Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – комплексный теоретико-правовой анализ конституционных основ финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Эта цель достигается решением следующих задач:
исследовать конституционное закрепление финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
проанализировать нормативно-правовые основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
охарактеризовать роль и место денежно-кредитной системы в финансово-кредитной системе государства.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….…5
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВИДЫ……….…13
ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МЕСТО В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что все расходы бюджета должны обеспечиваться не конкретными источниками доходов, а в общей массе всех денежных средств, поступающих в бюджеты.
Принцип достоверности бюджетов означает,
что бюджеты формируются на основе обоснованных
прогнозных макроэкономических показателей
социально-экономического развития Республики
Беларусь, соответствующей административно-
Принцип адресности и целевого назначения бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с направлением их на финансирование конкретных целей.
Принцип ответственности участников бюджетного процесса заключается в том, что каждый участник бюджетного процесса несет ответственность за свои действия (бездействие) на каждой стадии бюджетного процесса.
Соблюдение перечисленных организационных принципов бюджетной системы позволяет правильно организовать бюджетный процесс и обеспечить исполнение всех функций бюджетов.
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый в соответствии с законодательными актами вне республиканского бюджета для осуществления определенных задач и функций государственных органов и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (пп. 1.27 ст. 2 БК) [4].
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью всей бюджетной системы Республики Беларусь, поэтому те принципы, на которых базируется эта система, целиком и полностью определяют сущность государственных внебюджетных фондов, они вписываются в бюджетную систему страны, т.к. и цели, и задачи бюджетов и внебюджетных фондов одни и те же.
Право создания государственных внебюджетных фондов принадлежит Президенту Республики Беларусь и (или) Национальному собранию Республики Беларусь, если иное не будет установлено Президентом.
Государственные финансы представляют собой систему перераспределительных денежных отношений, регламентированных государством, связанных с формированием и использованием централизованных (общественных) денежных фондов, необходимых государству для выполнения своих функций. Им присущи три основных признака: это всегда денежные отношения; эти денежные отношения вызваны фактом существования государства и носят регламентированный характер; эти денежные отношения связаны с перераспределением уже распределенного (на уровне хозяйствующих субъектов) валового внутреннего продукта.
Таким образом, фонды государственных денежных средств делятся на централизованные и децентрализованные.
К централизованным фондам денежных средств (или централизованным финансам) относятся денежные средства, поступающие в собственность государства, а незначительная часть – во временное пользование. Это прежде всего налоги, сборы, пошлины и иные обязательные платежи, которые аккумулируются в бюджетной системе или государственных внебюджетных фондах. Централизованными денежными средствами являются и те деньги, которые поступают во временное распоряжение государства через государственный кредит, государственное страхование, банковский кредит (когда государство выступает заемщиком) и заемные зарубежные денежные средства [1].
К децентрализованным государственным фондам денежных средств относятся финансы предприятий и организаций исключительно государственной собственности.
Современная банковская система Республики Беларусь представляет собой двухуровневую структуру, деятельность которой регламентируется законодательно – Конституцией РБ, Банковским кодексом Республики Беларусь, Законами Республики Беларусь и другими правовыми актами.
Первый уровень банковской системы Республики Беларусь представлен Национальным Банком РБ, который является центральным банком, в функции которого входят вопросы государственной регистрации иных банков и небанковских кредитных организаций, выдачи им лицензий, регулирование их деятельности, а также в целом регулирование в республиканских масштабах вопросов денежного обращения, в том числе, эмиссии, а также вопросов кредитования.
Начиная с 1992 года, с момент
вступления Республики
На втором уровне банковской системы Республики Беларусь находятся разнообразные коммерческие банки, а также небанковские кредитно-финансовые организации Республики Беларусь. Коммерческие банки занимаются проведением различных операций, как активных, так и пассивных. Операции проводятся за счёт собственных средств банков, а также за счёт заёмных средств.
Коммерческие банки
Современная банковская
По состоянию на 1 января 2014 г. на долю четырех государственных банков в активах банковской системы приходится 65,36 % против 65,97 % годом ранее. Два крупнейших банка в Республике, государственные банки: ОАО «АСБ Беларусбанк» 41,94 % всех банковских активов и ОАО «Белагропромбанк» 16,95 % активов. Кроме банков, принадлежащих государству, в Беларуси действует 22 иностранных банка, на долю которых в активах по состоянию на 1 января 2013 г. приходится 33,63 %, 32,98 % годом ранее. Хотя формально и существует пять негосударственных банков, в качестве основных акционеров которых зарегистрированы в основном белорусские юридические лица, на долю этих банков приходится всего 1,01 % активов. Иностранные инвесторы, вложившие свой капитал в банковский бизнес РБ, представляют достаточно широкую географическую юрисдикцию – Россия, Австрия, США, Иран, Казахстан, Кипр, Грузия, Ливан, Украина, Швейцария, Люксембург. Как следует из сказанного выше, банковский сектор Беларуси характеризуется весьма существенной степенью монополизации. По состоянию на 1 января 2014 г. на 6 крупнейших банков приходится 88,09 % активов, а индекс Херфиндаля–Хиршмана принимает значение равное 0,22, что соответствует высокому уровню концентрации, выше 0,18
В рамках банковской системы РБ сформирована также система банковского надзора, которая построена по мировым стандартам, которая выполняет функции лицензирования деятельности банков, контроля на основании отчётных документов, а также инспекционных проверок и при необходимости реструктуризации либо ликвидации существующих банков и банковских организаций.
Таким образом, бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты.
В Банковском кодексе Республики Беларусь отсутствует четкое определение банковской системы, она рассматривается как составная часть финансово–кредитной системы страны. Последняя помимо банков, включает в себя небанковские кредитно–финансовые организации.
Банковская система – это организованная совокупность банков страны, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Белорусская банковская система – двухуровневая. Первый уровень системы (центральный банк) – это Национальный банк Республики Беларусь. Второй уровень системы – коммерческие банки.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью всей бюджетной системы Республики Беларусь, поэтому те принципы, на которых базируется эта система, целиком и полностью определяют сущность государственных внебюджетных фондов, они вписываются в бюджетную систему страны, т.к. и цели, и задачи бюджетов и внебюджетных фондов одни и те же.
ГЛАВА 3
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МЕСТО В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Денежно-кредитная система – единая совокупность мер по регулированию кредита и денежного обращения.
Под кредитной системой понимают совокупность банков и других кредитно-финансовых институтов, осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов и предоставление их в ссуду. В нее входят различные виды кредитно-финансовых учреждений: коммерческие (депозитные), инновационные, эмиссионные, сберегательные банки, банки специального назначения, инвестиционные и страховые компании, пенсионные фонды [20, с. 110].
В настоящее время кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, банковскую систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.
Кредитная система Республики Беларусь является системой открытого рыночного типа. Кредитное регулирование осуществляется преимущественно экономическими методами на уровне банковской системы.
В каждом государстве существует национальная денежная система, сложившаяся исторически. Денежная система – это урегулированная правовыми нормами совокупность форм и методов организации денежного обращения в стране.
Элементный состав денежной системы в экономической и правовой литературе рассматривается соответственно в широком и узком значениях.
С экономической точки зрения денежная система состоит из следующих элементов:
название денежной единицы как единицы денежного счета, необходимого для выражения цены товара;
масштаб цен;
виды денег и денежных знаков, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством;
порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращении;
методы регулирования денежного обращения;
организацию денежного обращения в стране [18, с. 27].
В юридической литературе выделяют следующие элементы денежной системы: официальную денежную единицу; эмиссию денежных средств; организацию наличного денежного обращения. Некоторые авторы третьим элементом называют организацию и регулирование денежного обращения [3, с. 54].
Организация и функционирование денежной системы относится к числу факторов первоочередного значения для экономики страны и жизнеспособности государства в целом. Денежная система государства отражает состояние его экономики.
Особая роль в осуществлении денежно-кредитной политики на территории Беларуси принадлежит Национальному банку Республики Беларусь. Статья 136 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что Национальный банк регулирует кредитные отношения, денежное обращение; определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег [8]. Дальнейшая конкретизация задач и полномочий Национального банка нашла свое отражение в Банковском кодексе Республики Беларусь.
Денежная единица – это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие, пропорциональные части.
В соответствии со ст. 11 Банковского кодекса Республики Беларусь официальной денежной единицей Республики Беларусь является белорусский рубль [2]. Национальный банк Республики Беларусь определяет номинал (достоинство), меру веса, изображение и другие характеристики белорусского рубля и обеспечивает публикацию описания наличных денег в официальных республиканских средствах массовой информации.
В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно должно быть исполнено в официальной денежной единице Республики Беларусь в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных (расчетных) денежных единицах. В этом случае подлежащая сумма в официальной денежной единице Республики Беларусь определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных (расчетных) денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата определения курса не установлены законодательством Республики Беларусь или соглашением сторон в случаях, когда такое соглашение допускается законодательством Республики Беларусь. Использование иностранной валюты, а также ценных бумаг и платежных документов (платежных инструкций) в иностранной валюте в денежных обязательствах на территории Республики Беларусь допускается в случаях, порядке и на условиях, определяемых законодательством Республики Беларусь [3, с. 55].
Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь