Налоги: понятие и роль в жизни современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении сущности налогов и всестороннем анализе роли налогов в современном государстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: дать понятие налога; определить его характерные признаки; установить элементы правовой конструкции налога; выявить функции налогов; проанализировать роль налогов в современном государстве.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность налога в контексте теорий о налогах. 5
Глава 2. Признаки и элементы налога. 8
Глава 3. Функции налогов. 11
Глава 4. Роль налогов в жизни современного государства. 14
Заключение. 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования Республики Беларусь

Белорусский государственный  университет

Юридический факультет

 

 

 

Кафедра финансового права и правового регулирования хозяйственной деятельности

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

«Налоги: понятие и роль в жизни современного государства»

 

 

 

 

Выполнил:

 

 

Минск

2012 

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В современном цивилизованном обществе налоги является основной формой доходов  государства. В условиях рыночной экономики  у государства остается меньше возможности  влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает косвенный характер и осуществляется посредством налогообложения.

Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного регулирования  социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей.

Понятие, правовая и экономическая  сущность налогов на протяжении столетий рассматривались с позиции философии, экономики, политики, права, социологии и других наук. Представители этих областей знаний несомненно оставили великолепные труды для познания проблем налогов и  налогообложения. Значительный вклад в изучение налогового метода, как основного в формировании доходов государства, в непростых условиях перехода к рыночной экономике внесли наши современники, такие как Гуреев В.И., Пепеляев С.Г., Химичева Н.И., Маньковский И.А. и другие.

На современный этапе развития нашего общества, полного сложностей и противоречий, сопровождающийся мировым кризисом экономики, ставит перед правоведами задачи не только научного анализа правовых институтов, законодательства и практики применения права, но и — что особенно важно — разработки теоретических положений, содействующих наиболее верному решению важных политических и правовых проблем. Именно поэтому выбранная мною тема курсовой работы является актуальной на данном этапе развития финансового права Республики Беларусь.

Цель работы заключается в изучении сущности налогов и всестороннем анализе роли налогов в современном государстве.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: дать понятие налога; определить его характерные признаки; установить элементы правовой конструкции налога; выявить функции налогов; проанализировать роль налогов в современном государстве.

Методологической основой исследования стал всеобщий метод диалектики. Юридический характер работы позволил использовать общенаучные методы: анализ, синтез, классификация, аналогия, сравнение.

Представленная курсовая работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы 27 страниц.

Во введении обосновывается актуальность темы, формулируются цель и задачи исследования, его теоретическая  и методологическая основа.

Первая глава дает понятие налога в контексте теорий о налогах.

Вторая глава раскрывает признаки и элементы налога.

В третьей главе рассматриваются функции налога.

В четвертой проводится анализ влияния налогов на деятельность государства и общества в современном государстве.

  В заключении подводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность налога в контексте теорий о налогах.

Налоги возникли вместе с зарождением  государственности. Введению налогов  предшествовали другие виды поступлений в казну: дань с побежденных, контрибуции, домены, регалии, пошлины. Все эти формы аккумуляции денежных средств бюджетом создали предпосылки для введения налогов, перехода на более высокий уровень развития экономики, систем контроля и правосознания.

По мере возникновения и совершенствования  теорий налогообложения происходила  эволюция толкования термина «налог». Ученые и общественные деятели постоянно  предпринимали попытки дать определение  налога как экономической и правовой категории финансовой науки.

1. Налог – цена, которую платят за возможность использовать общественные ресурсы для общих целей и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами. Это точка зрения мыслителей Нового времени, таких как Б.Спиноза, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, сформулировавших в своих трудах теорию «общественного» договора.

2. Налог – цена, уплачиваемая гражданином за полученные им от общества наслаждения (общественного порядка, справедливого правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности). Так сформулировал понятие налога экономист Ж.С.Сисмонди в первой половине 19 века в своей работе, посвященной теории наслаждения и удобства.

3. Налог – страховой взнос,  уплачиваемый налогоплательщиком  государству на случай наступления какого-либо риска, но не с целью получить в этом случае компенсацию, а профинансировать затраты правительства. Это описание дается в «Трактате о налогах и сборах» английского историка и экономиста В.Петти, освещающего теорию страхования.

4. Налог – пожертвования подданных своему государству. Правильное отображение налога как принудительного платежа упоминается в теории о налоге как общественной жертве Б.Г.Мильгаузена.

5. Налог – финансовый источник  государства, который способствует  его деятельности по удовлетворению коллективных потребностей общества. Это мнение Л.Штейна и А.Вагнера согласно теории коллективных потребностей, имеющая своих сторонников и в настоящее время.

6. Налог – основной вид государственных  доходов, которые должны покрывать  затраты по содержанию правительства. Так сформулирован налог в теории экономической нейтральности налогов А.Смита и Д.Риккардо. Хотелось бы отметить, что в своей работе они выработали ставшие классическими четыре принципа построения налоговой политики:

  • принцип справедливости: каждый должен участвовать в поддержке государства соизмеримо своему доходу, который он получает под охраной государства;
  • принцип определенности: налог должен быть точно определен, а не произволен и время его уплаты, равно как способ и размер уплачиваемого налога должны быть ясны и известны плательщику и всякому другому;
  • принцип удобства: налог должен взыматься в такое время и таким способом, которые представляются наибольшие удобства для плательщиков;
  • принцип экономичности: сбор налогов должен производиться при минимальных издержках.

7. Налог – средство воздействия  на экономическое развитие страны. Это точка зрения представителей  кейнсианской теории, основанной  на исследованиях английского экономиста Дж.М.Кейнса.

Нельзя  не отметить существование такой теории как теория отмирания налогов, которое должно произойти в процессе развития государства в рамках построения коммунистического общества, а также возникновении новых налоговых теорий таких как: соотношение прямого и косвенного налогообложения, переложение налогового бремени, социальной возвратности налога и другие.

Рассмотрев  сущность налога в контексте теорий о налогах можно прийти к выводу, что налог – это обязательные отчисления в доход государства для обеспечения правительства и общества. Но такое определение не раскрывает правовых признаков налога и не дает критериев для разграничения налога от других обязательных платежей.

На  сегодняшний день понимание налога, основанного на вышеперечисленных  теориях, закреплено в п.1 ст.6 Общей  части Налогового Кодекса Республики Беларусь. А именно, налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.

Из вышеуказанного определения  можно сформулировать признаки налога, которые подробнее рассмотрим в  следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Признаки и элементы налога.

  1. Обязательность.

Обязанность граждан  Республики Беларусь принимать участие  в финансировании государственных  расходов путем уплаты государственных  налогов, пошлин и иных платежей закреплена в ст.56 Конституции Республики Беларусь. То, что данная норма отражена в  разделе II «Личность, общество, государство» Конституции Республики Беларусь указывает на высокий уровень обязывания.

Обязанность означает, что в соответствии с законом налогоплательщик обязан при определенных условиях осуществлять полную и своевременную уплату  налогов.

Обязательность налога проявляется в двух аспектах:

  • налог взымается не зависимо от воли налогоплательщика, если он обязан его уплачивать;
  • налогоплательщик при уплате налога не вправе изменять условия и порядок его взымания.

Хотелось бы отметить, что при этом налогоплательщик не лишен возможности в определенных пределах влиять на возникновение обязанности по уплате налогов, например, при налоговом планировании избегать появления отдельных объектов налогообложения.

  1. Индивидуальная безвозмездность.

Означает, что при уплате налога происходит однонаправленное движение денежных средств от налогоплательщика к государству без эквивалентного возмещения за налоговое изъятие. Данная безвозвратность характеризуется не временным отвлечением денежных средств плательщика, а полным прекращением его прав в отношении уплаченных денежных средств. Но можно сказать, что налоги возвращаются к налогоплательщику в виде различного рода социальных выплат из бюджета, поддерживание обороноспособности и правопорядка.

  1. Денежная форма уплаты налога.

Налоги не могут быть уплачены в  натуральном выражении. Это определено самой сутью налога, который является платежом.

Хотя в Республике Беларусь имеется  условный пример неденежной формы исполнения налогового обязательства. Так, организации, выполняющие работы по содержанию и ремонту платных автомобильных дорог и мостов и осуществляющие контроль за их выполнением освобождаются от платы за проезд по этим автомобильным дорогам и мостам (ст.13 Закона Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. № 1339-XII «О дорожных фондах в Республике Беларусь»).

  1. Внесение за счет средств, принадлежащих плательщику на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

Налогообложение выражает собой процесс  отчуждения собственности в пользу государства. Само налоговое отношение возникает между собственниками, одно из которых государство, по поводу изменения права собственности на предмет налога с частной на государственную.

Далее хотелось бы отметить, что п.1 ст.2 Общей части Налогового Кодекса Республики Беларусь устанавливает что, каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины), по которым это лицо признается плательщиком. Для того чтобы установить налог необходимо определить все элементы его правовой конструкции.

В практике налогообложения используются следующие обязательные элементы налогов:

  • субъект налога (плательщик) - юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано платить налог;
  • объект налога – юридические факты (действия, события, состояния) обуславливающие в соответствии с нормами налогового законодательства наступление определенных правовых последствий – обязанности субъекта уплатить налог;
  • предмет налога – предметы материального мира, имеющие количественную, стоимостную или физическую характеристики, которые могут повлечь обязанность по уплате налога, если по отношении к ним субъект находится в определенном юридическом состоянии (имущество, доходы, прибыль, выручка от реализации и т.п.);
  • налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения (на практике часто совпадает с предметом налога);
  • налоговый период – календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма этого налога;
  • ставка налога - фиксированная величина изъятия налога, установленная законодательно в абсолютном или относительном измерении (пропорциональные, прогрессивные, регрессивные);
  • порядок исчисления – процессуальное действие, согласно которому на основании налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот исчисляется сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период;
  • порядок уплаты – установленные законодательством правила, в соответствии с которыми должен осуществляться переход предмета налогового платежа от налогоплательщика к государству (кадастровый, у плательщика, по декларации);
  • срок уплаты налога – период времени, в который уплачивается налог, устанавливается в соответствии с законодательством;
  • льготы по налогу - полное или частичное освобождение от уплаты налогов через снижение ставок или исключение отдельных оборотов, объектов из налогообложения (могут быть постоянными или временными).

Информация о работе Налоги: понятие и роль в жизни современного государства