Налоги: понятие и роль в жизни современного государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 19:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в изучении сущности налогов и всестороннем анализе роли налогов в современном государстве.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: дать понятие налога; определить его характерные признаки; установить элементы правовой конструкции налога; выявить функции налогов; проанализировать роль налогов в современном государстве.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Сущность налога в контексте теорий о налогах. 5
Глава 2. Признаки и элементы налога. 8
Глава 3. Функции налогов. 11
Глава 4. Роль налогов в жизни современного государства. 14
Заключение. 24
Список использованных источников 26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа1.doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Глава 3. Функции налогов.

Сущность налога проявляется и  в его функциях.

Выделяют следующие функции  налога, характерные практически  для всех систем налогообложения:

    • Фискальная
    • Распределительная (социальная)
    • Регулирующая (стимулирующая)
    • Контрольная

 Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств и всех видов налогов. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

Налоги как исторически податные системы, обеспечивали в первую очередь потребности казны суверена, позже – государства. Фискальная функция этимологически происходит от слова «fiskus», что в переводе с латинского означает «казна». Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налоговой системы.

Посредством фискальной функции происходит изъятие части доходов граждан  для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части  непроизводственной сферы, которая  не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо эти источники недостаточны для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.). Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Наиболее тесно с фискальной функцией налога связана распределительная, или, вернее, перераспределительная  функция. Посредством налогов в  государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др.

   С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее  на развитие производственной  и социальной инфраструктуры, на  инвестиции и капиталоемкие и  фондоемкие отрасли с длительными  сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных  условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

   Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет направлять часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной. Именно за счет данного перераспределения обеспечивается социальная стабильность в стране. В связи с этим перераспределительную функцию довольно часто называют социальной.

  Регулирующая (стимулирующая) функция осуществляется через систему различных налоговых инструментов (налоговые льготы, налоговые кредиты и т.д.). Использую налоговые ставки, льготы, изменения условий налогообложения, государство создает предпосылки для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных общественных проблем. Регулирующая функция затрагивает как производителей (прямые налоги) так и потребителей (косвенные налоги).

В случаях, когда государство повышает налоговые ставки и создает жесткий налоговый режим, ограничивающий отдельные виды деятельности, которые не поощряются государством, реализуется дестимулирующая подфункция налогов.

Так же налоги выполняют контрольную  функцию. В узком смысле это контроль за полной и своевременной уплатой налоговых платежей и исполнением других обязанностей, возложенных налоговым законодательством на налогоплательщиков. В широком смысле это контроль за всей финансово-хозяйственной деятельностью организаций и физических лиц, а также за источниками доходов и расходов.

Проанализировав функции налогов  можно в следующей главе определить роль налогов в современном государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4. Роль налогов в жизни  современного государства.

Выполняя фискальную функцию, налоги обеспечивают бюджет страны, финансовою основу государства. Бюджет - это казна государства. И нет лучшего способа управлять обществом, как управлять с помощью денег. Регулируя и направляя потоки денежных средств, государство содействует развитию тех или иных областей хозяйства или, наоборот, сокращает или даже полностью сворачивает отдельные области деятельности. Финансы, по образному выражению, - это кровеносная система государства.

В современных  условиях налоги призваны заменить ранее  существовавшую систему планового распределения прибыли государственных предприятий: в бюджет изымалась ее часть, оставшаяся после формирования в соответствии с установленными нормативами различных производственных и непроизводственных фондов. В условиях многообразия форм собственности данная система неприменима, поскольку не обеспечивает равных условий хозяйствования предприятий различных  организационно-правовых форм собственности. Налогообложение прибыли лишено этого недостатка и не препятствует рыночной конкуренции.

Значительная  доля доходов населения в настоящее время формируется в негосударственном секторе экономики. Возможности государственного регулирования этих доходов ограничены, а практика изъятия их части в административном порядке для финансирования государственных расходов исключена. Только посредством налогов население на постоянной основе участвует в формировании доходов государственного бюджета.

Налоги стали основным источником доходов государственного бюджета. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011г. № 331-З "О бюджете Республики Беларусь на 2012 год" за счет налогов формируется 90% бюджета. В 2012 году в бюджет государства поступит 83,5 триллионов рублей, при этом на долю прямых налогов на прибыль и доходы придется 5,7% общей величины налоговых доходов, НДС – 40,0%, акцизов – 13,6%. Из приведенных цифр видно, что явное преимущество в налоговой системе отдается косвенным налогам, которые наиболее полно выполняют фискальную функцию.

Косвенные налоги включаются в цену товаров, работ, услуг в виде надбавок и оплачиваются покупателем. Их величина не связана с издержками производства или с прибылью налогоплательщика и зависит только от объема реализации и уровня рыночных цен. Это и является гарантией обеспечения доходов государственного бюджета. В число косвенных налогов в Республике Беларусь входят: акцизы и налог на добавленную стоимость.

Прямыми налогами облагается имущество  налогоплательщиков и их доходы. Они  используются как регулирующий фактор, способствующий соблюдению принципа социальной справедливости по отношению к более и менее обеспеченным субъектам налоговых отношений. В число прямых налогов включаются: налог на недвижимость, на землю, на природные ресурсы, на прибыль или доходы.

Одним из главных источников бюджета  Республики Беларусь с 1992 года стал налог на добавленную стоимость. Это косвенный налог, который включается в цену товара. Налог на добавленную стоимость через понижение ставок или освобождение ряда товаров (работ, услуг) от обложения способен регулировать ценовую политику, определять приоритеты в экономике, создание лучших условий для конкуренции отечественных товаров (работ, услуг) за рубежом.

Ввиду монопольного положения отдельных  предприятий на рынке, что обеспечивает им высокий уровень доходности, наряду с налогом на добавленную стоимость введен институт акцизов (косвенных налогов). Акцизы устанавливаются только на отдельные виды товаров, имеющих высокий уровень рентабельности по причинам, не зависящим от работы предприятия, а определяющим конъюнктурой рынка. Среди товаров, облагаемых акцизами, присутствуют спирт и алкогольные напитки, табачные изделия, различные виды топлива и т.д.

Важнейшим элементом национального  богатства государства являются основные производственные и непроизводственные фонды, стоимость которых с каждым годом увеличивается. От того, как они используются, во многом зависят экономические показатели каждого предприятия. С целью экономического стимулирования,  улучшения использования данных фондов, а также сокращения объемов  незавершенного строительства по вине заказчиков введен налог на недвижимость, исчисляемый от остаточной стоимости зданий и сооружений, а также стоимости незавершенного строительства их.

К числу платежей, вносимых предприятиями (а также гражданами Республики Беларусь) в бюджет, относится плата за землю и налог за пользование природными ресурсами. Назначение этих налогов заключается в экономическом стимулировании более эффективного использования земель и природных ресурсов, мобилизации средства в бюджет для целевого финансирования мероприятий по землеустройству, сохранению экологии республики, повышению качества земель, охране окружающей среды, а также для социального развития села.

Местные Советы депутатов в соответствии с налоговым законодательством  устанавливают на своей территории местные налоги, сборы и пошлины.

Роль налогов высока не только в пополнении государственного бюджета, но и в регулировании общественных отношений. Они способствуют сокращению или росту производства, увеличивая тем самым число рабочих мест или создавая безработицу, содействуют или препятствуют инвестиционной деятельности, искореняют или стимулируют теневую экономику и т.д.

Налоги также являются одним из инструментов регулирования экономики. Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанна и осуществляется во всех странах. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и способствовать развитию предпринимательства.

Во всех государствах при всех общественных формациях налоги в первую очередь  выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь, расходов государства. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что дает ему возможность влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Вспомнив стимулирующую функцию налогов, можно отметить, что через регулирование налоговых ставок или путем освобождения на определенный срок от уплаты налогов можно способствовать развитию новых отраслей, формированию новых производств, ставших насущной потребностью страны, и тем самым совершенствовать структуру экономики, а также побуждать предпринимателей создавать новые виды продукции в тех именно местах, где сами по себе они не возникли бы. В данном случае налоговая политика содействует совершенствованию размещения производительных сил.

К этому направлению налоговой  политики относится льготирование  производств, предоставляющих населению  дополнительные рабочие места. Эффект от мер, направленных на наиболее полное использование трудового потенциала, отражается в качестве производимой этими странами продукции, высоко конкурентной на внешних рынках.

В Республике Беларусь налоговые льготы и преференции установлены для организаций, зарегистрированных в сельской местности, малом городе согласно Декрету Президента Республики Беларусь №1 от 28 января 2008 года «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)», а также зарегистрированных в качестве резидентов Свободной экономической зоны (СЭЗ) или Парка высоких технологий (ПВТ).

Также Законом Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 330-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь» предусмотрены следующие изменения в налоговую политику Республике Беларусь на 2012г. Это общесистемные меры, которые направлены на снижение налоговой нагрузки, усиление инвестиционного стимулирования и повышение на этой основе конкурентоспособности экономики. Во-первых, достигается это значительным снижением ставки налога на прибыль – с 24% до 18%.

Одновременно с этим налоговым  законодательством вводятся общепринятые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. Это расширение возможностей по ускорению амортизационных активов, также есть возможность переноса убытков будущей прибыли в течение 10 лет без количественных ограничений. Совокупность таких главных налоговых мер обеспечит в будущем году снижение налоговой нагрузки примерно 0,4% к ВВП.

Снижение налоговой нагрузки предусмотрено  в отношении малого и среднего бизнеса. Для этого ставка налога при упрощенной системе налогообложения  снижается в пределах 1 процентного пункта и будет составлять 7% вместо 8% ранее действующих.

Дополнительно закон предусматривает  расширение налоговых льгот в  отношении производства инновационных  и высокотехнологичных товаров. С 2012 года прибыль от производства и реализации инновационных товаров будет полностью освобождаться от налогообложения. А в отношении прибыли от реализации высокотехнологичных товаров ставка налога составляет 10%. При этом если будет достигнута в общем объеме реализации более 50% объема производства высокотехнологичных товаров, то такая прибыль будет полностью освобождаться от налога.

Закон также предусматривает пакет  других мер налогового характера. В  первую очередь это адаптация  налоговых ставок, которые установлены  в белорусских рублях к новым  ценовым условиям. Здесь предусмотрено увеличение на крепкий алкоголь и табачные изделия. В 2012 году они будут увеличиваться ежеквартально в пределах не более 20%. Ставки акцизов на автомобильные бензины будут снижаться на высокооктановые бензины и увеличиваться на низкооктановые.

Информация о работе Налоги: понятие и роль в жизни современного государства