Понятие, предмет и метод финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать систему финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать финансовое право как отрасль права;
рассмотреть предмет финансового права;
разобрать метод финансового права;
раскрыть понятие и структуру системы финансового права;
рассмотреть подотрасли финансового права.

Содержание

Введение 3
1. Понятие, предмет и метод финансового права 5
1.1. Финансовое право как отрасль права 5
1.2. Предмет финансового права 8
1.3. Метод финансового права 11
2. Система финансового права 15
2.1. Понятие и структура системы финансового права 15
2.2. Подотрасли финансового права 18
Заключение 23
Библиографический список 25

Вложенные файлы: 1 файл

фин право.docx

— 61.73 Кб (Скачать файл)

Основными субъектами эмиссионной  деятельности являются ЦБ РФ и его структурные подразделения на местах, а также кредитные (банковские) учреждения. Эмиссионное право как подотрасль входит в состав финансового права через банковское (публичное) право, является его крупным и самостоятельным ответвлением, которое закреплено на конституционном уровне в ст. 75 Конституции РФ15.

Налоговое право – важнейшая часть финансового права наряду с бюджетным правом, также принадлежащая к ведущим подотраслям.

Представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют финансовые отношения в сфере сбора налогов и иных обязательных платежей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Налоговое право- публичное право, нормы которого направлены на защиту общего блага, наиболее тесно связаны с полномочиями и организационно- властной деятельностью государства.

Бюджетное право важнейшая  часть финансового права, его ведущая подотрасль. Представляет собой совокупность правовых норм, определяющих понятие бюджета, его структуру и бюджетную классификацию, бюджетное устройство страны и каждого субъекта Российской Федерации, регулирующих общественные отношения по образованию бюджетных и внебюджетных фондов денежных средств, регламентирующих бюджетный процесс.

Бюджетное право как подотрасль финансового права складывается из ряда правовых институтов:

  • единого бюджета, дифференцированного на общую и социальную части;
  • бюджетной классификации;
  • бюджетного устройства;
  • бюджетных прав;
  • бюджетного процесса;
  • сметно-бюджетного финансирования (расходного права);
  • бюджетной ответственности.

Нормы бюджетного права содержатся в различных нормативных актах, но в основном – в БК РФ.

Банковское (публичное) право  – другая важная подотрасль финансового права, которая включает в себя правовые нормы, регламентирующие публично-правовую деятельность ЦБ РФ.

В соответствии с Законом  о Банке России это деятельность в сферах:

  1. монопольного осуществления Банком России эмиссии наличных денег и организации денежного обращения, а также безналичного обращения;
  2. обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти, на которые возложено исполнение бюджетов;
  3. осуществления валютного регулирования и валютного контроля;
  4. осуществления надзора за деятельностью кредитных организаций и банковских групп16.

Круг финансовых отношений, регулируемых банковским (публичным) правом, вполне широк, чтобы это право могло быть названо подотраслью. Достаточно сказать, что в него входит ряд правовых институтов: банковского надзора за кредитными организациями, расчетных отношений, валютного права, ценных бумаг.

Особую роль в системе  банковского права играет эмиссионное право, которое выделилось в силу юридических, экономических и дидактических причин в самостоятельную подотрасль финансового права.

Финансово-контрольное право  представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность специальных органов по контролю за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы и финансовой деятельностью органов исполнительной власти, предприятий и учреждений всех форм собственности.

В рыночных условиях произошло усложнение и расширение финансового контроля в Российской Федерации, увеличение в государстве финансово-контрольных структур. В настоящее время финансовый контроль охватывает финансовую деятельность не только государственных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов. Второй эшелон образуют самостоятельные правовые институты, имеющие существенное значение в системе финансового права17.

По своему содержанию они  являются комплексными институтами, включающими как нормы финансового права, так и нормы других отраслей права, прежде всего гражданского. К этому эшелону относятся правовые институты:

  • государственного кредита (долга);
  • лотерейного дела;
  • страхового права;
  • финансов предприятий всех форм собственности;
  • валютных операций;
  • рынка ценных бумаг;
  • бухгалтерского учета;
  • правового регулирования инвестиций.

Хотя названные институты  являются смешанными по составу, они дополняют систему финансового права, придавая ей завершенность и целостность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Предметом финансового права  являются общественные отношения, возникающие  в процессе деятельности государства  по планомерному образованию, распределению  и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

К предмету финансового права  относятся: закрепление структуры  финансовой системы, распределение  компетенции в данной области  между Федерацией и ее субъектами, а также местным самоуправлением в лице соответствующих органов, регулирование на основе этих исходных норм отношений, характерных для процесса финансовой деятельности.

Основным методом финансового  права становится административно-правовой (императивный) метод. Он основан на неравенстве участников правоотношений. Одна из сторон имеет право выдавать в отношении другой обязательные для исполнения властные предписания.

Отношения «власти и подчинения»  при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.

Регулирование финансовых правоотношений осуществляется также гражданско-правовым (диспозитивным) методом, основанным на равенстве участников правоотношений. Он применяется в основном в банковских и кредитных отношениях. Законность данного метода иногда оспаривается, поскольку в основе регулирования названных выше отношений лежит административно-правовой метод, с помощью которого государственными органами и учреждениями (например, ЦБ РФ) устанавливаются правила обращения банков и клиентов, кредиторов и должников и т.д.

Система российского финансового  права – это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.

Система финансового права  складывается, прежде всего, из таких  крупных подразделений, как бюджетное, налоговое, банковское (публичное) право, финансово-контрольное право, статус которых в связи с переходом экономики на рельсы рыночного хозяйства повысился как количественно, так и качественно: из разряда правовых институтов финансового права они перешли в разряд подотраслей, т.е. наиболее крупных подразделений отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – N237. – 25 декабря.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Российская газета. – 1998. – N148-149. – 06 августа.
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N31. – Ст.3823.
  4. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 28. – Ст. 2790.
  5. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 25.12.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 25. – Ст. 2561.

Специальная литература

  1. Елизарова, Н.В. Финансовое право. Учебный курс / Н.В. Елизарова.  – М.: МИЭМП, 2010. – 320 с.
  2. Запольский, С.В Финансовое право / С.В. Запольский. - 2-е изд. испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – 792 с.
  3. Крохина, Ю.А. Финансовое право России / Ю.А. Крохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2010. – 720 с.
  4. Мальцев, В.А. Финансовое право / В.А. Мальцев. – 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2011. - 256 с. 
  5. Шавров, А.В. Финансовое право Российской Федерации / А.В. Шавров. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: ЕАОИ, 2010. – 318 с.
  6. Шуплецова, Ю.И. Финансовое право: конспект лекций / Ю.И. Шуплецова. - 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Проспект, 2011. - 182 с. 
  7. Эриашвили, Н.Д. Финансовое право. Учебник / Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд. – М.: Юнити, 2011. – 572 с.

1 Елизарова, Н.В. Финансовое право. Учебный курс / Н.В. Елизарова.  – М.: МИЭМП, 2010. – С.9.

2 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Российская газета. – 1998. – N148-149. – 06 августа.

3 Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 25.12.2012) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – N31. – Ст.3823.

4 Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 28. – Ст. 2790.

5 Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 25.12.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора" // Собрание законодательства РФ. – 2004. – N 25. – Ст. 2561.

6 Шуплецова, Ю.И. Финансовое право: конспект лекций / Ю.И. Шуплецова. - 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Проспект, 2011. – С.19. 

7 Эриашвили, Н.Д. Финансовое право. Учебник / Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд. – М.: Юнити, 2011. – С.33.

8 Запольский, С.В Финансовое право / С.В. Запольский. - 2-е изд. испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – С.37.

9 Шуплецова, Ю.И. Финансовое право: конспект лекций / Ю.И. Шуплецова. - 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Проспект, 2011. – С.20. 

10 Эриашвили, Н.Д. Финансовое право. Учебник / Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд. – М.: Юнити, 2011. – С.34.

11 Эриашвили, Н.Д. Финансовое право. Учебник / Н.Д. Эриашвили. - 3-е изд. – М.: Юнити, 2011. – С.39.

12 Крохина, Ю.А. Финансовое право России / Ю.А. Крохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2010. – С.86.

13 Запольский, С.В Финансовое право / С.В. Запольский. - 2-е изд. испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – С.46.

14 Запольский, С.В Финансовое право / С.В. Запольский. - 2-е изд. испр. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2011. – С.48.

15 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – N237. – 25 декабря.

16 Крохина, Ю.А. Финансовое право России / Ю.А. Крохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2010. – С.93.

17 Крохина, Ю.А. Финансовое право России / Ю.А. Крохина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2010. – С.97.


Информация о работе Понятие, предмет и метод финансового права