Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный теоретико-правовой анализ конституционных основ финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Эта цель достигается решением следующих задач:
исследовать конституционное закрепление финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
проанализировать нормативно-правовые основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
охарактеризовать роль и место денежно-кредитной системы в финансово-кредитной системе государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….…5
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВИДЫ……….…13
ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МЕСТО В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-финансово-кредитная система.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3

ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….…5

ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВИДЫ……….…13

ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МЕСТО В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           ВВЕДЕНИЕ

 

В развитии любого государства значительное место занимает финансово-кредитная система, которая во многом определяет развитие экономики, рост потенциальных возможностей государства и рост благосостояния его населения. Вместе с этим само государство должно оказывать влияние на развитие финансово-кредитной системы, на ее формирование и деятельность.

Необходимость  изучения  финансово-кредитной  системы  Республики  Беларусь обусловлена,  с  одной  стороны,  тем,  что  за  годы  независимости  в  правовой  системе республики  произошли  серьезные  изменения,  которые  ознаменовались  закреплением  в ней принципов, отвечающих началам рыночной экономики. С другой стороны, правовое регулирование  финансово-кредитной  системы  республики,  опирающееся  на конституционные  основы,  должно  воспринимать  и  адекватно  учитывать  современные реалии,  поскольку  любая  национальная  финансово-кредитная  система  в  условиях глобализации  мировой  экономики  ощущает  на  себе  влияние  процессов  в  финансово-кредитной сфере, происходящих в международном масштабе.     

Рыночная экономика, при всём разнообразии её моделей, известных мировой практике представляет собой социально ориентированное хозяйство, функционирующее в условиях государственного регулирования. Огромную роль в структуре рыночных отношений, в механизме их регулирования государством играет финансово-кредитная система. Она является неотъемлемой частью рыночных отношений и важным элементом процесса реализации государственной политики. Поэтому так важно хорошо знать природу финансово-кредитной системы, разбираться в особенностях её функционирования, широко использовать результаты управления ею в интересах эффективного развития общественного производства.

Цель  курсовой работы – комплексный теоретико-правовой анализ конституционных основ финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

Эта цель достигается решением следующих задач:

исследовать конституционное закрепление финансово-кредитной системы Республики Беларусь;

проанализировать нормативно-правовые основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь;

охарактеризовать роль и место денежно-кредитной системы в финансово-кредитной системе государства.

Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере правового регулирования финансово-кредитной системы Республики Беларусь.  Предметом исследования являются правовые нормы, иные средства правового регулирования, отображающие вопросы регулирования финансово-кредитной системы.

Методологической основой исследования послужили общенаучные методы: анализ и синтез, вытекающие их него системно-структурный и функциональный подходы, способствовавшие изучению связей и направлений объекта исследования. Наряду с этим использовались специальные методы юриспруденции это формально-юридический, конкретно-юридический, юридико-социальный, сравнительно-юридический и интерпретационные подходы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Объем работы составляет 34 страницы, список использованных источников состоит из 21 наименования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

Конституционное право является ведущей отраслью в системе национального права. Это значит, что его нормы являются определяющими для регулирования общественных отношений всеми отраслями права, в том числе и финансовым. Являясь основным законом государства, Конституция закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом и других отраслях права. Метод конституционного права характеризуется преимущественно как метод общего закрепления наиболее важных, сущностных сторон тех общественных отношений, которые дальнейшую правовую регламентацию получают в нормах финансового права. Как и все отрасли права, финансовое право базируется и развивается на этих основах. В основе норм финансового права лежат нормы Конституции, в которой закреплены основы финансовой деятельности государства (раздел VIII «Финансово-кредитная система Республики Беларусь»; глава 8 «Комитет государственного контроля Республики Беларусь», ст. 56 и др.) [1].

Разнообразие финансов обусловило возможность объединения их в различные однородные и взаимосвязанные между собой группы, получившие в литературе название «финансовые институты». Взаимозависимость и взаимообусловленность финансовых институтов позволяют объединить их в понятие «финансовая система».

Финансовая система рассматривается в двух аспектах:

1) как совокупность финансовых институтов, т. е. совокупность различных групп денежных отношений, однородных по методам и формам мобилизации и использования денежных средств в различных фондах, необходимых для обеспечения выполнения задач и функций государства, местного управления и самоуправления, субъектов хозяйствования;

2) как совокупность государственных  органов и учреждений, осуществляющих  в пределах своей компетенции  финансовую деятельность. В экономической  литературе в связи с этим  используется понятие «финансовый аппарат». В данном случае органы, осуществляющие финансовую деятельность в государстве, подразделяют на две группы: а) государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач; б) органы, для которых финансовая деятельность является основной (например, Министерство финансов Республики Беларусь) [7, с. 36].

Финансовая система как совокупность финансовых институтов состоит из следующих звеньев:

бюджетная система, включающая в себя государственный (республиканский) и местные бюджеты, а также государственные целевые бюджетные фонды;

внебюджетные государственные целевые фонды, к числу которых относятся Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Беларусь, инновационные фонды и ряд других фондов, которые имеют конкретное целевое назначение. Средства данных фондов образуются за счет обязательных платежей и отчислений физических и юридических лиц;

финансы предприятий различных форм собственности, являющиеся основой всей финансовой системы в связи с тем, что напрямую связаны с процессом материального производства, создающего национальный доход, который распределяется и перераспределяется за счет финансовой системы;

имущественное и личное страхование, направленное на возмещение материального ущерба от различных несчастных случаев и стихийных бедствий физическим и юридическим лицам. Средства данных фондов образуются за счет взносов физических и юридических лиц, а также государственного бюджета;

кредит государственный и банковский. Государственный кредит представляет собой отношения по временному использованию денежных средств юридических и физических лиц самим государством, которое в конкретной ситуации выступает в роли заемщика этих средств. Суть банковского кредита состоит в предоставлении банками временно свободных средств на принципах платности  и возвратности юридическим лицам на социальные и производственные нужды, а также физическим лицам на их различные потребности [15, с. 22].

Каждому звену финансовой системы присущи определенные свойства и функции, не повторяющиеся в других институтах данной системы. Однако каждое звено взаимодействует с другими институтами и может интегрироваться с ними, что является признаком целостности финансовой системы.

Конституция Республики Беларусь (далее – Конституция РБ) регламентирует основные положения финансовой системы государства. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.

В соответствии со ст.132 Конституции РБ финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан [8]. Анализ  Конституций  государств Европейского  Союза  показал,  что  в  Конституциях  некоторых  стран (Германия,  Бельгия,  Люксембург)  соответствующие  разделы именуются  «Финансы»;  в  Конституции  Швеции  –  «Финансовая власть»;  в  Португалии  –  «Финансовая  и  фискальная  системы»;  в Испании – «Экономика и финансы» [16, с. 111]. 

Банковский кодекс Республики Беларусь (ст. 5) закрепляет иное понятие  финансово-кредитной  системы,  включая  в  ее  состав банковскую  систему  и  небанковские  кредитно-финансовые организации [2]. Таким образом, очевидно отсутствие согласованности в трактовке  понятия  финансово-кредитной  системы  Республики Беларусь  по  кодексу  и  по  Конституции  Республики  Беларусь.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь на территории государства проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика [8].

На основе Конституции определяется бюджетная система и порядок формирования доходной и расходной частей бюджетов, образуются различные внебюджетные фонды.

Большое значение придается вопросам исполнения бюджетов всех уровней и составления отчетов об их исполнении. Конституция устанавливает основу банковской системы Республики Беларусь, определяя ее как двухуровневую. Важным моментом в деятельности Национального банка Республики Беларусь является его конституционное исключительное право эмиссии денег.

Банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков. Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.

Национальный банк  – центральный банк Республики Беларусь, который действует исключительно в интересах Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь осуществляет свою деятельность в соответствии с:

Конституцией Республики Беларусь;

Банковским кодексом Республики Беларусь;

законами Республики Беларусь;

нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь;

независим в своей деятельности.

Национальный банк подотчетен Президенту Республики Беларусь.

Подотчетность Национального банка Президенту Республики Беларусь означает:

утверждение Президентом Республики Беларусь Устава Национального банка, изменений и дополнений, вносимых в него;

назначение Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь на должность Председателя и членов Правления Национального банка, освобождение их от должности с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь;

определение Президентом Республики Беларусь аудиторской организации для проведения аудиторской проверки Национального банка;

утверждение Президентом Республики Беларусь годового отчета Национального банка с учетом аудиторского заключения и распределения прибыли Национального банка [10, с.21].

Национальный банк является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и надписью: «Национальный банк Республики Беларусь». Место нахождения центральных органов Национального банка – город Минск.

Функции и права Национального банка, а также цели и принципы его организации и деятельности определяются Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь, иными законодательными актами Республики Беларусь и Уставом Национального банка.

Основными целями деятельности Национального банка являются:

защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы [2].

Получение прибыли не является основной целью деятельности Национального банка.

Национальный банк выполняет следующие функции:

разрабатывает и совместно с Правительством Республики Беларусь проводит единую денежно-кредитную политику Республики Беларусь в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь, Банковским кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами Республики Беларусь;

Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь