Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция
Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.
Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.
– Министерство по налогам и сборам;
– Национальный банк;
-
Комитет Государственного
– Государственный таможенный комитет. Основными функциями данных органов являются:
– проведение в жизнь финансовой политики;
– контроль, за соблюдением финансовых норм и осуществлением финансовых отношений;
– разработка предложений по совершенствованию финансового законодательства.
Центральным органом управления финансами в Республике Беларусь выступает Министерство финансов Республики Беларусь. Основными задачами его согласно Положению о Министерстве финансов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь», являются:
– проведение государственной политики, осуществление управления в финансовой сфере деятельности и координация действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;
– обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;
– разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений предприятий, объединений, учреждений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;
– эффективное проведение бюджетной и налоговой политики;
– разработка методологии, отчетности и контроля, за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного управления;
– финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;
– участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;
– контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.
В соответствии с возложенными на его задачами Министерство финансов участвует в разработке долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса, обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Министерство финансов отвечает за формирование и проведение государственной политики в таких важнейших сферах, кик разработка и производство защищенных бумаг, страховая деятельность, деятельность связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, государственное регулирование бухгалтерского учета я отчетности, аудиторской деятельности, лицензирование.
Для решения поставленных задач Министерство финансов осуществляет широкий спектр функций и наделено определенными правами, дающими возможность в частности:
– требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций, материалы необходимые для бюджетно-финансового планирования, контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением финансовой дисциплины;
– ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств, а также взыскивать в бесспорном порядке бюджетные: средства в случаях несоблюдения их получателями законодательства,
– привлекать к ответственности за необоснованное получение средств, либо их использование не по целевому назначению;
– в случаях, предусмотренных законодательством, возмещать средства местным бюджетам областей и г. Минска из республиканского бюджета, взыскивать и изымать средства из местных бюджетов областей и г. Минска, в республиканский бюджет в соответствии с законодательными актами;
– проводить в установленном порядке в государственных органах, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Министерства финансов;
– в рамках своей компетенции вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами предложения об устранении нарушений законодательства;
– применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательными актами.
Наряду с указанными правами, Министерство финансов имеет также и другие права, предоставленные законодательством.
Большое значение в структуре органов специальной компетенции отводится Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь. Его важнейшими задачами являются:
– контроль в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов и имущества,обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплатой налогов,сборов (пошлин) (далее- налоги), пени, штрафов в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;
– осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;
– разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства;
- осуществление
функций агентов валютного
В соответствии со ст.136 Конституции Республики Беларусь банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков.
Национальный банк (ст. 7 Банковского кодекса Республики Беларусь) является центральным банком Республики Беларусь, который:
– регулирует кредитные отношения и денежное обращение;
– определяет порядок расчетов;
– обладает исключительным правом эмиссии денег;
– выполняет иные функции, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь.
Комитету государственного контроля Респуьлики Беларусь посвящена глава 8 Конституции Республики Беларусь. В соответствии со ст.129 Конституции, государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.
Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом Республики Беларусь.
Компетенция, организация и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством и, прежде всего, Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000г. №369 ( с изменениями и дополнениями) « О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и Положением « О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» ( утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008г. №647).
Государственный таможенный комитет (ГТК) осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь и возглавляет единую систему всех таможенных органов. Его основными задачами являются: участие в разработке таможенной и экономической политики Республики Беларусь; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; защита прав и интересов участников таможенных отношений; обеспечение соблюдения таможенного законодательства.
В соответствии с возложенными на него задачами ГТК выполняет следующие функции:
– разрабатывает предложения по совершенствованию таможенного законодательства;
– издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;
участвует в составлении республиканского бюджета и обеспечивает своевременное внесение в него таможенных платежей;
– разрабатывает механизмы реализации таможенной политики и осуществляет ее проведение;
– осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.
Непосредственно на местах финансовую деятельность осуществляют структурные подразделения данных органов:
– финансовые управления;
– инспекции Министерства по налогам и сборам;
– банки и их филиалы;
– региональные таможни.
Деятельность всех финансовых органов и их структурных подразделений направлена на обеспечение эффективного функционирования финансовой системы Республики Беларусь.
Л е к ц и я 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
1. Предмет и понятие финансового права. Метод финансового права.
2. Система и источники финансового права.
3. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права.
1. Предмет и понятие финансового права. Метод финансового права.
Финансовое право входит в систему права Республики Беларусь и выделяется в самостоятельную отрасль права в силу наличия своего предмета и метода правового регулирования. Финансовое право- это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.
Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, урегулированные нормами этой отрасли права. По предмету и методу правового регулирования отрасли права отличаются одна от другой.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в процессе; мобилизации (собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и их распределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства. Финансовые отношения возникают и развиваются в сфере государственных финансов. Они направлены на планомерное образование необходимых государству фондов денежных средств. Обязательным участником финансовых отношений является государство в лице специально созданных органов (Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка Республики Беларусь и др.), наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам-организациям и гражданам.
Метод финансовой) права – это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.
Методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний. Он характеризуется следующими особенностями:
Метод властных предписаний характеризуется императивностью, которая означает, что субъекты финансового права не могут но своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, изменять или определять их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей. Необходимо также отметить, что государственный орган, уполномоченный давать властные предписания, сам обязан руководствоваться императивными требованиями законов и подзаконных актов. Характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права.
Властные предписания основываются на отношениях подчинения. Одна сторона обладает юридически властными полномочиями в отношении другой стороны, а последняя – нет.
Следует заметить, что в рамках финансового права, возможно, существование некоторых договорных отношений, что является новым подходом в регулировании финансовых правоотношений на современном этапе развития финансового права Республики Беларусь.
Исходя из особенностей предмета и метода правового регулирования, можно дать следующее определение финансового права Республики Беларусь.
Финансовое право Республики Беларусь является отраслью права в системе права Республики Беларусь, относится к публичному праву и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на мобилизацию денежных средств в централизованные фонды государства и их распределение в соответствии с основными задачами и функциями государства.
2. Система и источники
Под системой финансового права понимается совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.
К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, финансовый контроль.
Особенная часть финансового права включает нормы, регулирующие определенную качественно однородную группу общественных отношений, различаемых по видовым признакам.
В особенную, часть финансового права входит: бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, правовое регулирование государственного кредита, правовое регулирование обязательного страхования, правовое регулирование государственных расходов, сметно-бюджетное финансирование, правовое регулирование денежного обращения, правовое регулирование валютных отношений.
Источники финансового права – это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержатся нормы, регулирующие финансовую деятельность государства.
В Республике Беларусь финансовое законодательство в основном не систематизировано и не кодифицировано. Исключение составляют лишь три финансово-правовые институты такие как: банковское право, бюджетное право налоговое право.
В этом проявляется сложность в изучении источников финансового права. Основным и важнейшим источником финансового права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.
Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства