Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция
Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.
Лекция 1. ФИНАНСЫ И ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ГОСУДАРСТВА
1. Понятие финансов, их функции и роль.
1. Понятие финансов, их функции и роль.
Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов. В качестве особенностей отличительных черт можно отметить то, что финансы:
1. Имеют денежный характер. Носителем финансовых отношений выступают деньги. Финансы связаны с движением денежных средств, однако, не всякое движение денег – это финансовые отношения. Денежный оборот и финансы могут быть соотнесены как целое и часть. Денежные отношения шире финансовых, поскольку включают в себя не только финансовые, но и некоторые другие, например, связанные с личным потреблением и обменом: розничный товарооборот, оплата транспортных, бытовых, зрелищных услуг, акты дарения, наследования денег и т. д.
Специфическая особенность финансов, их характерная черта, заключается в том, что эти отношения связаны именно с денежными фондами, их образованием, распределением и использованием.
Они возникают в процессе распределения и перераспределения созданного общественного продукта, т. е. носят распределительный характер. В результате этих отношений не создается дополнительный продукт, а перераспределяется между различными субъектами уже созданный.
По своему материальному содержанию финансы – это денежные фонды, мобилизуемые и используемые государством и местными органами для решения стоящих задач.
Значение и роль финансов в экономической системе страны раскрывается через те функции, которые они выполняют. К ним относятся:
1. Воспроизводственная, суть ее заключается в том, что посредством формирования различных денежных фондов создаются условия для продолжения процесса производства. Например, на предприятии для обеспечения процесса воспроизводства создаются амортизационный фонд, фонд заработной штаты и многие другие. На уровне государства формируется республиканский бюджет, за счет средств которого содержатся бюджетные организации, обеспечивается функционирование органов власти и управления.
2. Распределительная, охватывающая распределение и перераспределение материальных, трудовых, природных ресурсов, созданного общественного продукта между различными субъектами хозяйствования и регионами. Посредством этой функции денежные средства, аккумулированные в одних областях и сферах экономики, перераспределяются в другие сферы. Процесс финансового распределения происходит во всех областях экономической жизни и на различных уровнях. Ему присуща многоступенчатость, порождающая различные виды распределения: внутриотраслевое, межотраслевое, территориальное и т. п.
Кроме того, за счет бюджетных средств может осуществляться финансирование приоритетных направлений в экономике, что выступает стимулирующим фактором развития данных отраслей, субъектов хозяйствования.
В связи с тем, что финансовые отношения могут складываться на различных уровнях, в структуре финансов выделяют такие элементы, как централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные
финансы (общегосударственные) – финансовые
отношения, складывающиеся на уровне национальной
экономики в целом, т. е. отношения по поводу
формирования, распределения и использования
централизованных денежных фондов, посредством
которых решаются, прежде всего, общегосударственные
задачи. Центральным звеном общегосударственных
финансов в Республике Беларусь выступает
республиканский бюджет, в котором посредством
налоговой системы, за счет иных поступлений
концентрируются значительные финансовые
ресурсы, использующиеся для обеспечения
функционирования государственных
органов, социально-экономического развития
страны и ее административно-
Элементом централизованных финансов выступают и внебюджетные фонды, прежде всего фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, некоторые иные, призванные решать самые значимые социально-экономические задачи. Появление данных фондов, с одной стороны, связано с ограниченностью бюджетных ресурсов, с другой – со спецификой решаемых задач. Внебюджетные фонды позволяют привлекать значительные финансовые ресурсы под конкретные мероприятия, имеющие общегосударственное значение.
В рамках централизованных финансов значительное место занимает государственный кредит, посредством которого осуществляется мобилизация временно свободных денежных средств, как населения, так и предприятий, учреждений, организаций и формируются дополнительные финансовые ресурсы. В Республике Беларусь преимущественное развитие получило внутреннее заимствование, однако в условиях недостатка инвестиционных ресурсов возникает необходимость поиска дополнительных источников финансирования экономики страны, в том числе и нахождения источников за рубежом. Привлеченные средства расширяют возможности государства по финансированию национальной экономики, решению важнейших социально-экономических задач.
В качестве элемента централизованных финансов выделяют и страховые фонды, ресурсы которых используются для защиты имущественных интересов участников страховых отношений.
Децентрализованные финансы представляют отношения по поводу формирования распределения и использования денежных фондов, которые складываются на уровне субъектов хозяйствования, отраслей, регионов. Финансы субъектов хозяйствования включают в себя как финансы предприятий сферы материального производства, так и финансы учреждений и организации непроизводственной сферы. Причем финансы предприятий сферы материального производства выступают основой не только децентрализованных, но и централизованных (общегосударственных) финансов, поскольку именно здесь, в реальном секторе экономики, создается тот общественный продукт, который подвергается дальнейшему распределению и перераспределению.
Важнейшим
элементом децентрализации финансов,
приобретающих большое значение в последнее
время, выступают бюджеты административно-
2. Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Функции финансов реализуются посредством финансового механизма – совокупности форм и методов воздействия на экономику через формирование, распределение и использование денежных фондов. Функционирование финансового механизма подчинено воле государства и выражается в финансовой политике – совокупности мероприятий, разрабатываемых и проводимых органами государственной власти и государственного управления, направленных на регулирование финансовых отношений.
Содержание финансовой политики достаточно сложно, так как охватывает очень, широкий круг мероприятий:
– разработку общей концепции финансовой политики, ее целей, задач;
– основных направлений;
– создание эффективного финансового механизма;
– эффективное использование финансовых рычагов.
На основе финансовой политики строится финансовая деятельность государства, под которой понимается специфическая деятельность государства в лице его уполномоченных органов по мобилизации денежных средств в доход государства и их распределению и использованию в соответствии с функциями государства и задачами, стоящими перед ним. В процессе финансовой деятельности государству необходимо:
– обеспечить образование государственных фондов денежных средств и их целевое использование в соответствии с поставленными целями и задачами;
– обеспечить распределение и перераспределение общественного продукта на основе требований экономических законов;
– осуществить государственный контроль за финансовыми потоками.
Финансовая
деятельность государства реализуется
в различных формах, прежде всего в форме
законодательной деятельности, направленной
на создание нормативной правовой базы,
регулирующей финансовые отношения, а
также в форме исполнительно-
Основными элементами финансовой деятельности государства выступают:
– мобилизация средств (формирование денежных фондов);
– распределение и использование средств (фондов) для решения стоящих перед государством задач и выполнения им своих функций.
Каждый элемент финансовой деятельности государства имеет свои цель, задачи и методы.
Мобилизация денежных средств имеет своей целью аккумулирование средств, создание ресурсной базы.
Задачи, которые необходимо решить в процессе мобилизации финансовых ресурсов, заключаются в:
– определении размера средств, которые могут быть мобилизованы;
– учете резерва денег;
– учете налогоплательщиков и их возможностей;
– увеличении объема поступления средств.
Методы, которые используются в процессе мобилизации, подразделяются на обязательные – поступление денег в доход государства от различных субъектов в силу закона в строго установленных размерах и в определенные сроки и добровольные – поступление средств в силу заинтересованности субъекта в их предоставлении (привлечение средств в доход государства путем займов, проведения лотерей, приватизации, государственного кредита).
Цель распределения и использования средств – решение стоящих задач, выполнение государством своих функций, обеспечение социально-экономического развития страны.
Задачи, решаемые в процессе распределения и использования средств, заключаются в:
– учете объектов и направлений распределения средств;
– учете потребностей и нужд в средствах;
– определении размеров и сроков использования средств;
– учете и отчетности, контроле за использованием средств;
– обеспечении сохранности средств и их рациональном использовании;
– стимулировании производства с целью его развития и повышения эффективности.
При этом используются такие методы, как финансирование – целевое, безвозмездное и безвозвратное предоставление средств и кредитование – предоставление средств на условиях возвратности, срочности, платности, материальной обеспеченности и целевого характера их использования. Финансирование и кредитование могут осуществляться в различных формах. Так, финансирование может выступать в форме субсидий, дотаций, субвенций; кредитование - в виде беспроцентного, либо процентного кредита.
Для обеспечения функционирования финансовых отношений на всех уровнях создаются специальные учреждения, обслуживающие данные отношения. Эта система учреждений, получившая название инфраструктуры, включает в себя различные финансово-кредитные учреждения, органы законодатель ной и исполнительной власти и т. д.
Финансовая деятельность государства-это осуществление государством функции планомерного образования, распределения и использования денежных фондов, обеспечивающих его бесперебойное функционирование и развитие.
Органы, осуществляющие финансовую деятельность в Республике Беларусь, можно подразделить на две группы:
1-я группа – органы общей компетенции;
2-я группа - органы специальной компетенции.
К органам общей компетенции относятся:
– Президент Республики Беларусь;
– Национальное собрание;
– Совет Министров Республики Беларусь.
Выделение этой группы органов связано с тем, что финансовая деятельность государства – это не только непосредственное формирование, распределение и использование денежных фондов, но и определение общих принципов, правовых: условий этой деятельности, общий контроль за ее осуществлением.
К функциям органов общей компетенции можно отнести:
– определение и разработку финансовой политики;
– формирование финансового законодательства;
– общий контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой деятельностью.
К органам специальной компетенции в Республике Беларусь относятся:
– Министерство финансов;
Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства