Финансово-кредитная система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 00:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – комплексный теоретико-правовой анализ конституционных основ финансово-кредитной системы Республики Беларусь.
Эта цель достигается решением следующих задач:
исследовать конституционное закрепление финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
проанализировать нормативно-правовые основы финансово-кредитной системы Республики Беларусь;
охарактеризовать роль и место денежно-кредитной системы в финансово-кредитной системе государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..………3
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………………….…5
ГЛАВА 2 НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ ВИДЫ……….…13
ГЛАВА 3 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ МЕСТО В ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……….23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-финансово-кредитная система.doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

Эмиссия денег – это процесс выпуска денег в обращение, приводящий к увеличению денежной массы, регулируемый центральным банком страны. Различают эмиссию наличных и безналичных денег. Эмиссия наличных денег, увеличивающая денежную массу в обороте, организация их обращения и изъятия из обращения осуществляются центральным банком страны. Выпуск наличных денег в оборот имеет место не только в результате их эмиссии. Его осуществляют банки при выдаче предприятиям, организациям и физическим лицам наличных денег из своих касс. Однако при этом общая наличная денежная масса в обращении не изменяется. Выпуск безналичных денег в обращение происходит путем кредитования банками субъектов хозяйствования. Поскольку центральный банк осуществляет кредитование коммерческих банков, то в этом случае имеет место эмиссия безналичных денег. Однако банки могут производить за счет этих безналичных денег дальнейшее кредитование субъектов хозяйствования, которое в последующем может сопровождаться выдачей из касс банков наличных денег. В связи с этим вначале происходит эмиссия безналичных денег, необходимость которой вызвана расширением масштабов экономической деятельности и объемов валового внутреннего продукта.

Одной из функций Национального банка Республики Беларусь в соответствии со ст. 26 Банковского кодекса Республики Беларусь является осуществление эмиссии денег, которая осуществляется им в форме выпуска в обращение безналичных и наличных денег (банкнот и монет) денег [2]. На территории Республики Беларусь эмиссия денег является исключительным правомНационального банка.

Эмиссия денег осуществляется Национальным банком Республики Беларусь путем краткосрочного (до одного года) рефинансирования банков в целях поддержания ликвидности банковской системы Республики Беларусь и устойчивости денежного обращения, покупки Национальным банком свободно обращающихся на денежном рынке государственных ценных бумаг и осуществления операций на внутреннем и внешнем денежных рынках, направленных на увеличение государственных золотовалютных резервов. Эмиссия денег для долгосрочного (свыше одного года) рефинансирования банков запрещена.

Национальный банк осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска в обращение путем продажи банкам, покупки Национальным банком иностранной валюты и других валютных ценностей у юридических и физических лиц для обеспечения стабильного налично-денежного обращения, а также в иных случаях, связанных с выполнением основных целей деятельности Национального банка.

Объемы совокупной эмиссии безналичных денег, банкнот и монет определяются и регулируются исключительно Национальным банком при утверждении и реализации Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Денежное обращение осуществляется в наличной и безналичной формах. В первом случае средством платежа являются реальные денежные знаки, передаваемые одним субъектом другому за приобретаемые товары, оказанные работы (услуги); во втором случае происходит списание определенных денежных сумм со счета одного субъекта в банке и зачисление их на банковский счет другому субъекту.

В соответствии со ст. 30 Банковского кодекса Национальный банк в области денежного обращения устанавливает:

порядок ведения кассовых операций, порядок работы банков с денежной наличностью, формы отчетности о работе банков с денежной наличностью и сроки ее представления, а также меры ответственности за их нарушение;

правила хранения, инкассации и перевозки наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей;

правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

правила определения признаков платежности наличных денег, правила замены ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет, а также порядок их уничтожения [2].

Наличное денежное обращение – непрерывное движение наличных денег, выполняющих функции средства обращения и платежа, опосредующее оплату товаров, оказываемых услуг и другие платежи.

В процессе наличного денежного обращения решаются следующие важные задачи:

определение общего объема налично-денежного оборота, его структуры;

направление денежных потоков;

размещение денежной массы по территории страны;

определение массы денег в наличной форме, находящейся в обращении;

расчет эмиссионного результата за (на) определенный период и др.

Ст. 29 Банковского кодекса предусмотрено, что Национальный банк обеспечивает печатание банкнот, чеканку монет, хранение неэмитированных банкнот и монет, а также хранение и при необходимости подтверждение подлинности банкнот и монет, уничтожение оригинальных и печатных форм, гипсовых моделей и эталонных чеканочных инструментов, штампов и изъятых из обращения банкнот и монет.

Национальному банку принадлежит исключительное право изъятия из обращения выпущенных им банкнот и монет.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного платежного средства), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монеты нового образца. Срок изъятия из обращения банкнот и монет не может быть менее одного года и не должен превышать десяти лет. При этом не допускается установление каких-либо ограничений по суммам или субъектам обмена.

Решение об обмене банкнот и монет, выпущенных в обращение Национальным банком, на банкноты и монеты нового образца при проведении в Республике Беларусь денежной реформы, деноминации белорусского рубля принимается Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк обязан предварительно поставить в известность Правительство Республики Беларусь о выпуске в обращение новых банкнот и монет, за исключением памятных банкнот и монет.

Национальный банк осуществляет обмен образцами банкнот и монет (в том числе памятных банкнот и монет) с центральными (национальными) банками иностранных государств.

Национальный банк без ограничений производит замену ветхих банкнот и поврежденных банкнот и монет в соответствии с установленными им правилами.

Национальный банк создает резервный фонд банкнот и монет и распоряжается этим фондом.

Национальный банк имеет право выпускать в качестве объектов коллекционирования памятные банкноты, а также памятные и слитковые (инвестиционные) монеты из драгоценных и недрагоценных металлов.

Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь ежегодно до 1 октября текущего года представляет Президенту Республики Беларусь Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на очередной год.

Основные  направления  денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год утверждены Указом Президента Республики Беларусь № 586 от 31 декабря 2013 года [14].

В 2014 году  денежно-кредитная  политика  сохраняет стратегическую направленность на поддержание ценовой стабильности в экономике  как  основы  для  экономического  роста  и  сбалансированного развития экономики страны.

Целью  денежно-кредитной  политики,  реализуемой  совместно  с мерами  экономической  политики,  проводимой  Правительством Республики Беларусь, стало снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 11 процентов (декабрь 2014 г. к декабрю 2013 г.).

Национальный банк ежеквартально информирует Президента Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь об объеме эмиссии денег и о выполнении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь.

Таким образом, движение денег обслуживает денежно-кредитная система – совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время денежно-кредитная система Республики Беларусь состоит из трех звеньев (уровней), критерием выделения которых служит функциональная специализация отдельных институтов. Высший уровень представлен Национальным банком страны; второй — коммерческими банками; третий — специализированными кредитно-финансовыми учреждениями. Два первых звена вместе образуют банковскую систему.

\

                                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:

1. Финансово-кредитная система Республики Беларусь представляет собой совокупность взаимоувязанных между собой систем – бюджетной, банковской, а также включает финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан.

2. Являясь основным законом государства, Конституция Республики Беларусь закрепляет лишь главные, принципиальные положения финансово-кредитной системы государства, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в финансовом, банковском и других отраслях права.

Законодательство о финансово-кредитной системе включает в себя: бюджетное законодательство; налоговое законодательство; законодательство о финансовой деятельности; законодательство о банковской деятельности; законодательство о страховании; валютное законодательство.

3. Бюджетная система – регулируемая законодательством совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов Республики Беларусь, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Республики Беларусь. Бюджетная система Республики Беларусь, являясь частью финансовой системы Беларуси, состоит из двух уровней: первый уровень – республиканский бюджет; второй уровень – местные бюджеты. 

4. В Банковском кодексе Республики Беларусь отсутствует  четкое  определение банковской  системы, она рассматривается как составная часть финансово–кредитной системы страны. Последняя помимо банков, включает в себя небанковские кредитно–финансовые организации.

Банковская система  –  это  организованная совокупность банков страны, функционирующих во взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Белорусская банковская система – двухуровневая. Первый уровень системы (центральный банк) – это Национальный банк Республики Беларусь. Второй уровень системы – коммерческие банки.

5. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью всей бюджетной системы Республики Беларусь, поэтому те принципы, на которых базируется эта система, целиком и полностью определяют сущность государственных внебюджетных фондов, они вписываются в бюджетную систему страны, т.к. и цели, и задачи бюджетов и внебюджетных фондов одни и те же.

6. Движение денег обслуживает денежно-кредитная система – совокупность кредитно-финансовых учреждений, выполняющих специфические функции по аккумуляции и распределению денежных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В настоящее время денежно-кредитная система Республики Беларусь состоит из трех звеньев (уровней), критерием выделения которых служит функциональная специализация отдельных институтов. Высший уровень представлен Национальным банком страны; второй — коммерческими банками; третий — специализированными кредитно-финансовыми учреждениями. Два первых звена вместе образуют банковскую систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Абрамчик, Л.Я. Финансовое право Республики Беларусь /                    Л.Я. Абрамчик. – Гродно: ГрГУ, 2013 // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fts.grsu.by/books/fin_pravo/. – Дата доступа:  11.05.2014.
  2. Банковский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 3 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 июля 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  3. Бурлачков, В. Денежная теория о денежных системах / В. Бурлачков //  Банкаўскі веснік. – 2004. – № 34. – C.53–59.
  4. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 17 июня 2008 г.: одобрен Советом Республики 28 июня 2008 г.: текст Кодекса по состоянию на 31 декабря 2013 г. // Эталон-Беларусь [Электрон.ресурс] / Национальный центр правовой информации Респ.Беларусь. – Минск, 2014.
  5. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь:  научно-правовой комментарий /  Г.А. Василевич. – Минск:  ГИУСТ БГУ, 2005. – 486 c.
  6. Демичев, Д. М. Конституционное право:  учебное пособие для студентов юридических вузов /  Д.М.Демичев. – Минск:  Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.
  7. Донских, С.В. История развития финансово-кредитной системы:  пособие /  С.В. Донских. – Гродно, 2008. – 347 с.
  8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2014. – 48 с.
  9. Лемещенко, П.С. Институциональные закономерности и тенденции функционирования денежно-кредитной системы Беларуси / П.С. Лемещенко //  Белорусский экономический журнал. – 2001. – № 1. – C.21–30.
  10. Маркусенко М.А. Денежно-кредитная система Беларуси и ее регулирование / М.А. Маркусенко // Финансовый директор. – 2009. – № 9. – С. 20–24.
  11. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Общая часть): принят Палатой представителей 15 ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса про состоянию на 31 декабря 2013 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
  12. Новикова, Е.Н. Банковская система и ее роль в национальной экономике Республики Беларусь / Е. Н. Новикова // Социально ориентированная экономика Республики Беларусь: проблемы и перспективы развития: материалы VIII Республиканской научно-практической конференции студентов, аспирантов и магистрантов, Бобруйск, 11 апреля 2013 года / Министерство образования Республики Беларусь, Белорусский государственный экономический университет. – Минск, 2013. – С. 66–67.
  13. О республиканском бюджете на 2014 год: Закон Республики Беларусь, 31 декабря 2013 г. № 95-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  14. Об утверждении Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2014 год: Указ Президента Республики Беларусь, 31 декабря 2013 г., № 586 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон, ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2014.
  15. Пилипенко, А.А. Курс финансового права: учебное пособие /              А.А. Пилипенко. – Минск: Книжный дом, 2010. – 768 с.
  16. Рудый, К. В. Финансово-кредитные системы зарубежных стран:  учебное пособие /  К.В. Рудый. – М.:  Новое знание, 2003. – 300 с.
  17. Сидоров, Л.Н. Финансово-кредитная система Республики Беларусь /    Л.Н. Сидоров. – Минск: РИВШ, 2011. – 186 с.
  18. Тихонов А.И. Денежно-кредитная система Республики Беларусь: ретроспективный анализ / А.И. Тихонов // Банкаўскi веснiк. – 2009. – № 13. –   С. 26–32.
  19. Финансово-кредитная система: учебное пособие / Н.М. Бобошко,      С.М. Проява. – М.: ЮНИТИ, 2014. – 238 с.
  20. Финансово-кредитные системы зарубежных стран:  пособие для студентов /  Ю.Л.Грузицкий [и др.]. – Минск:  Экоперспектива, 2011. – 294 с.
  21. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь /  А.В. Ясинская-Казаченко. – Минск:  Амалфея, 2008. – 406 с.

Информация о работе Финансово-кредитная система Республики Беларусь