Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:54, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также выявления каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.
Введение
Необходимость и содержание финансового контроля
Виды, формы и методы финансового контроля
Основные задачи и функции органов государственного контроля
Заключение
Список литературы
Реформирование системы
государственного управления является
важнейшим условием ускорения социально-
2. Виды, формы и методы финансового контроля
В основе классификации видов, форм и методов финансового контроля лежат признаки, характеризующие определенные связи между объектами классификации.
Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля. В зависимости от определенных признаков классификации выделяют следующие виды финансового контроля (табл. 1).
Таблица 1. Основные виды финансового контроля
Признак классификацииВиды
финансового контроляСубъект
В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль, выделяют: государственный финансовый контроль и негосударственный финансовый контроль, который включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.
Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.
Государственный финансовый
контроль охватывает не только государственный
сектор экономики, но и распространяется
на субъекты хозяйствования всех форм
собственности, главным образом
путем проверки соблюдения ими налогового
законодательства, выполнения государственных
и муниципальных заказов, целевого
использования субсидий, дотаций, бюджетных
кредитов, а также эффективности
предоставления и законности использования
налоговых льгот. Следовательно, объектом
государственного финансового контроля
выступают все денежные отношения,
складывающиеся в процессе деятельности
субъектов хозяйствования, связанные
с формированием и
Организация государственного финансового контроля в различных странах во многом определяется формой государственного устройства (например, для России, США - наличие института президентской власти). С учетом определенных признаков классификации внутри государственного финансового контроля можно выделить следующие виды:
. По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.
Парламентский контроль включает:
рассмотрение и утверждение бюджета,
отчета о его выполнении; контрольную
деятельность постоянных комиссий и
комиссий по расследованию финансовых
нарушений и др. Например, в Индии
- это парламентские комитеты (государственной
отчетности, бюджетных предложений,
по делам государственных
В ряде стран (Австрия, Испания,
Франция, Германия и др.) в качестве
независимых органов
В большинстве стран параллельно
с органами парламентского контроля
действуют также
Система контрольных органов
в рамках исполнительной власти в
Российской Федерации формируется
Правительством РФ в соответствии с
Бюджетным кодексом РФ. Финансовый
контроль, осуществляемый органами исполнительной
власти, органами местного самоуправления,
возложен на: Министерство финансов РФ,
Федеральное казначейство (федеральная
служба), финансовые органы субъектов
Российской Федерации и муниципальных
образований, главных распорядителей
бюджетных средств и
Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнением указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с законодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).
. По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ - Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы и др.; в Германии (ФРГ) - Федеральная счетная палата; во Франции - Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, Контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ - счетные палаты федеральных земель; во Франции - региональные счетные палаты.
. По характеру компетенции выделяют: органы общей компетенции - осуществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ и др.); органы отраслевой компетенции (Федеральная служба страхового надзора); органы межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).
Негосударственный финансовый контроль включает в себя: аудиторский контроль, внутрихозяйственный финансовый контроль и общественный контроль.
Аудиторский контроль представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями либо аудиторами, по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета действующему законодательству, которое позволяет ее пользователю делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении субъектов хозяйствования и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Аудит не подменяет государственного контроля достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством. Официальным итоговым документом, в котором отражаются результаты проведенного аудита, является аудиторское заключение. Оно предназначено для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности, к которым относятся члены организации или собственники ее имущества, налоговые органы, органы статистики.
В соответствии с характером и целями проведения выделяют такие формы аудита, как: обязательный, проводимый в отношении определенных субъектов хозяйствования (занимающихся определенным видом деятельности либо образованных в определенной организационно-правовой форме) и инициативный аудит. Целью обязательного аудита является получение информации о финансовом положении организации, пользователями которой являются: исполнительный орган организации, ее участники (собственники), а также органы государственной власти, осуществляющие контроль как в определенных сферах финансовых отношений (например, деятельность внебюджетных фондов), так и за процессом образования, распределения и использования государственных средств. Инициативный аудит проводится с целью получения информации о финансовом положении организации, состоянии ее взаимоотношений с контрагентами, налоговыми органами и т.п., которая необходима исполнительному органу или участникам (собственникам) организации для принятия управленческих решений.
Аудиторский контроль имеет
свои особенности: аудит осуществляется
на договорных началах; субъект хозяйствования
имеет определенную самостоятельность
в выборе аудиторской организации
(аудитора); выявленные в ходе аудиторской
проверки нарушения действующего законодательства
влияют на форму выражения мнения
аудиторской организации о
В международной практике
аудита в настоящее время выделяют:
операционный аудит, представляющий собой
проверку функционирования отдельных
частей хозяйственного механизма организации
в целях оценки их эффективности,
надежности и полезности; аудит на
соответствие, который предполагает
проверку соблюдения норм законодательных
актов и инструктивных
Внутрихозяйственный контроль
осуществляют специальные подразделения,
предусмотренные управленческой структурой
субъекта хозяйствования, а также
отдельные специалисты. Внутрихозяйственный
контроль имеет ряд особенностей:
работники, его осуществляющие, непосредственно
подчиняются руководителю; этот вид
финансового контроля осуществляется
постоянно, а не периодически; кроме
того, отсутствует единая регламентация
объема и характера процедур контроля,
порядка их документирования (определяется,
как правило, самой организацией).
Внутрихозяйственный контроль организуют,
в основном, на средних и крупных
предприятиях; его осуществление
при условии правильной организации
способствует: повышению ответственности
должностных лиц и работников;
сохранности и рациональному
использованию финансовых ресурсов
организации; предотвращению негативных
явлений в финансово-
К видам финансового контроля
традиционно относят и
В зависимости от объекта контроля выделяют такие виды финансового контроля, как: бюджетный, налоговый, таможенный, валютный, контроль в страховой сфере (страховой), денежно-кредитный, контроль за деятельностью внебюджетных фондов и др.
Бюджетный контроль, являющийся одним из важнейших видов финансового контроля, обеспечивает проверку правильности составления и исполнения доходов и расходов бюджета в разрезе показателей, установленных законом о бюджете на соответствующий год; выявление отклонений в ходе исполнения бюджета; выявление финансовых нарушений в бюджетной сфере, контроль за правильностью осуществления бюджетного учета. Налоговый и таможенный контроль рассматриваются либо как самостоятельные виды контроля, либо как составляющие бюджетного контроля.
Финансовый контроль, объектом
которого являются финансовые отношения,
складывающиеся в различных сферах
и звеньях финансовой системы, могут
осуществлять как органы государственного,
так и негосударственного финансового
контроля. Так, финансовый контроль в
страховой сфере осуществляют специально
созданные государственные
Совокупность контрольных действий и операций, осуществляемых субъектами контроля, может быть выражена в той или иной форме, зависящей от целого ряда факторов. С учетом этих факторов (время и место проведения контроля, периодичность его проведения и др.) можно выделить следующие формы финансового контроля (табл. 2).
Таблица 2. Основные формы финансового контроля
Признак классификацииФормы
финансового контроляВремя