Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы Республики Беларусь, задачи и тенденции развития, правовое регулирование функционирования указанной системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы; проанализировать содержание и принципы основных звеньев финансовой систем Республики Беларусь; дать характеристику бюджетной и налоговой систем; исследовать законодательство , регулирующее финансовую систему в целом и основных ее звеньев.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции
1.2 Понятие и звенья финансовой системы Республики Беларусь.
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его структура
2.2 Структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь
3. Финансовая политика государства и ее правовое оформление.
3.1 Понятие и содержание финансовой политики
3.2 Законодательство Республики Беларусь в сфере финансов на современном этапе.
3.3 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).
Финансовая политика наряду с ее традиционными задачами стала преследовать цель использования финансового механизма для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Основной инструмент вмешательства в экономику - государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Кардинально изменилась система налогов. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки и позволяющий обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов.
Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования.
Изменилась и система управления финансами. Выделяются отдельные службы, занимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.
Финансовый механизм в этих условиях исходит их необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения и уменьшения степени прогрессивности налогообложения.
Следует отметить, что различные разновидности регулирующей финансовой политики тесно взаимосвязаны между собой. Поэтому одинаковые или похожие инструменты финансового механизма применяются в различных странах, использующих как кейнсианскую, так и неоконсервативную систему регулирования, что приводит к их конвергенции.
Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основана такая политика на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Ее цель - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана. Основная задача финансового механизма - создание инструментов при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.
Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.
Планово-директивная финансовая политика проводилась практически во всех бывших социалистических странах. Сначала показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.
Финансовые отношения как элемент базиса объективны, т.е. независимы от сознания людей, финансовая политика - форма сознательной деятельности людей, сфера государственной деятельности, оформленной законодательно в нормативных актах. Министерство финансов, Министерство по налогам и сборам, Национальный банк на основе действующего законодательства разрабатывают инструкции, нормативные документы, регламентирующие деятельность но реализации финансовой политики. Свое практическое воплощение финансовая политика в лице государства реализует через финансовый механизм, его рычаги и стимулы.
Финансовая политика
активно влияет на
порядок регулирования уровня заработной платы и др.
Содержание финансовой политики определяется единством трех основных звеньев:
выработка научно-обоснованной концепции развития финансов посредством определения главных целей экономического развития; определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; осуществление практических действий, направленных на достижение цели.
Проведение финансовой политики базируется на определенных принципах. К ним можно отнести:
научный подход к выработке финансовой политики, учет действия объективных экономических законов, выводов финансовой и экономической науки;
изучение и учет опыта финансовой политики других стран, изучение и обобщение новых тенденций и явлений экономического развития;
учет конкретных исторических условий, особенностей внутренней и международной обстановки, реальных возможностей государства в выполнении своих функций в области финансов; определение источников мобилизации финансовых ресурсов и рациональных форм изъятия доходов юридических лиц, доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства; обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов между отраслями, регионами, концентрации ресурсов на основных направлениях экономического и социального развития;
на основе учета достоверной финансовой информации о состоянии дел в экономике и объективных возможностях государства, осуществление комплексного подхода при выработке и проведении финансовой политики. [4, с. 67]
Таким образом, финансовая политика является неотъемлемой частью любого государства, какой бы государственный строй там ни был. В различных странах финансовая политика проводится по-разному. Где-то государство старается не вмешиваться в экономику, следую принципу «невидимой руки», где-то государство принимает активное участие в экономике путем проведения активной финансовой политики, причем преследуя разные цели. Иногда для сглаживания конъюнктурных циклов, иногда мерами финансовой политики государство стимулирует различные отрасли, где-то государство стремиться сгладить социальное неравенство.
Основной целью финансовой
политики является наиболее
На данном этапе рост эффективности и финансового оздоровления экономики зависит от умения государства сочетать государственные финансовые регуляторы с рыночным механизмом.
Основными задачами, решаемыми
финансовой системой в
необходимость финансовой поддержки мероприятий, направленных на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую стабилизацию; определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения; обеспечение рационального распределения и использования финансовых ресурсов; концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы; сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики;
уменьшение дефицита государственного бюджета и расширение покрытия его на основе государственных ценных бумаг; либерализация внешнеэкономической деятельности;
развитие приватизации с целью финансового оздоровления экономики, ее стабилизации и создания базы для динамичного развития экономики; выработка механизма реализации финансовой политики государства в форме соответствующих нормативных актов.
Посредством финансовой
политики государство
Совокупность финансовых регуляторов наряду с денежно-кредитным механизмом является основой современной финансовой политики. Ее эффективность в каждый конкретный момент зависит от степени компетенции государства в обеспечении комплексного использования финансово-кредитных рычагов и стимулов.
Финансовую политику государства иногда называют бюджетно-налоговой политикой. В общем можно согласиться с таким определением, хотя финансовая политика не связана исключительно с бюджетом и налогами.
Цели финансовой политики оформляются в виде свода нормативных предписаний, сконцентрированных в актах законодательства, прежде всего, в законах о бюджете и налогах.
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика заключается в воздействии государства в лице Министерства финансов Республики Беларусь при помощи Главного государственного казначейства на величину и структуру государственных расходов и систему налогообложения для достижения общеэкономических целей увеличения реального ВВП и уровня занятости. При этом необходимыми условиями являются отсутствие инфляции и устойчивый рост экономики. [13]
Одной из основных
функций казначейства является
организация исполнения
Реализация бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь проходит посредством дискреционной (активной) политики (сознательное манипулирование бюджетно-налоговой сферой) и автоматической (пассивной), не требующей специальных решений правительства. Оба вида активно взаимодействуют.
На настоящем этапе
в республике постепенно
Для Республики Беларусь жизненно важен устойчивый экономический рост на фоне приемлемого уровня инфляции. Страна переживает трансформационный период при недостаточно развитом производстве и низкой эффективности частного сектора. Несмотря на все разнообразие применяемых мер, общее правило бюджетно-налоговой политики таково: а) государство стимулирует совокупный спрос, увеличивая государственные расходы и (или) снижая налоги в периоды спада; б) оно сдерживает спрос в периоды подъема, тем самым, сглаживая колебания экономического цикла.
Финансовое оздоровление экономики невозможно без стабилизации денежно-кредитных отношений, представляющих основу финансовой политики государства.
Под денежно-кредитной (монетарной) политикой понимают совокупность мероприятий в денежно-кредитной сфере, направленных на изменение денежного предложения для достижения ряда общеэкономических задач. Проводит ее Национальный банк Республики Беларусь. Он обязан осуществлять надзор и контроль за деятельностью денежной и банковской систем. Именно Национальный банк формирует основные правила политики. Он действует не ради прибыли, хотя и может получать ее от своих операций, а ради реализации тех мер, которые избрало руководство страны в рамках государственной политики, в том числе и финансовой.
Главная цель денежно-кредитной политики - создание условий для достижения и поддержания высокого уровня производства, стабилизации цен, укрепления национальной денежной единицы (при полной занятости и отсутствии инфляции). Обычно ключевые ее параметры определяются в государственных программах развития на различные периоды (3, 5 и более лет).
Текущая денежно-кредитная политика ориентирована на более конкретные и доступные цели, как то: повышение роли банковского кредита в стимулировании хозяйствующих субъектов к эффективному использованию заемных средств;
более гибкий подход к предоставлению кредита, формированию банковских резервов;
развитие финансового рынка; сокращение необоснованного перелива денег из сферы безналичного оборота в наличный; конвертируемость белорусского рубля; реорганизация сберегательного и страхового дела.
Инструменты, используемые для достижения целей денежно-кредитной политики, различаются по принципу воздействия на денежную массу и бывают прямыми (общими) и косвенными. К прямым относятся лимиты кредитования и прямое регулирование процентной ставки, к косвенным - операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов и учетной ставки (ставки рефинансирования).
Программа социально-экономического развития в части денежно-кредитной политики предусматривает обеспечение устойчивого курса белорусского рубля и снижение инфляции, усиление значения финансового рынка и повышение роли банковского сектора в перераспределении капитала. Для достижения этих целей предполагается использовать денежную эмиссию, процентные ставки, резервные требования и другие механизмы и инструменты. На практике такие части финансовой политики, как денежно-кредитная и бюджетно-налоговая, действуют не автономно, а в тесной взаимосвязи. Политика, в которой используются формы фискального и монетарного регулирования, называется стабилизационной.
Следует отметить, что в большинстве случаев первичными являются мероприятия бюджетно-налоговой политики. Фискальные инструменты находятся в непосредственном ведении Правительства Республики Беларусь, а денежно-кредитная политика формируется Национальным банком страны. Последний подотчетен главе государства и в какой-то мере независим от правительства. Тактические цели Национального банка направлены не на реальный сектор экономики, а на регулирование показателей финансового рынка.
Весомым плюсом бюджетно-налоговой политики является срок проявления применяемых инструментов. Результат изменения налоговой нагрузки может сказаться уже в ближайшей перспективе, тогда как денежно-кредитная политика ориентирована на продолжительные периоды времени. Быстродействие способно стать решающим фактором в выборе варианта политики.