФКЦБ удастся привлечь к этой деятельности саморегулируемые организации и иные общественные объединения. Подобная система контроля принята и в других странах, создавших механизм саморегулирования рынка. Она позволяет снизить издержки государства и одновременно повысить эффективность контроля. С появлением саморегулируемых организаций на российском фондовом рынке система контроля за профессиональной деятельностью на рынке станет более всеобъемлющей, поскольку к ней будут привлечены сами профессиональные участники.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Финансовое право"