Финансово-правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2013 в 09:15, реферат

Краткое описание

Валютное регулирование является неотъемлемой частью экономической политики страны.
Основой валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации в 90-х годах 20 века был Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который определял принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Содержание

1. Понятие и правовые основы валютного регулирования…………..3
2. Понятие и правовое регулирование валютного контроля………...8
3.Ответственность за нарушение валютного законодательства…….14
Список используемой литературы…………………………………….16
Задача, вариант № 9…………………………………………………….18

Вложенные файлы: 1 файл

Финансово.docx

— 34.46 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Финансово-правовое регулирование валютных отношений  в Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

 

1. Понятие и правовые  основы валютного регулирования…………..3

2. Понятие и правовое  регулирование валютного контроля………...8

3.Ответственность за нарушение валютного законодательства…….14

Список используемой литературы…………………………………….16

Задача, вариант  № 9…………………………………………………….18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и правовые основы валютного регулирования.

Валютное регулирование  является неотъемлемой частью экономической  политики страны.

Основой валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации в 90-х годах 20 века был  Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г., который определял принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов и агентов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства.

Подготовка к обеспечению  реализации единой государственной  валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка  Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества, потребовала установления новых, более либеральных правил работы на российском валютном рынке, обращения валюты, поэтому был  принят новый Федеральный закон  от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изменениями от 29 июня 2004 г.) (далее - Закон).

Закон состоит из пяти глав, содержащих 28 статей. В них установлены  правовые основы и принципы валютного  регулирования и валютного контроля в нашей стране, полномочия органов  валютного регулирования, а также  права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными  ценностями, права и обязанности  нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой  Российской Федерации и внутренними  ценными бумагами, права и обязанности  органов валютного контроля и  агентов валютного контроля. В  Законе преобладают нормы, однозначно определяющие порядок осуществления  тех или иных действий, конкретные права и обязанности лиц, их совершающих, правила об ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение юридических обязанностей. Возможность выбора вариантов правомерных действий для участников соответствующих правоотношений сведена к минимуму - диспозитивные правовые нормы в Законе используются редко.

В отличие от Закона 1992 г. большинство норм нового Закона имеют  прямое действие. Бланкетные нормы  применяются только тогда, когда  необходимо управомочить Правительство  РФ или ЦБР на осуществление подзаконного правотворчества в пределах, установленных  Законом.

Среди новых введений Законом:

- о валютные ограничения  в России после вступления  Закона в силу могут устанавливаться  ЦБР не на основе административного  усмотрения, а в соответствии  с установленным в Законе перечнем  ограничений, который является  исчерпывающим.

В то же время по согласованию с Правительством РФ ЦБР может, предупредив  участников валютного рынка, вводить  меры, временно ограничивающие их права, связанные с распоряжением валютными  средствами.

Закон отменяет практику получения  индивидуальных разрешений на проведение валютных операций. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные  металлы и драгоценные камни. Предусмотрено право ЦБР определять размер обязательной продажи валютной выручки резидентами, но не более 30% от суммы этой выручки, а с 01.01.2007 г. норма обязательной продажи валюты вообще отменяется.

Установлено право физических лиц открывать счета в зарубежных банках в государствах-членах ОЭСР (24 страны) или ФАТФ в уведомительном порядке; в дальнейшем это право  получат и юридические лица. Введены  новые допустимые размеры сумм ввозимой и вывозимой валюты, более либеральные  по сравнению с прежними правилами. Покупка и продажа иностранной валюты будут осуществляться без предъявления требования об идентификации личности.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции  валютный контроль операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с законодательством  Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле (пункт 7 ст. 403 Таможенного кодекса  Российской Федерации). В соответствии с новым законодательством таможенные органы являются агентами валютного  контроля (часть 3 ст. 22 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»). Валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, заключается в проверке таможенными органами соблюдения сроков перечисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки, подписавшие паспорта сделки по соответствующим внешнеторговым контрактам.

Статья 21 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающая обязательную продажу части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, утратила силу с 1 января 2007 года.

В 2005 г. внесены изменения закона № 173 ФЗ от 10.12.2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон). Эти изменения, действуют с 19 июня 2005 года в отношении порядка открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории Российской Федерации. С этого же дня вступили в силу специально подготовленные Банком России Указание № 1574 NУ от 04.05.2005 г. «Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов в банках за пределами территории Российской Федерации», а также Указание № 1577_У от 06.05.2005 г. «Об установлении требования о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации».

Вступающий в силу 19 июня 2005 г. Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» вводит новый порядок открытия и использования счетов (вкладов) в иностранных банках резидентов - юридических лиц, не изменяя процедуру открытия и использования счетов в иностранных банках, установленную для резидентов - физических лиц.

В соответствии с Законом, резиденты (физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические  лица), за исключением кредитных  организаций и валютных бирж, открывают  банковские счета в иностранных  банках после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России. До момента вступления в силу нового порядка предварительной регистрации, по нашему мнению, будут по аналогии применяться вышеперечисленные акты ФНС.

В пункте 1 Указания № 1577_У Банк России установил требование о резервировании при осуществлении резидентами переводов средств на свои счета (во вклады) в иностранных банках в размере 25% суммы осуществляемой валютной операции на срок 15 календарных дней до дня осуществления валютной операции. Данное требование распространяется на физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в том числе валютные биржи, но не касается кредитных организаций.

Требование о резервировании не применяется при осуществлении  юридическим лицом - резидентом перевода средств на свой счет, открытый в  банке за пределами территории РФ для выполнения функций представительства  своим подразделением, не являющимся юридическим лицом и расположенным  вне места нахождения юридического лица - резидента за пределами территории Российской Федерации. В случае установления в соответствии с частью 3 статьи 12 Закона требования о предварительной регистрации счета (вклада) переводы резидентами средств на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, осуществляются при предъявлении уполномоченному банку при первом переводе регистрационного документа.

Рассмотрим права, предоставляемые  резидентам РФ с вступлением Закона.

Юридические лица - резиденты  вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными в соответствии с настоящим Федеральным законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, критерии которых установлены в законе.

Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории РФ, с использованием средств, зачисленных на счета (во вклады), открытые в иностранных банках.

Требования к порядку  открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, проведения по указанным  счетам (вкладам) валютных операций, а  также представления отчетов  о движении средств по этим счетам (вкладам), описанные выше, не применяются  к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории РФ, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Центральным банком РФ.

Таким образом, с одной  стороны, 19 июня 2005 г. наступила следующая  стадия либерализации действующего валютного законодательства, а с  другой стороны, при осуществлении  переводов за рубеж предприниматели  понесли дополнительные затраты, связанные  с конвертацией (расчеты могут  быть в иностранной валюте, а резервирование в рублях РФ) и резервированием (отвлечением) 25 % суммы перевода на срок 15 дней.

2. Понятие и  правовое регулирование валютного  контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного  контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации в лице таких органов, как Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК), Государственный таможенный комитет  Российской Федерации, правоохранительные органы.

Основным органом валютного  регулирования является Центральный  банк Российской Федерации, уполномоченный:

- определять сферу и  порядок обращения в Российской  Федерации иностранной валюты;

- издавать нормативные  акты, обязательные к исполнению  на территории России резидентами  и нерезидентами;

- проводить все виды  валютных операций;

-устанавливать правила  проведения резидентами и нерезидентами  в РФ операций с иностранной  валютой и ценными бумагами  в иностранной валюте, а также  правила проведения нерезидентами  в РФ операций с валютой  РФ и ценными бумагами в  валюте РФ;

- устанавливать порядок  обязательного перевода, ввоза и  пересылки в Российскую Федерацию  иностранной валюты и ценных  бумаг в иностранной валюте, принадлежащих  резидентам, а также случаи и  условия открытия резидентами  счетов в иностранной валюте  в банках за пределами РФ;

- устанавливать общие  правила выдачи лицензий банкам  и иным кредитным учреждениям  на осуществление валютных операций  и выдавать такие лицензии;

- устанавливать единые  формы учёта, отчётности, документации  и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными  банками, а также порядок и  сроки их представления;

- готовить и публиковать  статистику валютных операций  Российской Федерации по принятым  международным стандартам, а также  выполнять иные функции, предусмотренные Законом [2].

Федеральная служба по валютному и экспертному контролю выполняет следующие функции:

- контролирует соблюдение  резидентами и нерезидентами  законодательства России и ведомственных  нормативных актов, регулирующих  осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств  перед государством в иностранной  валюте;

- осуществляет контроль  за полнотой поступления в  установленном порядке средств  в иностранной валюте по внешнеэкономическим  операциям;

- участвует в ведении  контроля за соблюдением порядка  квотирования и лицензирования  экспорта товаров и услуг и  правильности использования полученных  квот и лицензий;

- осуществляет контроль  за правомерностью предоставления  или отказа в предоставлении  права на экспорт стратегически  важных сырьевых товаров предприятиям  и организациям;

- организует с участием  других органов и агентов валютного  и экспортного контроля, заинтересованных  органов федеральной исполнительной  власти проверки полноты и  объективности учета и отчётности  по валютным, экспортным, импортным  и иным внешнеэкономическим операциям,  а также проверки операций  нерезидентов в валюте Российской  Федерации;

Информация о работе Финансово-правовое регулирование валютных отношений в Российской Федерации