Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 19:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования стало рассмотрение наложения административной и уголовной ответственности на субъектов предпринимательской деятельности с последующим вычленением оснований таких видов ответственности и конкретных санкций за нарушение налогового законодательства.
Задачами являются:
1. рассмотрение общих положений об ответственности за налоговые правонарушения;
2. характеристика отдельных видов налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;
3. выявление проблем применения ответственности за нарушения налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за налоговые правонарушения.docx

— 63.07 Кб (Скачать файл)

 

Российское предпринимательское право

Курсовая

Тема: Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за налоговые правонарушения

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Данная тематика очень актуальна на сегодняшний день, поскольку при применении ответственности к субъектам предпринимательской деятельности за налоговые правонарушения необходимо учитывать динамику постоянно изменяющихся законодательных норм, а также степень вины ответственных лиц и налогоплательщиков с параллельным рассмотрением установленных смягчающих обстоятельств.

Актуальность темы курсовой работы обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с применением мер ответственности за налоговые правонарушения и правовым регулированием данного явления. 

При непрерывном развитии современных рыночных механизмов в условиях экономики Российской Федерации существуют теоретические возможности и практическая направленность совершения как налоговых правонарушений, так и налоговых преступлений, ответственность за которые варьируется и дифференцируется в соответствии с Налоговым и Уголовным кодексами Российской Федерации.

 При написании курсовой работы были применены эмпирический метод, а также методы сравнения и анализа.

Значение темы исследований для юридической науки и практики заключается в том, что в Заключении поставлена важная проблема, касающаяся предмета исследования, и предложен конкретный путь ее разрешения.

Ответственность за налоговые нарушения формируется в рамках специального регулирования имущественных отношений при налогообложении. Нередко создается противоречивая ситуация, порожденная гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что должно быть разъяснено нормами специальных налоговых законов.

Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере законодательства о налогах и сборах.

Предметом исследования –ответственность субъектов предпринимательской деятельности  за налоговые правонарушения.

Целью исследования стало рассмотрение наложения административной и уголовной ответственности на субъектов предпринимательской деятельности с последующим вычленением оснований таких видов ответственности и конкретных санкций за нарушение налогового законодательства.

Задачами являются:

1. рассмотрение общих положений  об ответственности за налоговые  правонарушения;

2. характеристика отдельных видов  налоговых правонарушений и ответственности за их совершение;

3. выявление проблем применения  ответственности за нарушения  налогового законодательства.

Информационной базой курсовой работы являются Налоговый кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях, а также другие нормативные правовые акты.

Теоретическую базу исследования составляют труды ученых в области общей теории права, административного и налогового права .

 

 

 

1. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ  ЗА НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

 

1.1 Основания административной ответственности  за нарушение налогового законодательства

 

Сегодня дела о нарушениях в области налогов и сборов, предусмотренных КоАП РФ, занимают одно из ведущих мест в общем объеме дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей и судей районных судов. Практика их рассмотрения выявляет немало проблем, которые требуют серьезного научного анализа.1

Административное правонарушение – это основание соответствующего вида ответственности, оно направлено против государственного и общественного порядка, собственности, законных прав и свобод, а также против установленного порядка управления. Такое деяние всегда противоправно, характеризуется виной в форме умысла или неосторожности, может быть совершено в форме действия или бездействия, за которые установлено наступление административной ответственности.

Исходя из этого понятия, административная ответственность обладает определенными признаками: признак противоправности; признак виновности; признак наказуемости.

Указанные характеристики выводятся из анализа понятия, рассмотренного Налоговым Кодексом Российской Федерации. Там указано, что налоговым правонарушением является характеризующееся виной противоправное (нарушающее законы о налогах и сборах) деяние в форме действия или бездействия применимо к таким лицам, как налоговый агент, налогоплательщик, равно как и их представители,  за которое НК РФ2 устанавливается ответственность.

Налоговым кодексом ограничивается указанное понятие, рассмотренный вид ответственности является родовым в отношении налоговой ответственности. Большое значение в данном случае уделяется деянию. Оно представляет собой волевой акт, который реализуется в форме действия либо бездействия. Первая форма представляет собой активное нарушение установленного законом предписания. Вторая же форма носит пассивный характер.

Характерно также причинение ущерба государству и обществу. В данном случае рамки определяются законодательством. Так, Конституция РФ3 указывает на необходимость каждого лица в уплате установленных законом налогов и сборов. Налоговый Кодекс Российской Федерации в статье 3 дублирует указанную норму.

Противоправность же содержится в совершении акта, который нарушает правовые нормы, в частности, предписания Налогового кодекса Российской Федерации.

Признак виновности требует, чтобы такое деяние совершалось в форме умысла или неосторожности.

Вина предприятия, когда оно совершает подобное деяние, устанавливается исходя из степени вины должностных лиц предприятия, если деяние последних явились причиной такого правонарушения.

Налоговым кодексом РФ установлены различные обстоятельства, которые исключают вину налогоплательщиков:

1) впоследствии наступления стихийных бедствий, равно как и иных чрезвычайных обстоятельств и обстоятельств, которые невозможно преодолеть;

2) совершение  действия либо бездействия, обладающего  признаками указанного правонарушения, налогоплательщиками - физическими лицами, которые находились во время совершения деяния в состоянии, при возникновении которого они не могли отдавать себе отчет в совершении таких действий, равно как и руководить своими действиями ввиду того, что у них возникло  болезненное состояние;

3) выполнение  налогоплательщиками или налоговыми  агентами указаний, разъяснений, которые  были даны налоговыми органами либо иными  уполномоченными государственными органами равно как и их должностным лицом в рамках его полномочий.

Признак наказуемости предусматривает, что указанным нарушением может быть действие либо бездействие, за которые наступает административная ответственность.

Обычно указанное правонарушение состоит из:

Объекта;

Объективной стороны;

Субъекта;

Субъективной стороны.

Объект всегда состоит из общественных отношений, закрепленных правовыми, за нарушение которых неуклонно наступает административная ответственность. Обычно административно-налоговые деликты содержат родовой объект – взаимосвязи в торгово-финансовой сфере. Видовым объектом таких деликтов являются отношения в финансовой сфере. Многие из последних имеют также дополнительный объект - порядок управления, а также свободы граждан. Непосредственный объект в такой ситуации есть определенные предписания Налогового Кодекса Российской Федерации. Установлено, что законодательство, регулирующее  налоги и сборы, устанавливает властеотношения в сфере  установления, введения, взимания налогов, сборов в государстве, равно как властеотношения, появляющиеся в сфере производства налогового контроля, наложения ответственности впоследствии совершения налогового деликта. Законодательство обычно не регламентирует запрещение совершения подобных деяний, только  налагает на виновных лиц ответственность после совершения деликтов4.

Объективной стороной указанных деликтов, как правило, является внешняя сторона поведения виновных лиц, выражающаяся в противоправном деянии, совершаемом в форме действия или бездействия, которое посягает на отношения, которые охраняются НК РФ, и причиняют таковым какой-либо ущерб. Присутствие вышеуказанного важного элемента административного деликта обычно связано напрямую со временем, способом, местом, характером содержания действия либо бездействия, наступлением негативных последствий. Кроме того, объективная сторона налогового правонарушения может содержать характеристики указанного деяния–оно может быть совершенным неоднократно, повторно, быть длящимся во времени.

Выступать субъектами налогового деликта могут следующие лица:

1) Субъекты - налогоплательщики;

а) Физические лица в лице граждан либо частных предпринимателей;

б) Субъекты - организации;

2) Налоговые  агенты в лице частных предпринимателей, организаций, различных представителей налогоплательщиков, налоговых агентов, физических лиц, частных предпринимателей.

В некоторых установленных законом случаях это может привести к возникновению дополнительных оснований ответственности (в частности, возникновение ответственности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 123), регламентирующим невыполнение налоговыми агентами обязанностей в сфере удержания и (или) перечисления налога, такой вид ответственности характерен только для налогового агента), для иных - неполное применения мер, что также регламентируется Налоговым Кодексом Российской Федерации (ст. 126): непредставление налоговым органам необходимой информации насчет налогоплательщика, которое выражается в том, что организация отказывается предоставить документы, которые находятся у нее.

Субъективной стороной рассматриваемого деяния всегда является  отношение сознания, а также  воли в психическом отношении виновного лица к совершаемому им деянию, равно как и к возникшему после его совершения вреду. То есть, это психическое отношение субъекта правонарушения к содеянному.Обычно такое отношение существует в двух взаимоисключающих формах: умысел и неосторожность. Законом прямой умысел строго отграничивается от косвенного. Когда деяние характеризуется прямым умыслом, виновное лицо осознает противоречащий нормам права характер своего деяния), предвидит наступление вредных последствий, но желает, чтобы такие последствия наступили. При наличии косвенного умысла виновное лицо обычно сознает противоречащий нормам права характер своего деяния, предвидит наступление вредных последствий, может не желать, сознательно допускать их возникновение либо относится к ним равнодушно. Налоговым кодексом устанавливается также совершение налогового деликта в форме небрежности. Такая форма неосторожности наблюдается тогда, когда виновное лицо не осознавало противоправного характера своего противоправного и запрещенного законом деяния, равно как не предвидело возникновение таковых последствий, но в данном случае это лицо должно было и могло осознавать, а также предвидеть эти обстоятельства. Вина предприятия, фирмы, вина юридического лица истекает из вины определенного должностного лица, либо их представителей, если деяние последних вызвали наступление налогового деликта.

Соотношение налоговой и административной ответственности урегулировано  в Налоговом кодексе РФ, п. 4 ст. 108 предусматривает, что привлечение организации к ответственности за совершение  налогового правонарушения не освобождает должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности предусмотренной законодательствам РФ5.

 

1.2 Составы налоговых правонарушений

Налоговым кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ) установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК, статья 15.3 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст. 116 НК - штраф в размере 5000 рублей

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - штраф на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей6.

Как известно, присутствие всех элементов  налогового деликта обязательно и выступает как условие для последующей квалификации действия или бездействия как налогового деликта.

Немаловажно, что, если какого-то элемента из перечисленных нет в составе, это означает, что нет и всего состава нарушения.

Таким образом, если субъектом совершен деликт, содержащий все элементы состава правонарушения, имеются все основания для возникновения установленной законом ответственности.

Исходя из субъектов указанной ответственности, предусматриваемые Налоговым кодексом Российской Федерации виды налоговых деликтов подразделяются на перечисленные ниже группы:

Ответственность, наступающая вследствие нарушения срока постановки на учет налогоплательщика, а также предоставления другой информации в налоговый орган; это касается и уклонения от постановки на учет в налоговых органах (нарушение может быть вызвано также нарушением сроков).

Информация о работе Ответственность субъектов предпринимательской деятельности за налоговые правонарушения