Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы Республики Беларусь, задачи и тенденции развития, правовое регулирование функционирования указанной системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы; проанализировать содержание и принципы основных звеньев финансовой систем Республики Беларусь; дать характеристику бюджетной и налоговой систем; исследовать законодательство , регулирующее финансовую систему в целом и основных ее звеньев.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции
1.2 Понятие и звенья финансовой системы Республики Беларусь.
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его структура
2.2 Структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь
3. Финансовая политика государства и ее правовое оформление.
3.1 Понятие и содержание финансовой политики
3.2 Законодательство Республики Беларусь в сфере финансов на современном этапе.
3.3 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой системе к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
В последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики посвящается значительное количество публикаций. Однако единства по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Данная тема была выбрана с целью изучения структуры финансовой системы Республики Беларусь, взаимосвязь ее звеньев и выявить, какие проблемы возникают в нашей стране на современном этапе .
Считается, что понятие
финансовой системы является
развитием более общего
излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс; низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Республика Беларусь переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления белоруской финансовой системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие финансовые органы.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей, заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Целью дипломной работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы Республики Беларусь, задачи и тенденции развития, правовое регулирование функционирования указанной системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы;
проанализировать содержание и принципы основных звеньев финансовой систем Республики Беларусь; дать характеристику бюджетной и налоговой систем; исследовать законодательство , регулирующее финансовую систему в целом и основных ее звеньев.
Методами исследования данной работы являются общенаучные методы исследования, такие как диалектика, анализ и синтез, сравнение, системный подход, а так же присущие финансово-правовой науке.
Объектом исследования является финансовая система Республики Беларусь.
Предметом исследования – нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие финансовые отношения.
Способами
изучения данной темы будет
использование финансового
1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1Возникновение финансов, их сущность и функции
В рыночном хозяйстве многообразные и сложные взаимосвязи общественного воспроизводства опосредуются деньгами. В процессе создания, распределения и использования валового внутреннего продукта деньги обособляются от обращения товаров и совершают относительно самостоятельное движение, образуя, во-первых, денежное обращение и, во-вторых, фонды денежных средств хозяйственных звеньев, населения и государства. В зависимости от источников образования и характера функционирования, назначения и методов использования денежные фонды принимают формы финансов и кредита.
В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы это не деньги и не вещи. Для финансово-правовой науки ключевым является понятие финансы. Оно происходит от латинского Finantiа, употреблявшегося в смысле обязательной для уплаты суммы денег. Впервые в этом значении оно стало употребляться в XII-XVвв. в Италии. В дальнейшем этот термин получил международное распространение. В экономической науке под финансами понимают систему экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств [22, с. 216].
Финансовая наука длительное время рассматривала категорию «финансы» упрощенно, как некую сумму денежных средств, используемых государством и другими участниками денежных отношений.
Как научное понятие «финансы»
- выступают объектом изучения
финансовой науки, которая исследует
закономерности развития
Финансово-правовая наука
за период своего развития
выработала понятия, выражающие
наиболее существенные
Еще в экономической литературе даются следующие определение финансов:
« Финансы -это отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных других потребностей общества» . [2,c.9]. Следует отметить, что финансы-это экономические отношения ,протекающие в денежной форме, связанные с распределением части ВВП и национального дохода, в результате чего, образуются финансовые ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах, с целью их использования в интересах государства, предприятий, граждан.[3,c.8], а также финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса, когда происходит распределение стоимости созданного продукта.
В Деловом
энциклопедическом словаре, изданном
Институтом экономики НАН
Для государственных финансов стран с рыночной экономикой был характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, милитаризацией экономики. В конце XIX в. почти во всех странах затраты государства на военные цели, рост государственного долга и процентов по нему составляли свыше 2/3 всех государственных расходов. Крупные средства направлялись также на содержание государственного аппарата: парламента, министерств и ведомств, полиции, тюрем и др. Основным источником доходов государства были налоги, преимущественно косвенные.
Резкое развитие финансовых отношений произошло в XX в., особенно после Второй мировой войны. Объемы государственных бюджетов стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление крупной части национального дохода (от 30 до 50%). Располагая огромными фондами денежных средств, государства стали оказывать существенное воздействие на процесс воспроизводства. Расширилась сфера финансовых отношений. Государство стало аккумулировать не только ресурсы бюджетной системы, но и многочисленных внебюджетных фондов.
Значительное развитие получили финансы предприятий различных форм собственности. В развитых зарубежных странах основной организационно-правовой формой стали акционерные общества [29, с.18].
Необходимо отметить, что в структуре государственных расходов после Второй мировой войны произошли существенные изменения. Несмотря на огромный рост расходов на милитаризацию (особенно в США), удельный вес этих затрат по сравнению с концом XIX и началом XX в. снизился, существенно увеличились удельный вес и абсолютные суммы расходов на социальные цели (образование, здравоохранение, социальное обеспечение). Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеция, Норвегия и др.) затраты на социальные цели стали одними из главных, отсюда возникло понятие «шведская модель социализма».
Значительное развитие получили расходы, связанные с вмешательством государства в экономику. Это выразилось в том, что возросли государственные капитальные вложения, направляемые в электроэнергетику, угольную, газовую и другие отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства — одни из самых опекаемых отраслей экономики. В наиболее развитых странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко увеличился государственный сектор экономики. С целью повышения занятости населения и сокращения безработицы правительства выдавали предпринимателям, расширяющим производство, субсидии для капиталовложений. Значительно повысились затраты на развитие научно-технологического прогресса (до 50—70 % общей суммы расходов на эти цели). Государство начало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые экспортные премии. Расходы на регулирование процесса воспроизводства во многих странах достигли 20 % и более общей суммы расходов государственного бюджета.
Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и межгосударственном уровне. Так, страны Европейского сообщества (ЕС) создали межгосударственные фонды денежных средств, используемые для финансирования сельского хозяйства, преодоления структурной безработицы, подготовки и передислокации рабочей силы, ликвидации существенных диспропорций в развитии отдельных регионов этих стран.
Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам [41, с.9]
Огромные расходы вызвали необходимость увеличения налогов — главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственный и местные бюджеты.
После Второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:
1)местные (региональные) финансы;
2)внебюджетные специальные правительственные фонды;
3)финансы государственных предприятий.
Другой сферой финансовых отношений во многих странах мира выступают финансы частных национальных и транснациональных корпораций. По своей организационной структуре они представляют собой акционерные общества. Акционерная форма организации деятельности предприятий в странах с развитой рыночной экономикой получила исключительно широкое развитие. В настоящее время в акционерные предприятия вкладывает свои средства значительная часть населения. Так, одна из самых крупных корпораций США «Дженерал Моторс» насчитывает около 1 млн акционеров и никто из них не имеет акций более 1 %. Акции позволяют трансформировать денежные сбережения в производственные инвестиции.