Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2014 в 12:06, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение противодействия несанкционированному выводу капитала из России через оффшорные зоны.
Для реализации поставленной цели в выпускной квалификационной работе решены следующие задачи:
1.Рассмотреть незаконный вывоз капитала как угрозу экономической безопасности;
2.Проанализировать основные способы по незаконному вывозу капитала;
3. На основе проведенного анализа предложить пути противодействия и формирования финансового механизма по незаконному вывозу капитала.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Незаконный вывоз капитала как угроза экономической безопасности 7
1.1. Сущность, причины и каналы незаконного вывоза капитала из России 7
1.2. Нормативно-правовая база регулирования экспортно-импортных операций с капиталом в России 22
Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала 42
2.1. Оценка масштабов вывоза капитала в РФ и его влияние на экономическую безопасность РФ 42
2.2. Основные схемы по несанкционированному вывозу капитала совершаемых резидентами России с помощью офшорных зон. 53
Глава 3. Формирование финансового механизма противодействия незаконному вывозу капитала 65
3.1. Разработка механизма противодействия несанкционированному вывозу капитала из России 65
3.2. Использования финансового механизма в противодействии незаконному вывозу капитала из России. 78
Заключение 87
Список использованной литературы 93
Приложение №1 96
Приложение №2 97

Вложенные файлы: 1 файл

Волчкова Фин мех.doc

— 489.00 Кб (Скачать файл)

• утверждение перечня приоритетных инвестиционных проектов;

•    разработка   и   реализация   федеральных   программ   привлечения иностранных инвестиций;

•  привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств, на финансирование инвестиционных проектов федерального значения;

•  решение проблем взаимодействия с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

• контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с   иностранными   инвесторами   о   реализации   ими   крупномасштабных инвестиционных проектов;

• контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Значительную роль в привлечении и использовании иностранных инвестиций в России играет и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Это по сути синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России, «недропользования» и инвестиционной деятельности.

Данный Федеральный закон определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе продукции (СРП) — это договор, в соответствие с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Существенно при этом, что условия пользования недрами, установленные в СРП, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах». Перечни участков недр, право пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при. пользовании участками недр на своих территориях.

Инвесторы получают соответствующую лицензию у субъектов РФ и федерального органа управления, Государственным фондом недр. Для выбора инвестора проводятся конкурсы или аукционы. В некоторых случаях (по совместному решению Правительства РФ и органа субъекта Федерации) СРП могут заключаться без проведения конкурсов или аукционов.

В соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» это возможно в следующих случаях:

1) если интересы обороны и безопасности государства требуют заключения СРП с конкретным инвестором;

2)  если объявленный конкурс  или аукцион признан несостоявшимся  в связи с участием в нем  только одного инвестора.  В  этом случае СРП заключается с данным единственным инвестором;

3)  если к моменту принятия  Федерального закона «О соглашениях  о разделе продукции» инвестор  уже являлся пользователем недр  на других условиях, отличных  от условий СРП. В этом случае  СРП можно заключать именно  с данным инвестором;

4) если   переговоры от имени  Правительства РФ и субъектов  Российской   Федерации   по  подготовке СРП уже велись  до принятия указанного закона.

Разработка условий, пользования недрами и подготовка проекта СРП по каждому конкретному объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций, Решение о подписании СРП со стороны государства принимается Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъектом Российской Федерации. В СРП фиксируется целый ряд условий:

*   соблюдение требований  законодательства Российской Федерации;

*   соблюдение    соответствующих    стандартов,    норм,    правил    по безопасному ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения;

*   обязанность инвестора  при прочих равных условиях  предоставлять преимущественное   право   на   участие   в   работах   по   СРП   российским юридическим лицам;

*  обязанность инвестора страховать  ответственность по возмещению  ущерба   в   случае   аварий   (если   они   повлекли   за   собой   загрязнение  окружающей среды);

*  обязанность инвестора ликвидировать  все сооружения и т. п. по завершению работ  и  очистить  от загрязнения территорию,  на которой проводились, работы по СРП.

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение ст. 7 п. 2, в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объемах не менее чем 70 % общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России. В этом пункте Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» вступает в противоречие с Соглашением ТРИМС.

Другим положением указанного закона, противоречащим Соглашению ТРИМС, является положение о том, что в СРП должно быть предусмотрено следующее условие: «не менее определенной части технологического оборудования для добычи полезных ископаемых и их переработки, закупаемого инвестором с последующей компенсацией затрат компенсационной долей продукции, должно производиться на территории Российской Федерации», что означает: иностранный инвестор, подписав СРП, после подписания Россией Соглашения ТРИМС или после ратификации ДЭХ может оспаривать правомерность применения к нему указанных положений, а в случае уже действующих Соглашений, может через свое правительство выступить с требованием аннулировать это положение в СРП. Более того, Правительство должно в 2-летний (согласно Соглашению ТРИМС) или 3-летний срок (согласно ДЭХ) отменить указанные выше положения как противоречащие условиям Соглашения ТРИМС или ДЭХ.

Кроме положений об инвесторе в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» разработано положение об операторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по поручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП.

Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продукции. Поэтому специальная статья указанного Федерального закона посвящена этим вопросам, а именно:

•    определение   общего   объема   произведенной   продукции   и   ее стоимости;

•  определение части произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (это так называемая компенсационная продукция);

•  раздел между государством и инвестором прибыльной продукции (произведенная продукция за вычетом той ее части которая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции);

•   передача государству принадлежащей ему в соответствии с СРП чаети произведенной продукции (или ее стоимостного эквивалента);

•   получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения. Эта часть продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и компенсационная продукция) без количественных ограничений экспорта (если при этом нет ограничений в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»),

При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи за пользование недрами, но в течение срока действия СРП освобождается от взимания налогов, сборов акцизов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Государство гарантирует инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП.

В указанном Федеральном законе зафиксированы также другие важные положения: а контроле за исполнением СРП, об ответственности сторон по СРП, о прекращении действия СРП, о разрешении споров и др. Вместе с тем в настоящее время реализация Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом противоречий, к числу которых относятся:

• противоречия между иностранными и отечественными инвесторами;

• противоречия   между  центральными  и  региональными  органами власти (Центр - субъекты РФ);

• противоречия  в  вопросе  о  том,  какой  должна  быть  компания-оператор: отечественной шит иностранной.

Большое значение имеет и вопрос о сроках освоения месторождений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное, с точки зрения мировой конъюнктуры, будущее).

В развитие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» Правительством РФ было принято постановление от 02.02.01 г. № 86 «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией», которым было утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией». В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех видов минерального сырья возлагаются на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации..29

Следует отметить, что с июля 2008 г. Федеральная антимонопольная служба РФ обременена новыми обязанностями. Постановлением Правительства РФ от 06.07.2008 № 510 утверждено Положение «О Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации» (далее - Положение), в соответствии с которым Федеральная антимонопольная служба РФ определена органом исполнительной власти, уполномоченным на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ.

Положение издано во исполнение Федерального закона от 29.04.08 г. № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственных обществах, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», которым определены 42 сферы деятельности, признаваемые стратегически важными для безопасности и обороны страны, с установлением в них ограниченного доступа иностранных, инвесторов. Участие иностранцев в стратегически важных сферах сопряжено с необходимостью получения согласия с правительственной комиссии. Перечень сделок, для совершения которых требуется получить согласие, установлен в ст. 7 Закона.

Перспективы    дальнейшего    развития   законодательства   в    сфере экспортно-импортных операций с капиталом в России связываются не только с установлением порядка участия иностранных инвесторов в стратегических отраслях экономики, а также вступлением России в ВТО.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные способы по незаконному вывозу капитала

 

2.1.  Оценка масштабов  вывоза капитала в РФ и его  влияние на экономическую безопасность  РФ

В международном движении капитала Россия занимает невыгодные позиции. На рынке ссудных капиталов наша страна накопила внешний долг, который становится серьезным препятствием на пути дальнейшего развития. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) в России вкладываются слабо. Фактически Россия не освоила путь экономического роста с помощью прямых иностранных инвестиций. В настоящее время страна во многом уступает своим конкурентам по международным ПИИ-потокам.

«Бегство» отечественного капитала лишает страну инвестиций, кредитных ресурсов, препятствует падению банковского процента. Пока еще банковский процент слишком высок и недоступен для большинства предприятий обрабатывающей промышленности. Российскому капиталу утвердиться за границей удается отнюдь не всегда, в связи с тем, что там незнакомые, высоко конкурентные и очень плотные рынки. Поэтому те, кто стремится к предпринимательской деятельности, возвращаются назад, но под чужим флагом. Для экономики такой процесс выгоден, поскольку он привносит в страну финансовые источники развития. Но такой капитал не обладает новыми технологиями и ноу-хау, которыми владеют прямые иностранные инвестиции. Новым явлением для России на международном рынке капиталов явился ее экспорт капитала в виде прямых инвестиций. Отечественные ФПГ30 стали покупать сети и блоки зарубежной инфраструктуры для продвижения своей продукции на международных рынках. Этот процесс способствует росту ВВП страны.

В вывозе капитала участвуют самые разнообразные экономические агенты, но главными из них являются институциональные инвесторы, транснациональные корпорации и транснациональные банки (их часто выделяют из состава ТНК как специфический вид), а также правительства и международные организации. При «бегстве» капитала набор, инвесторов иной - это фирмы, банки и домохозяйства.

Институциональные (коллективные) инвесторы - это небанковские финансовые институты, которые собирают сбережения и трансформируют их в инвестиции, в том числе зарубежные. Институциональные инвесторы играют огромную роль в развитых странах: их активы составляют в мире несколько десятков триллионов долларов, большая часть которых вложена в ценные бумаги (в Великобритании они владеют 60% всего акционерного капитала британских компаний), в том числе иностранные ценные бумаги. Иностранные институциональные инвесторы являются главной группой покупателей российских ценных бумаг, продаваемых на фондовых биржах в самой России.

Информация о работе Финансовый механизм противодействия незаконному вывозу капитала за рубеж