Налоги: понятие и роль в жизни современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении сущности налогов и всестороннем анализе роли налогов в современном государстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: дать понятие налога; определить его характерные признаки; установить элементы правовой конструкции налога; выявить функции налогов; проанализировать роль налогов в современном государстве.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность налога в контексте теорий о налогах. 5
Глава 2. Признаки и элементы налога. 8
Глава 3. Функции налогов. 11
Глава 4. Роль налогов в жизни современного государства. 14
Заключение. 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Варьируя объемом совокупного  изъятия доходов юридических  и физических лиц, государство обеспечивает финансовыми ресурсами общегосударственные  потребности и регулирует пропорции  развития национальной экономики.

Высший законодательный орган власти вправе устанавливать различные налоги и механизм их взимания. Но если созданная им налоговая система вступает в противоречие с объективными принципами, то через определенный промежуток времени она обязательно продемонстрирует свою неэффективность. В зависимости от экономического, политического и социального состояния общества эта неэффективность может принять характер массового уклонения от уплаты налогов или нарастающего снижения налоговых поступлений в результате сокращения налоговой базы.

При переходе к рыночным отношениям можно выделить следующие направления налогового регулирования экономики:

  • налоги становятся основным источником доходов государственного бюджета, и от полноты их сбора зависит финансирование общегосударственных расходов. Государство ищет компромисс между потребностями увеличения поступлений средств в бюджет и возможностями их удовлетворения. Преследуя фискальные цели, оно может пойти на несправедливость по отношению к предприятиям и изъять у него часть ресурсов, необходимых для нормального воспроизводства, переложить тяжесть налогового бремени с истинного владельца доходов и имущества на покупателя его продукции и услуг, допустить двойное обложение и т.п. Однако такие действия подрывают саму налоговую базу и в конечном итоге приводят к снижению государственных доходов. Экономические реалии диктуют необходимость включения в действие стимулирующих функции налогов. Для расширения налоговой базы уменьшаются ставки налогов и их количество, упрощается методика начисления платежей, то есть налоговая система приводится в соответствие с объективными принципами построения налогов и используется государством в качестве механизма управления экономикой;
  • посредством налогов регулируется хозяйственная инициатива предприятий, стимулируется развитие приоритетных производств и сфер деятельности, включая внешнеэкономическую. Важно, чтобы налог не только сохранял накопленные производителем капиталы, но и оставлял источники для их пополнения, поощрял инвестиции;
  • через налоги стимулируется инвестиционная деятельность предприятий. Предоставлением инвестиционного налогового кредита государство поощряет развитие производственной базы, строительство жилья, объектов здравоохранения, культуры, образования, бытового обслуживания;
  • налоговая система обеспечивает выполнение государством перераспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;
  • налоговое регулирование позволяет повышать уровень занятости населения путем снижения налоговых ставок для предприятий, организующих новые рабочие места, использующих труд инвалидов и пенсионеров;
  • налоги способствуют структурной перестройке экономики, развитию малого и среднего бизнеса.

Результативность налогового регулирования производства зависит от обоснованности экономической политики, реализуемой государством.

Механизм налогового регулирования  опирается на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный бюджет. Сложность его создания заключается в том, что необоснованные решения могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному выражению, "налог убит налогом".

Посредством контрольной функции  формируется денежная оценка сумм уплаченных налогов, проводится сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Тем самым оценивается эффективность налоговой системы, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую и бюджетную политику государства

Хотелось бы отметить влияние налогов  на развитие экономики в условия  мирового кризиса.

Принципиально существует две бюджетные  идеологии. Первая основана на концепции  финансовой стабилизации. Она гласит, что ни в коем случае нельзя допускать  дефицита бюджета, который придется покрывать за счет дополнительной денежной эмиссии. Это, в свою очередь, неминуемо приведет к инфляции, которая ударит по доходам всего населения. Поэтому налоги следует собирать в таком объеме, чтобы они полностью покрывали расходы бюджета. Отсюда следует, что снижение налогов весьма рискованно и проводить его надо крайне осторожно, чтобы не допустить дефицита бюджета и связанного с ним роста цен.

Согласно другой концепции –  экономического роста – снижение налогов, наоборот, приносит крайне положительный  эффект в условиях конкурентной рыночной экономики. Снижение налогового бремени стимулирует частную инициативу, и в результате общая сумма налоговых поступлений в казну возрастает благодаря росту ВВП.

Мировая практика показала, что право  на существование имеют обе концепции. Главная проблема - в том, когда  лучше применять ту или иную из них.

В период экономического роста, чтобы  избежать перегрева экономики (или  кризиса перепроизводства), ее надо «остудить», т.е. сбить темпы роста, повысив налоги. Заодно благодаря  высоким налогам во время бурного  роста экономики государство накапливает денежную заначку на случай кризиса.

Когда же начинается экономический  спад, надо, наоборот, «разогреть» экономику  снижением налогов, простимулировав  при помощи этой меры бизнес. Если в  этот период образуется некоторый дефицит  бюджета, то покрыть его можно за счет госрезервов, накопленных ранее, поэтому включать денежный станок на дополнительные обороты не придется.

Таким образом, снижение налогов в  период кризиса – один из способов его преодоления. Однако на практике все обстоит гораздо сложнее.

Рыночная экономика  в  развитых  странах  - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую  рыночную экономику в современном  мире,  не  регулируемую  государством, невозможно.  Иное дело - как она  регулируется, какими способами, в каких формах и т.д.  Но каковы бы ни были эти формы и методы,  центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам.

Повышение роли налогов в нашей  стране, превращение их в основной способ изъятия части доходов  физических и юридических лиц  в государственный и местные  бюджеты - свидетельство роста финансовой культуры общества. При  достижении определенного уровня грамотности населения налоги будут восприниматься им с пониманием, как форма участия своими средствами в решении общегосударственных задач,  прежде всего - социальных. Естественно, если ставки  налогов  будут  отражать баланс интересов граждан, предпринимателей, предприятий и государства.

Как мировой, так и отечественный  опыт свидетельствуют о преимуществах  налоговой системы перед любой  другой формой  изъятия части  доходов  граждан  и предприятий  в государственный бюджет. Одно из этих преимуществ - правовой характер налогов. Их состав, ставки  и санкции определяются не министерствами и ведомствами, даже не правительствами, а принятыми парламентами Законами. И это далеко не формальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В работе изучены и проанализированы следующие ключевые понятия: понятие налога,  его характерные признаки, элементы правовой конструкции налога, функции налогов.

Изложенные в курсовой работе положения  и исследования дают возможность  в заключении сделать следующие краткие выводы.

Налоги являются основным источником государственного бюджета и уплачиваются из доходов субъектов хозяйствования на безвозмездной основе.

При помощи налогов государство  выполняет свои функции: регулирующую, распределительную, стимулирующую  и фискальную. В следствии осуществления первых трех, оно активно влияет на сглаживание дифференциации доходов, распределение ресурсов и товаров, предложение различного рода товаров на рынках: рабочей силы, товаров и услуг, и рынке финансовых ресурсов. Причем часто изменение отношения спрос-предложение на одном рынке оказывает заметное влияние на другой.

Воздействие налогов на процессы производства, распределения, перераспределения, потребления  валового национального продукта многофункционально и осуществляется через специальные  правила формирования налоговой базы, структуру налогов, методику их уплаты, льготы, предоставляемые налогоплательщикам. Желая получить требуемый эффект от налогов, государство устанавливает главные векторы этого воздействия и определяет роль налогового механизма в развитии экономики.

Расширение налогового метода в  мобилизации для государства  национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками  процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие  налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Приведенные положения могут служить  примером  использования государством возможностей  налоговой системы для воздействия на развитие экономики в необходимом обществу направлении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

  1. Декрет Президента Республики Беларусь №1 от 28 января 2008 года «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» - Режим доступа - http://www.president.gov.by/press49877.html – дата доступа 01.05.2012г.
  2. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 330-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» - Режим доступа - http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p2=2/1882 – дата доступа 01.05.2012г.
  3. Закона Республики Беларусь от 23 декабря 1991 г. № 1339-XII «О дорожных фондах в Республике Беларусь» - Режим доступа - http://pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=v19101339&p2={NRPA} – дата доступа 01.05.2012г.
  4. Закон Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 331-З «О республиканском бюджете на 2012 год». Режим доступа - http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P30900510&p2={NRPA} - Дата доступа 01.05.2012г.
  5. Конституция Республики Беларусь, 15 марта 1994 г., № 2875-XII (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г., в ред. Решения Республиканского референдума от 17.11.2004, № 1 // Нац. реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2004. – № 188. – 1/6032).\
  6. Адаменкова С.И., Евменчик О.С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах (теория, практика, комментарии). – Минск: ООО «Элайда», 2005. – 568 с.
  7. Налоги и налогообложение: Учеб. / Под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Высшая школа, 2004. – 303 с.
  8. Пилипенко А.А. Финансовое право: Учеб. пособие. Мн.: Книжный Дом, 2007. 608 с.
  9. Финансовое право: Учеб. / Отв. ред. Н.И. Химичевой. – 3-е изд. –  М.: Юристъ, 2002. –  733 с.

Информация о работе Налоги: понятие и роль в жизни современного государства