Финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:54, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является рассмотрение понятия финансовый контроль, его видов, основных методов, а также выявления каким образом осуществляется контроль со стороны властных структур Российской Федерации.

Содержание

Введение
Необходимость и содержание финансового контроля
Виды, формы и методы финансового контроля
Основные задачи и функции органов государственного контроля
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовый контроль.docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Деятельность Счетной  палаты по закону является гласной: результаты должны освещаться в средствах массовой информации.

Так, например, 9.12.2011 г. В СМИ  появилась публикация о том, что 2 декабря 2011 года Коллегия Счетной  палаты Российской Федерации рассмотрела  результаты проверки соблюдения законодательства целевого и эффективного использования  бюджетных средств в ходе реализации Федеральной целевой программы  «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)», в  том числе результатов формирования инфраструктуры электронного правительства» в Минкомсвязи России и ОАО  «Ростелеком».

Первоначальный запланированный  объем финансирования составлял  свыше 77 млрд. рублей, в том числе  средства федерального бюджета - более 50%, средства бюджетов субъектов Российской Федерации - около 30%, внебюджетные источники - 20%.

За время реализации Программы  в период с 2002 - 2010 годы в нее вносились  изменения, касательно целей и результатов.

В ходе реализации Программы  наблюдалось существенное сокращение объемов ее финансирования в связи  с оптимизацией мероприятий в  рамках Программы и изменений  бюджетных назначений. Фактический  объем бюджетных назначений за весь период действия Программы составил почти 30 млрд. рублей, сократившись от первоначального объема на 65,5 %, в  том числе: средства федерального бюджета 75 %, средства бюджетов субъектов Российской Федерации 25 %.

Кассовое исполнение ФЦП  «Электронная Россия (2002-2010 годы)» за весь период реализации составило более 20 млрд. рублей, или почти 80% от бюджетных  назначений. При этом сложившаяся структура кассового исполнения Программы не соответствует плановому распределению финансовой нагрузки между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации, предусмотренному в пропорции, в частности: за счет средств федерального бюджета профинансировано свыше 93,5 %, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации -6,5 %.

Из 42 целевых индикаторов  Федеральной целевой программы  «Электронная Россия (2002 - 2010 годы)»  выполнен 41 целевой индикатор, невыполнение одного индикатора допущено государственным  заказчиком Минкомсвязи России по показателю «Количество федеральных органов  исполнительной власти, в которых  внедрена типовая автоматизированная информационная система центра телефонного  обслуживания», 2 целевых индикатора перевыполнены: показатель «Доля официальных  сайтов субъектов Российской Федерации, отвечающих требованиям законодательства Российской Федерации, касающимся полноты  информации о деятельности органов  государственной власти» (государственный  заказчик Минэкономразвития России) составил 77% при плановом значении 70%; показатель «Количество государственных  и муниципальных гражданских  служащих, повысивших квалификацию в  области использования информационных технологий» (государственный заказчик Минобрнауки) составил 2 862 человек при  плане 2500 человек.

Эффективность расходования бюджетных средств, выделенных в 2010 году на реализацию программы в части  достижения ее целевых индикаторов, составила 102,9 процента. При этом на Коллегии отмечалось, что единственным исполнителем по реализации мероприятий  Программы был выбран ОАО «Ростелеком». В качестве основного довода, приводимого  Минкомсвязью России в пользу выбора ОАО «Ростелеком», являлось обеспечение  экономической эффективности мероприятий  Программы.

Затраты федерального бюджета  на оплату работ, выполненных ОАО  «Ростелеком» в 2010 году, по трем государственным  контрактам составили 1,3 млрд. рублей, или 98,9 процента от общего объема стоимости  работ, заказчиком которых являлось Минкомсвязи России. В ходе сравнительного анализа бюджетных расходов, произведенных  Министерством с целью финансирования мероприятий Программы, и расходов ОАО «Ростелеком» на их реализацию установлено, что маржинальный доход  ОАО «Ростелеком» составил 136,8 млн. рублей. При этом механизм возврата сэкономленных ОАО «Ростелеком» средств целевого характера в  федеральный бюджет условиями госконтрактов  предусмотрен не был. Таким образом, указанные средства федерального бюджета  не были направлены на мероприятия  Программы, что, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, противоречит принципу эффективности бюджетных расходов и соответственно основному условию  выбора ОАО «Ростелеком» в качестве единственного исполнителя работ  по Программе.

Указанные средства, по мнению Счетной палаты, должны быть возмещены  государственному заказчику при  дальнейшем финансировании государственной  программы «Информационное общество (2011 - 2020 годы)».

Счетная палата состоит из коллегий (представитель, его заместитель, аудиторы, аппарат). Аудиторы - должностные  лица, занимающиеся финансовым контролем. Председатель назначается Государственной  думой.

Счетная палата осуществляет: 1. Контрольно-ревизионная деятельность 2. Экспертно-аналитическая деятельность (экспертиза). 3. Информационная деятельность. Счетная палата может: 1.Направлять представления по принятию мер по выявленным нарушениям, может передать материалы дела в правоохранительные органы. 2. Имеет право давать администрациям предприятий предписания (требования). 3. Полномочия в представление финансирования денежных средств.

Президентский контроль за финансами осуществляется в соответствии с Конституцией РФ путем издания  указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов; назначения и  освобождения от должности министра финансов РФ; представления Государственной  Думе кандидатуры для назначения на должность председателя Центрального Банка.

Определенные функции  финансового контроля выполняв Контрольное  управление Президента РФ, созданное  Указом Президента от 24 мая 1994 г. Как  структурное подразделение Администрации  Президента оно подчиняется непосредственно  Президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Среди его функций - контроль за деятельностью  органов контроля и надзора при  федеральных органах исполнительной власти, подразделений Администрации  Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации; рассмотрение жалоб и обращений граждан  и юридических лиц.

Контрольное управление наделено правом требовать от руководителей  государственных органов, организаций  и предприятий (независимо от формы  собственности) представления документов, материалов и любой информации, необходимой  для проведения проверок; привлекать к проверкам специалистов и представителей правоохранительных органов и вносить  на рассмотрение Президента предложения  по результатам проверок. Оно вправе направлять предписания об устранении финансовых нарушений, которые должны быть рассмотрены соответствующими должностными лицами в течение 10 дней. Но оно не имеет права самостоятельно применять какие-либо санкции.

Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность подведомственных им управленческих структур, в том  числе финансовых.

Финансовый бюджет управления президента служит для сбора и  анализа финансовой деятельности.

На основании Конституции  РФ и Закона «О Совете Министров - Правительстве  РФ» Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление  единой политики в области финансов, денег и кредита. Оно контролирует и регулирует финансовую деятельность министерств и ведомств; направляет деятельность подведомственных им специальных  органов финансового контроля. Правительством РФ утверждено новое Положение о  Министерстве финансов (на основании  Постановления от 19 августа 1994 г.), Положение  о Федеральном казначействе (на основании  Постановления от 27 августа 1993 г.). При  Правительстве РФ действует Контрольно-наблюдательный совет, выполняющий ряд контрольных  функций в области финансов.

Важнейшее место в системе  финансового контроля со стороны  исполнительных органов занимает Министерство финансов РФ (Минфин), которое не только разрабатывает финансовую политику страны, но и непосредственно контролирует ее осуществление. Все структурные  подразделения Минфина в той  или иной форме контролируют финансовые отношения. Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление и расходование бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного контроля; контролирует направление и использование государственных инвестиций, выделяемых на основе решений Правительства РФ.

По результатам контроля Минфин вправе требовать устранения выявленных нарушений; ограничивать и  приостанавливать финансирование из федерального бюджета предприятий и организаций  при наличии у них фактов незаконного  расходования средств, а также непредставления  ими соответствующей отчетности; взыскивать государственные средства, используемые не по назначению, с наложением предусмотренных штрафов.

Большую роль в проведении финансового контроля играет осуществляемое Минфином методическое руководство  организацией бухгалтерского учета  в стране, а также проведение аттестации по аудиту и лицензированию аудиторской  деятельности.

Следует отметить, что контрольные  полномочия Минфина РФ распространяются на финансовые средства только федерального уровня. Бюджетное законодательство РФ предусматривает финансовую самостоятельность  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления. Они сами несут ответственность за формирование и использование своих бюджетов и внебюджетных фондов.

Оперативный финансовый контроль в рамках Министерства финансов РФ осуществляют Контрольно-ревизионное  управление (КРУ) и органы Федерального казначейства, созданного в соответствии с Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г.

Контрольно-ревизионное  управление Минфина и его органы на местах осуществляют контроль за бюджетными средствами на государственных предприятиях и в коммерческих структурах, получающих средства из бюджетов всех уровней  и внебюджетных фондов; проверяют  финансовую деятельность предприятий, находящихся в муниципальной  собственности, а также исполнение смет и соблюдение финансовой дисциплины местными администрациями. Кроме того, органы КРУ проводят проверки по заданиям правоохранительных органов.

Органы Казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную  политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство возложены следующие задачи:

контроль за доходной и  расходной частью федерального бюджета  в процессе его исполнения;

контроль за состоянием государственных  финансов в целом и представление  высшим органам законодательной  и исполнительной власти отчетов  о финансовых операциях Правительства  РФ и состоянии бюджетной системы;

контроль совместно с  Банком России за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга  РФ;

контроль за государственными федеральными внебюджетными фондами  и финансовыми отношениями между  ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют  право производить проверки различных  денежных документов, отчетов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и внебюджетных фондов; приостанавливать операции по их счетам в банках. Они  имеют право выдавать предписания  о взыскании в бесспорном порядке  государственных средств, используемых не по назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной  ставки Центрального Банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих  субъектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в  размере действующей в данном банке процентной ставки по краткосрочным  кредитам, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют  с органами Государственной налоговой  службы и правоохранительными органами.

Для усиления контроля за эффективностью государственных инвестиций в 1993 г. была создана специальная государственная  структура - Российская финансовая корпорация, одной из основных задач которой  является проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестиционных проектов, осуществляемых за счет централизованных финансовых и кредитных ресурсов, и организация контроля за эффективным  использованием инвестируемых средств.

Следует отметить, что в  настоящее время проводится работа по разграничению компетенции и  сфер деятельности различных органов  контроля за финансами со стороны  государства, чему будет способствовать принятие федерального закона о финансовом контроле, находящегося пока в стадии разработки.

Помимо рассмотренных  выше органов финансового контроля "широкого профиля", в России существует ряд специализированных органов  финансового контроля, сферой деятельности которых является конкретная область  финансов, например, налогообложение  или страхование.

В связи с повышением роли налогов в доходах государства  при переходе к рыночной экономике  стало необходимым выделение  органов налоговой службы в особую систему. Главная задача Государственной  налоговой службы- обеспечение единой системы контроля за соблюдением  налогового законодательства, правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Система органов Государственной  налоговой службы, подчиняющейся  Президенту РФ, включает Федеральную  налоговую службу, а также государственные  налоговые инспекции в субъектах  РФ и органах местного самоуправления. Основное оперативное звено - городские  и районные налоговые инспекции, поскольку именно они осуществляют непосредственный налоговый контроль и ведут учет налогоплательщиков. В свою очередь Федеральная налоговая  служба контролирует деятельность нижестоящих  налоговых органов, координирует взаимодействие органов налоговой службы с другими  контролирующими и правоохранительными  органами.

Информация о работе Финансовый контроль