Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

§         между юридическими лицами — 10 тыс. руб.;

§         для предприятий потребительской кооперации за приобретаемые у юридических лиц товары, сельскохозяйственные продукты, сырье — 15 тыс. руб.;

§         для предприятий и организаций торговли Главного управления исполнения наказаний МВД РФ при закупке товаров у юридических лиц — 15 тыс. руб.

Еще одной важной особенностью ведения кассовых операций на территории Российской Федерации является порядок  осуществления предприятиями расчетов с населением, который регулируется Законом РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» от 18 июня 1993 г. № 5215-1, а также Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, установленным постановлением Правительства РФ от 7 августа 1998 г. № 904.

Согласно данному Положению  денежные расчеты с населением при  осуществлении торговых операций или  оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами  и другими обособленными подразделениями, а также физическими лицами, осуществляющими  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ), допущенных к использованию  Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам. ККМ подлежат обязательной регистрации в налоговых органах.

Денежные расчеты с  населением без применения ККМ допускаются  в организациях отдельных категорий  в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ. Необходимо отметить, что каждое новое Правительство  РФ, а они в нашей стране в  последнее время менялись с периодичностью один раз в полгода, утверждает новый  перечень отдельных категорий организаций  и предприятий, осуществляющих денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин. Такое пристальное  внимание Правительства РФ к данному  вопросу объясняется ужесточением контроля за налогооблагаемой базой предприятий и организаций.

 

 

 

 

 

 

 

55.Понятие и  виды валютных операций. Правовой  режим валютных операций.

 

Валютные операции — это:

а) операции, связанные с  переходом права собственности  и иных прав на валютные ценности, в  том числе связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка и  Российскую Федерацию, а также вывоз  и пересылка из Российской Федерации  валютных ценностей;

в) осуществление международных  денежных переводов. Возникающие при функционировании валюты и валютных ценностей отношения в значительной части входят в предмет финансового права. Это касается отношений, возникающих в процессе валютного регулирования и валютного контроля.

Валютными операциями считаются:

  • приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
  • приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;
  • ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
  • перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;
  • перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого н
  • После второй мировой войны получили широкое развитие различные виды валютных операций. В период распространения валютных ограничений до конца 50-х годов в промышленно развитых странах преобладали валютные сделки с немедленной поставкой валют («спот») и срочные («форвард») сделки, причем последние зачастую были объектом валютного регулирования. Либерализация валютного законодательства на рубеже 50-х и 60-х годов привела к развитию валютных операций «своп» вместо ранее практиковавшегося обмена депозитами в различных валютах. Дальнейшее развитие срочных валютных сделок было связано с либерализацией движения капиталов, вызвавших потребность в хеджировании (страховании рисков) дополнительно к традиционным операциям по покрытию рисков по торговым операциям. Усилившийся контроль со стороны наблюдательных органов за состоянием банковских балансов также способствовал замене ранее практиковавшихся валютных операций по страхованию рисков, отражавшихся в балансах, срочными валютными сделками и операциями «своп», так как они учитываются на внебалансовых счетах.
  • С 70-х годов развиваются фьючерсные и опционные валютные сделки - новая форма спекулятивных сделок и хеджирования от валютных рисков, особенно когда товарная сделка, создающая риск, возможна, но не обеспечена (например, при участии в торгах). Банки стали совершать валютные сделки в сочетании с операциями «своп» с процентными ставками. Наличные валютные операции осуществляет большинство банков, срочные операции и «своп»-сделки - в основном более крупные банки, регулярные опционные операции - крупнейшие банки.
  • Правовой режим валютных операций представляет собой сочетание различных взаимодействующих способов правового регулирования (дозволений, запретов, позитивных обязываний), создающее особую направленность государственного воздействия на отношения, возникающие в связи с проведением валютных операций.
  • Комплексный характер валютных отношений создает для законодателя потенциальную возможность осуществлять настройку правового режима проведения валютных операций с акцентом на различные способы правового регулирования. Выбор государством того или иного правового режима для регулирования валютных операций диктуется конкретной ситуацией, складывающейся в экономике страны, целями его внутренней и внешней политики.
  • Таким образом, соотношение публично-правовых и частноправовых элементов в методе правового регулирования общественных отношений, в том числе и валютных, может меняться в зависимости от конкретных исторических условий существования государства. Довольно точно охарактеризовал причины, влияющие на такое соотношение, М. М. Агарков в своей статье «Ценности частного права» (1920 г.), утверждавший, что пропорция указанных элементов «...зависит от хозяйственных условий, и социальной психологии эпохи. Та или иная комбинация будет всегда самым лучшим показателем характера общественного строя определенного периода истории».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

56.Цель и функции валютного  контроля. Органы и агенты валютного  контроля.

Согласно ст. 10 Закона целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства РФ при осуществлении валютных операций. 
Основными функциями валютного контроля являются: 
определение соответствия проводимых операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений; 
проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ; 
проверка обоснованности платежей в иностранной валюте; 
проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в РФ осуществляется'.  
Правительством РФ; 
органами валютного контроля; 
агентами валютного контроля. 4» К числу органов валютного контролязаконодатель относит Цен тральный банк РФ, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ. Агентами валютного контроляявляются уполномоченные бан 
ки, подотчетные Центральному банку РФ, а также организации, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством РФ Основным источником правового регулирования отношений, в сфере валютного контроля является ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно определить как контроль Правительства РФ, органов  и агентов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Органами валютного контроля в  России являются ЦБ РФ, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Правительство РФ как орган валютного  контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной  и денежной политики осуществляет валютное регулирование и валютный контроль. Федеральным органом валютного  контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная  служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. Указанная служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением  резидентами и нерезидентами  валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного регулирования  и валютного контроля, а также  за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Таможенные органы осуществляют в  пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств  через таможенную границу. Федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, являясь органом валютного контроля, выполняет функции, связанные осуществлением валютного контроля, в порядке, определяемом Правительством.

Проанализировав законодательство можно  сделать вывод, что полномочия органов  валютного контроля несколько шире полномочий агентов валютного контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного  контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

– проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

– проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

– запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Существует и исключительная компетенция  органов и агентов валютного  контроля.

.57.Понятие валюты и валютных ценностей. Валютные правоотношения.

Понятие валюты в экономической литературе рассматривается в нескольких аспектах. Под валютой принято понимать денежную единицу конкретной страны (национальная валюта). Под валютой также понимают денежные знаки иностранных государств (наличная валюта), а также другие платежные и кредитные средства, выраженные в иностранных денежных единицах (безналичная валюта). Термин валюта применяется при характеристике всей совокупности внешних по отношению к конкретному государству денежных единиц (иностранная валюта). Новый аспект применения термина «валюта» связан с таким явлением мирового финансового рынка, как выпуск международными финансовыми организациями международных расчетных единиц – СДР и евро. СДР – расчетная единица Международного валютного фонда, евро – денежная единица Европейского Союза.

Национальная валютная система  представляет собой совокупность экономических  валютных отношений, посредством которых  осуществляется межгосударственный оборот платежных средств, а также формируются  и используются валютные ресурсы  страны. Национальная валютная система  непосредственно связана с мировой  валютной системой, представляющей собой  совокупность международных валютных отношений, сформированных в связи  с эволюцией мирового хозяйства  и получивших закрепление в международных  соглашениях. Мировая валютная система  основана на резервной (ключевой) валюте (одной или сразу нескольких), выполняющей функции международного платежного средства.

Согласно ФЗ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» валюта РФ в правовом аспекте представляет собой:

– денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

– средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Иностранная валюта – это:

– денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену;

– средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Понятие внутренних и внешних ценных бумаг также получило законодательное  закрепление. К указанным бумагам  относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте России и выпуск зарегистрирован в РФ, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты России, выпущенные на ее территории. Под внешними ценными бумагами понимаются ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с нормами Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» к внутренним ценным бумагам.

Закон не закрепляет такого понятия, как свободно конвертируемая валюта. Однако в литературе и других правовых актах это понятие часто встречается. Данная разновидность иностранной валюты представляет собой валюту, которая без ограничений обменивается на валюту другого иностранного государства при осуществлении текущих валютных операций.

Валютные ценности в правовом аспекте  определяются тем, что: во-первых, это иностранная валюта; во-вторых, номинальная стоимость их выражена в любой валюте, кроме российской. В отличие от ранее действовавшего Закона 1992 г., новый Закон не относит к валютным ценностям драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"