Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 16:00, контрольная работа
Цель работы – проанализировать систему финансового права. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: охарактеризовать финансовое право как отрасль права;
рассмотреть предмет финансового права;
разобрать метод финансового права;
раскрыть понятие и структуру системы финансового права;
рассмотреть подотрасли финансового права.
Введение 3
1. Понятие, предмет и метод финансового права 5
1.1. Финансовое право как отрасль права 5
1.2. Предмет финансового права 8
1.3. Метод финансового права 11
2. Система финансового права 15
2.1. Понятие и структура системы финансового права 15
2.2. Подотрасли финансового права 18
Заключение 23
Библиографический список 25
Метод финансового права - единый метод правового регулирования, но со своими особенностями. Финансовое право имеет не только предмет правового регулирования, но и метод правового регулирования. Однако если общественные отношения благодаря своему многообразию предопределяют в каждой отрасли права свой предмет правового регулирования, то право, выступая как целостное, проникнутое внутренним единством социальное явление, предопределяет существование единого метода правового регулирования. Предмет правового регулирования у каждой отрасли права свой, а метод регулирования общий, но у каждой отрасли имеющий свои особенности.
Под методом правового регулирования принято понимать совокупность способов и приемов воздействия правовых норм на поведение людей в той или иной сфере социальной действительности, в частности, в сфере финансовой деятельности государства. Например, в соответствии со ст. 24 НК РФ налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов. Данная правовая норма, представляющая собой властное предписание налоговому агенту и определяющая его соответствующее поведение, характеризуется обязывающим регулированием. Налицо способ властного предписания в ходе финансово-правового регулирования.
Приведенный пример наглядно указывает на два момента.
Первый: если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируют нормы финансового права, то метод правового регулирования- каким способом осуществляется это регулирование.
Второй: если предмет правового
регулирования находится в
К таким способам относятся:
При этом следует подчеркнуть следующее: метод нельзя сводить только к одному способу или приему регулирования. Это совокупность способов и приемов правового воздействия на поведение субъектов правоотношения.
В различных отраслях названные
способы проявляются по-
В финансовом праве действует весь названный набор правовых способов и средств, но со своими особенностями. В финансовом праве обязывания, запрещения и дозволения реализуются в различных пропорциях и сочетаниях, но функции основного регулятора выполняют обязывающие нормы, на 'которых основан способ властных предписаний, в то время как запретительный и дозволительный способы выполняют определенную обеспечительную роль.
Способ (метод) властных предписаний является основным способом финансового права. Его преобладание объясняется тем, что большинство финансово-правовых норм сформулированы как обязывающие нормы и обязывание, таким образом, доминирует как способ регулирования в финансовом праве.
Властность предписаний
государственных и
Однако способ (метод) властных предписаний как основной способ финансового права отличается от метода административного права, имеющего место в аппаратно-управленческой сфере и применяемого в этой сфере. Властные предписания в процессе финансовой деятельности государства исходят, как правило, от финансовых, налоговых, кредитных органов, с которыми другие участники не находятся в административной зависимости. Таковы отношения между ЦБ РФ и подконтрольным коммерческим банком, Минфином России и гражданином в отношениях по государственному кредиту. Вместе с тем финансовое законодательство предусматривает ситуации, когда метод властных предписаний распространяется на субординационные отношения. Примером могут служить отношения между отраслевым министерством и казенным предприятием. В этих случаях властные предписания, касающиеся финансовой деятельности предприятия, направляются в его адрес вышестоящим органом.
Запретительный способ регулирования обусловлен запрещающими нормами права, которые также имеются в составе финансового права. Запреты (запрещения) вправе – это юридические обязанности пассивного характера, предписывающие субъекту воздерживаться от определенных действий и ограничивающие его деятельность.
Они играют вспомогательную роль и направлены, как правило, на то, чтобы применение способа властных предписаний в ходе финансово-правового регулирования было более эффективным. Так, в ст. 4 Закона о Банке России государство предписывает Банку России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывать и проводить единую государственную денежно-кредитную политику, монопольно осуществлять эмиссию наличных денег и организацию наличного денежного обращения, осуществлять обслуживание счетов бюджетов всех уровней и т.д.
Вместе с тем для эффективного выполнения ЦБ РФ названных функций, государство в ст. 22 того же Закона запрещает ему предоставлять кредиты Правительству РФ для финансирования дефицита федерального бюджета, а также для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов11.
2. Система финансового права
2.1. Понятие и структура системы финансового права
Система российского финансового права – это объективно обусловленное общественными финансовыми отношениями внутреннее строение, единство и взаимосвязь финансово-правовых норм, расположение их в определенной последовательности. Эти нормы группируются в соответствующие правовые институты.
Система финансового права позволяет выявить, из каких подотраслей и институтов состоит данная отрасль права и как эти составные элементы взаимодействуют между собой. Системе финансового права свойственны такие характерные черты, как единство, различие, взаимодействие, способность к делению, объективность, согласованность, материальная обусловленность.
Единство юридических норм, образующих финансовое право, определяется:
В то же время нормы финансового права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, санкциям и т.д. В основе такого деления лежат, прежде всего, разнообразие и специфика финансовых отношений12.
Под системой отрасли права понимается определенный порядок в распределении правовых норм по отдельным частям данной отрасли и в логически Правильном расположении этих частей. Система финансового праваесть такое распределение норм финансового права по группам и их построение в определенной последовательности, которые позволяют наглядно увидеть эти группы в их единстве. Иначе говоря, система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по подотраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль – финансовое право.
Система финансового права решает две практические задачи:
Оптимальным критерием при распределении норм финансового права по группам, т.е. подотраслям и правовым институтам, является предметный.
В предмете финансового права заложена объективная необходимость деления регулируемых отраслью общественных отношений на однородные группы, и вследствие этого возможна группировка норм финансового права на правовые институты и подотрасли.
Подотрасль в финансовом праве – это относительно самостоятельное укрупненное подразделение финансового права, состоящее из компактной массы взаимосвязанных и распределенных по правовым институтам норм права. Следует подчеркнуть, что подотрасль в финансовом праве – это крупная часть отрасли, экономически и политически важное структурное подразделение, включающее в свой состав ряд правовых институтов13.
Предметный критерий разграничивает нормы финансового права на пять подотраслей:
Наряду с названными подотраслями
система финансового права
Правовой институт в финансовом праве – это первичное самостоятельное структурное подразделение данной отрасли, где правовые нормы группируются по их юридическому содержанию.
Так, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
Состав российской финансовой системы показывает, что в ее формировании в условиях развития рыночной экономики учитывался зарубежный опыт: созданы различные внебюджетные фонды и соответствующие им правовые институты; перестали быть государственной монополией имущественное и личное страхование, банковский кредит.
Таким образом, нормы финансового
права образуют финансовое право
как целостное нормативное
Предметный критерий выделяет следующие самостоятельные правовые институты финансового права:
Распределение финансово-правовых норм по подотраслям и правовым институтам обусловливает их построение в две линии (шеренги): на первом плане выстраиваются подотрасли финансового права, за ними - самостоятельные правовые институты.
2.2. Подотрасли финансового права
Подотрасли составляют основу финансового права. Без них нельзя представить нормальное функционирование государства. Их «родословная» такая же древняя, как и у государства. Кратко охарактеризуем каждую подотрасль финансового права.
Эмиссионное право – авангардная категория в системе финансового права. Эмиссионное право как подотрасль – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности государства, направленной на выпуск денежных знаков и организацию:
Для эмиссионно-правовых норм характерны две особенности: во-первых, они регулируют общественные отношения в первичной и специфической сфере финансовой деятельности государства – в сфере эмиссионной деятельности; во-вторых, эти нормы содержатся в нормативных актах, принимаемых главным образом на федеральном уровне.
Информация о работе Понятие, предмет и метод финансового права