Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 18:59, дипломная работа
Целью дипломной работы является раскрытие сущности и структуры финансовой системы Республики Беларусь, задачи и тенденции развития, правовое регулирование функционирования указанной системы. Цель исследования определяет постановку следующих задач: раскрыть сущность понятий финансов и финансовой системы; проанализировать содержание и принципы основных звеньев финансовой систем Республики Беларусь; дать характеристику бюджетной и налоговой систем; исследовать законодательство , регулирующее финансовую систему в целом и основных ее звеньев.
ВВЕДЕНИЕ
1. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ ФИНАНСОВ
1.1 Возникновение финансов, их сущность и функции
1.2 Понятие и звенья финансовой системы Республики Беларусь.
2.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ ЗВЕНО ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета и его структура
2.2 Структура доходов и расходов бюджета Республики Беларусь
3. Финансовая политика государства и ее правовое оформление.
3.1 Понятие и содержание финансовой политики
3.2 Законодательство Республики Беларусь в сфере финансов на современном этапе.
3.3 Основные направления совершенствования финансовой политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- оптимизация структуры
активов и пассивов банков
для увеличения объемов
- расширение состава
и улучшение качества
Темпы наращивания денежного предложения в национальной валюте будут выдерживаться в соответствии со спросом экономики на деньги и с целевым параметром инфляции, допустимый уровень которого к 2010 году не должен превысить 5 процентов. При этом валовые кредиты банков увеличатся в 2,7 раза.
Продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов Республики Беларусь и других стран СНГ, прежде всего Российской Федерации, в рамках функционирования Союзного государства и других интеграционных образований.
Важнейшими направлениями ценовой политики определены формирование механизма, стимулирующего структурную перестройку экономики, создание условий для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности отраслей экономики, стабильный рост жизненного уровня населения страны. Для достижения этих целей предусматривается проведение взвешенной ценовой политики, базирующейся на гибком сочетании свободных и регулируемых цен.
Основные задачи в области ценообразования:
- сокращение ценовых диспропорций;
- совершенствование механизмов
ценового регулирования, направленных
на создание барьеров для
- регулирование внутреннего
уровня цен с учетом цен
в сопредельных странах для
защиты экономических
Антимонопольная политика будет направлена на создание условий для равной, добросовестной конкуренции производителей на национальном рынке посредством:
- предупреждения, ограничения
и пресечения
- пресечения недобросовестной конкуренции;
- обеспечения правовой
защищенности добросовестной
- содействия развитию
конкуренции на товарных
- контроля за экономической концентрацией;
- совершенствования
- приведения антимонопольного
регулирования с учетом
Важнейшей задачей в институциональной области будет развитие системы институтов, необходимых для мобилизации финансовых ресурсов на модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе внедрения и распространения новых технологий.
Для этого предусматриваются:
- активизация рынка корпоративных бумаг;
- расширение спектра инструментов фондового рынка;
- совершенствование финансовых услуг, оказываемых небанковскими институциональными инвесторами (инвестиционные фонды, финансовые, лизинговые, трастовые, страховые компании);
- развитие специализированных
небанковских кредитно-
- активизация развития системы финансовых рынков и институтов, включая банковский сектор и сеть небанковских финансовых организаций (портфельные фонды, фонды венчурного (рискового) капитала, лизинговые и факторинговые компании, страховые компании);
- формирование эффективной
системы финансового
- Для дальнейшего развития
страховой деятельности
- развивать добровольные виды страхования, включая виды страхования, относящиеся к страхованию жизни;
- совершенствовать порядок
формирования страховых
- ввести обязательные
виды страхования в сферах, связанных
с наибольшими рисками, в том
числе обязательное
- повысить капиталоемкость страховых организаций;
- сформировать национальную систему экспортных кредитов.
Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства будет направлена на создание организационных, правовых и экономических условий, способствующих динамичному и устойчивому развитию данного сектора экономики, формированию рациональной отраслевой структуры предпринимательской деятельности, стимулированию развития предпринимательства в малых городских поселениях и сельской местности.
Для этого предусматриваются:
- комплексное совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей деятельность субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение координации
деятельности государственных
- создание благоприятных
условий для доступа субъектов
малого предпринимательства к
кредитно-финансовым ресурсам, включая
дальнейшее развитие
- дальнейшее расширение
и совершенствование системы
подготовки и переподготовки
кадров для
- активизация производственной,
инновационной, инвестиционной, внешнеэкономической
деятельности и наращивание
- организация взаимодействия
малых производственных
Прогнозируется, что к 2010 году доля валового внутреннего продукта, произведенного субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме ВВП достигнет 20-22 процентов. [13]
Таким образом, финансовая политика Республики Беларусь на современном этапе развивается, принимаются некоторые программы, которое должны в перспективе улучшить макроэкономическую обстановку. Это должно достигать улучшением банковской сферы, появлением и развитием небанковских финансовых учреждений, что повлечет за собой приток иностранных инвестиций. Все это станет возможным благодаря стабильности макроэкономической обстановки, т.е. снижение инфляции и ставки процента, стабильность валютных курсов и т.д.
1. Финансовая политика
- это особая сфера деятельности
государства, направленная на мобилизацию
финансовых ресурсов, их рациональное
распределение и использование
для осуществления
2. Исследовав развитие
финансовой политики
Современное состояние финансовой политики Республики Беларусь можно охарактеризовать как стабильное. В Программе до 2010 г. предусмотрены некоторые моменты, которые следует усовершенствовать. Прежде всего, важным будет упрощение налогообложения. Ведь для бизнесменов скорее важнее удобство и простота расчетов, чем величина налогов. Немаловажным является развитие рынка ценных бумаг. Уже принято множество законов и рынок ценных бумаг растет очень быстрыми темпами. Рынок ЦБ является очень важной составляющей для развития финансовой системы страны. Через процедуру биржи проще привлекать капитал как государству, так и хозяйствующим субъектам, причем не только ОАО, но и предприятиям с другой формой собственности посредством эмиссии облигаций. Немаловажным является и развитие малого предпринимательства. Это усилит конкуренцию, уменьшит безработицу, повысит качество продукции.
Под системой финансового права понимается совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.
К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, финансовый контроль.
Особенная часть финансового права включает нормы, регулирующие определенную качественно однородную группу общественных отношений, различаемых по видовым признакам. В особенную, часть финансового права входит: бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, правовое регулирование государственного кредита, правовое регулирование обязательного страхования, правовое регулирование государственных расходов, сметно-бюджетное финансирование, правовое регулирование денежного обращения, правовое регулирование валютных отношений.
Источники финансового права - это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержатся нормы, регулирующие финансовую деятельность государства.
В Республике Беларусь финансовое законодательство в основном не систематизировано и не кодифицировано. Исключение составляют лишь три финансово-правовых института таких как: банковское право, бюджетное право налоговое право. В этом проявляется сложность в изучении источников финансового права. В Основном Законе Конституции Республики Беларусь содержатся нормы, имеющие прямое отношение к финансовой деятельности государства. Так, ст.56 Конституции Республики Беларусь, закрепляет обязанность граждан Республики Беларусь принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей.
П.2 ст.97, определяет компетенцию Палаты представителей по рассмотрению проектов законов об утверждении республиканского бюджета и отчета о его исполнении, установлению республиканских налогов и сборов. Согласно П.1 ст.98, Совет Республики одобряет или отклоняет принятые Палатой представителей проекты соответствующих законов;
Важное место в источниках финансового права Республики Беларусь принадлежит законам, закрепляющим основные принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений в финансовой сфере. В их число входит и ежегодно принимаемый закон о бюджете Республики Беларусь на предстоящий финансовый год. Однако есть законы, которые носят комплексный характер и содержат нормы других отраслей права. Примером может служить Закон "О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь" в который включены нормы муниципального, административного и финансового права.
Наиболее важное место в системе источников права занимают кодексы.
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть), устанавливает систему налогов, сборов (пошлин), взимаемых в бюджет Республики Беларусь, основные принципы налогообложения регулирующие властные отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налогов, сборов (пошлин) и отношения, возникающие в процессе исполнения налогового обязательства, осуществления налогового контроля, обжалования решений налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также устанавливающий права и обязанности плательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых налоговым законодательством.
К источникам финансового права относятся решения Конституционного Суда Республики Беларусь по вопросам, касающимся государственных и местных финансов. В соответствии со ст.9 Закона "О Конституционном Суде Республики Беларусь" нормативные правовые акты, признанные Конституционном Судом не соответствующими Конституции либо актам обладающим более высокой юридической силой считаются утратившими силу в целом или в определенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом. Таким образом, Конституционный Суд обязывает государственные органы, их должностных лиц не применять эти акты.