Правовые основы денежного обращения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Государственное регулирование денежного обращения способствует не только эффективному функционированию, но способствует созданию предпосылок экономического роста страны, что является одной из главных задач РФ.
Задачами курсовой работы являются:
Изучить денежное обращение в РФ, перспективы развития;
Ознакомиться с правовыми основами денежного обращения;
Исследовать законы денежного обращения;
Изучить эмиссию наличного и безналичного денежного обращения. Рассмотреть формы безналичных счетов;
Изучить способы регулирования денежного обращения в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….…… 3
Глава. ДЕНЕЖНОЕ БРАЩЕНИЕ……………………………………...4
Понятие денежного обращения…….…………………………...4
Финансово - правовые основы денежного обращения………..5
Закон денежного обращения……………………………….…...10
Глава. СОСТОЯНИЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ В ФЕДЕРАЦИИ………………………………….….12
2.1 Денежное обращение на современном этапе………………….12
Особенности налично-денежной эмиссии…………………….13
Особенности эмиссии безналичных денег.
Система безналичных счетов…………………………………15
Глава РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО
ОБРАЩЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………..…….…….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.……………………………………….……

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа (Автосохраненный).doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

  Еще одним из современных инструментом платежности является пластиковая карточка. Пластиковая карточка – инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке. Такой счет называют специальным карточным счетом (СКС). Он открывается банком для отражения всех совершаемых клиентом операций с использованием банковской карты. Карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиент получают их лишь в пользование.

 Банковские карты используются для безналичных платежей, в том числе наиболее активно развивается использование банковских карт через интернет, а также для снятия наличных или пополнения счета через банкомат или пункт выдачи наличных (ПВН). Виды карточек подразделяются на кредитные и дебетовые.

Тип карты, кредитная или дебетовая, определяется счетом, к которому она прикреплена, или который является для карты основным. Карта может быть прикреплена сразу к нескольким счетам (такие карты называют мультивалютными) и, наоборот, к одному счету может быть прикреплено несколько карт. Некоторые кредитные организации дают возможность своим клиентам заменять основной счет карты другим своим карточным счетом, открытым в том же банке.

   В России наибольшее распространение имеют карты международных платежных систем Visa и MasterCard. Стандартная карта изготавливается из пластика (ширина — 86 мм, высота — 54 мм, толщина — 0,76 мм) и оснащается носителем информации — магнитной полосой. В обязательном порядке на карте присутствуют ее номер и срок действия. Если карта выпущена на материальном носителе, то на нее также наносится название банка, логотип платежной системы и имя держателя (не всегда). На обратной стороне находятся магнитная полоса и бумажная полоса для подписи держателя. На картах некоторых категорий указывается код CVV2 или CVC2.В [18]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III.  Правовое  регулирование денежного обращения в РФ.

 

  Правовое регулирование  денежного обращения в стране  представляет собой совокупность правовых норм, инструментов и методов,  обеспечивающих эффективное, безопасное функционирование денежного обращения государства, соответствующее потребностям хозяйствующих субъектов национальной экономики.[10]

  Важными задачами правового регулирования денежного обращения в России являются:

  • Обеспечение в сфере денежного обращения между Президентом РФ, законодательной и исполнительными властями, по поводу четкого разграничения правовых полномочий;
  • Обеспечение стабильного и эффективного функционирования экономики страны, связанное с поддержанием темпа роста денежной массы в обращении и правильном соотношении между наличным и безналичным денежным обращением;
  • Обеспечение нормами и инструментами, позволяющими эффективно регулировать и контролировать денежное обращение в стране законодательной и исполнительной властью.

   Правовое регулирование  денежного обращения осуществляется  в первую очередь, на основе  Конституции РФ; федеральных законов, актов, издаваемых Президентом и  Правительством РФ, а также Центральным  банком Российской Федерации.

  Главной функцией  Центрального Банка является  разработка и осуществление совместно  с Правительством РФ единой  денежно-кредитное регулирование. Это  регулирование направлено на  совокупность мер Центрального  Банка на изменение денежной  массы в обращении, процентных ставок, объема кредитов и других показателей денежного обращения.  Различные показатели, характеризующие денежную массу в стране, позволяют Центральному Банку РФ принимать оптимальные решения в процессе регулирования денежного обращения.  Так порядок осуществления налично-денежного обращения на территории РФ регламентируется Положением « О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации», утвержденным Банком России. В соответствии с данным Положением:

  • Налично-денежное обращение осуществляется с помощью различных видов денег: банкнот, металлической монеты, кредитных карт и т.д.
  • Эмиссию и изъятие денег из обращения осуществляет Банк России;
  • Банк России осуществляет регулирование налично-денежного обращения в РФ;
  • Денежные расчеты между юридическими лицами осуществляется, как правило, в безналичном порядке, и в качестве исключения разрешен расчет наличными деньгами в рамках законодательно установленного лимита для одной сделки.

В Российской Федерации порядок осуществления безналичных расчетов определяется Гражданским Кодексом РФ (ст.861-885), который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов.

В настоящее время массивом  для регулирования денежного обращения является Конституция РФ. В которой закреплены нормы регулирования денежного обращения в РФ, а именно, ст. 71, п. «ж», поясняет что «установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение данных вопросов субъектами РФ рассматривается как нарушение государственной целостности. [1]

 В ст. 106 Конституции, закрепляет законодательные полномочия по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии за Советом Федерации и Государственной Думой.

   Важная роль  в организации денежного обращения  в России отведена Конституцией Президенту РФ, который в соответствии с п. «г» ст. 83 «1.Представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;

2.Ставит перед  Государственной Думой вопрос  об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ», данная статья  позволяет президенту РФ через персоналии проводить предопределенную политику в денежной сфере.

   При наделении  таких полномочий, согласно ст. 103 п. «в» Конституции РФ Государственная  Дума осуществляет «назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации» при  избежание злоупотреблений со стороны Президента РФ в кадровом вопросе.  Так же Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 114) как исполнительный орган страны «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики».   В осуществлении денежной политики государства возлагается на Центральный банк РФ, согласно со ст. 75 Конституции РФ, который вправе  осуществлять денежную эмиссию в стране, а также выполнять организацию денежного обращения в России, независимо от других органов государственной власти. Полный перечень задач, целей, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения России дана в федеральных законах «О Центральном банке российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности».

   Банк России  устанавливает строгие разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особое значение нормативному регулированию наличного денежного обращения.

  Основными документами, принятыми Центральным Банком, регулирующие  данную сферу, являются:

  •    Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации" (утв. Банком России 12.10.2011 N 373-П) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.11.2011 N 22394)

    Центральное  место  по своей значимости  является Положение № 14-П, которое  обязательно для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории России.

  На современном  этапе нормативное регулирование наличного денежного обращения, созданными усилиями Центрального Банка РФ, характеризуется как четкая и скоординированная система. Несмотря на меры, по сокращению и упорядочиванию наличного денежного обращения, доля наличных денег в денежной массе страны по прежнему остается достаточно в большом объеме, по сравнению с промышленно развитыми странами.

   В  современных рыночных  условиях  экономики безналичные  расчеты играют важную роль  в ускорении оборачиваемости  средств, снижении издержек обращения и т.п. От эффективно организованной и упорядоченной с помощью норм права системы безналичных расчетов напрямую зависит не только состояние денежно-кредитной системы, но и в целом экономики государства. Безналичное обращение денежных средств появилось значительно позднее налично-денежного обращения.

   Банк России, в соответствии  со ст. 80 Закона, является органом, координирующим, регулирующим и  лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем  в РФ. Клиринговые системы  представляют собой безналичные расчёты между странами, компаниями, предприятиями за поставленные, проданные друг другу товары, ценные бумаги и оказанные услуги, осуществляемые путём взаимного зачёта, исходя из условий баланса платежей.

   В Российской Федерации  порядок осуществления безналичных  расчетов определяется Гражданским  Кодексом РФ (ст. 861-885), который регламентирует сущность и порядок осуществления основных форм безналичных расчетов. Гражданский Кодекс РФ установлены общие положения о расчетах (гл. 46).[2]

     Расчеты между юридическими лицами проводят банки и другие кредитные организации, а между банками – расчетно-кассовые центры Банка России.

  На практике применяются  следующие формы безналичных  расчетов: расчеты по платежным  поручениям; расчеты платежными  требованиями-поручениями; расчеты  чеками; расчеты по аккредитиву, которые соответственно также  регулируются законодательно.

    До 1 июля 1992 г. в  безналичных расчетах применялись  расчеты платежными требованиями, при которых получатель средств  предоставлял в обслуживающий  его банк  расчетный документ, содержащий требования к плательщику  об уплате получателю определенной суммы через банк за отгруженные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Однако в целях повышения ответственности плательщика за своевременность расчетов за товары и услуги эта форма расчетов в настоящее время отменена. Вместо нее применяются расчеты платежными требованиями-поручениями, представляющими собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Банк принимает платежное требование-поручение при наличии денежных средств на расчетном счете плательщика. В течение трех дней плательщик обязан предоставить в обслуживающий его банк акцептованное платежное требование - поручение, на основании которого банк осуществляет платеж либо отказ от уплаты (полностью или частично). В этом случае требование-поручение вместе с приложенными отгрузочными документами и извещением об отказе от уплаты возвращается поставщику.

    В соответствии  со ст. 877 Гражданского Кодекса РФ чек есть ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Плательщиком по чеку является банк или иная кредитная организация, получившая лицензию на совершение банковских операций и производящая платеж по предъявительскому чеку. Безусловно, чек выписывается на тот банк, где чекодатель имеет средства.

  Чек подлежит оплате  по предъявлении соответствующему  плательщику в течение:

  • 10 дней если чеку выписан на территории РФ;
  •   20 дней, если чек выписан на территории стран СНГ;
  • 70 дней, если чек выписан на территории какого либо другого государства.

Чеки, выписанные за границей РФ с платежом на ее территории, должны соответствовать требованиям о реквизитах чека и его составлении, предусмотренные законодательством России (ст. 878 ГК РФ).

   В соответствии со ст. 867 «Расчеты по аккредитиву» ГК РФ порядок осуществления расчетов по аккредитиву регулируется законом, а также установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

  Формы безналичных расчетов  установлены ст. 862 Гражданского  Кодекса РФ. В соответствии с  законом к ним помимо расчетов  платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчетов по инкассо, относятся также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

   Денежное обращение  – это основа финансовой системы государства.

   Для эффективного развития экономики, полного финансирования всех сфер жизнедеятельности, деньги должны находится в постоянном непрерывном движении между тремя субъектами: физическими лицами, хозяйствующими субъектами и органами государственной власти. В рыночных условиях, развитие общенациональных и мировых рынков способствует увеличению денежного обращения  в стране, так как деньги обслуживают обмен совокупного общественного продукта, в том числе кругооборот капитала, движение ссудного и фиктивного капитала, обращение товаров и оказание услуг, и доходов различных социальных групп. Именно поэтому очень важно для будущих специалистов в области экономике знать и анализировать основные законы денежного обращения в стране, для того чтобы иметь возможность разрабатывать наиболее эффективные рычаги государственного регулирования финансово-денежной системы страны.

Информация о работе Правовые основы денежного обращения