Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 13:28, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

шпоры.фин.право.docx

— 385.76 Кб (Скачать файл)

Специальный аудит – это проверка конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта с точки зрения соблюдения определенных процедур, норм и правил (например, правильности составления налоговой отчетности, использования специальных фондов и др.).

Первоначальный  аудит характеризуется тем, что для данного клиента он проводится впервые данной командой аудиторов. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы первоначально не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, системе его внутреннего контроля и т. д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется данным аудитором или аудиторской фирмой регулярно (неоднократно). Такое сотрудничество удобно и аудиторам, и клиенту, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку.

С точки зрения исторического  развития аудит подразделяют на подтверждающий аудит, системно-ориентированный аудит  и аудит, базирующийся на риске.

 

 

 

 

 

64.Правовой статус Федерального  Казначейства как органа финансового  контроля.

Органы Федерального казначейства призваны осуществлять государственную  бюджетную политику; управлять процессом  исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жёсткий контроль поступления, целевого и экономного использования  государственных средств.

На него возложены следующие  задачи:

  • Контроль за доходной и расходной частью федерального бюджета в ходе его исполнения;
  • Контроль состояния государственных финансов в целом и предоставление высшим органам законодательной и исполнительной власти отчётов о финансовых операциях Правительства РФ и состоянии бюджетной системы;
  • Контроль совместно с Банком России состояния государственного внешнего и внутреннего долга РФ;
  • Контроль государственных федеральных внебюджетных фондов и финансовых отношений между ними и федеральным бюджетом.

Органы Казначейства имеют  право производить проверки различных  денежных документов, отчётов и смет в государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности, использующих средства федерального бюджета  и внебюджетных фондов, приостанавливать операции по их счетам в банках. Они имеют право выдавать предписания о взыскании в бесспорном порядке государственных средств, с наложением штрафа в размере действующей учётной ставки Центрального банка России, а также налагать штрафы на коммерческие банки в случае несвоевременного зачисления ими поступающих от хозяйствующих объектов средств на счета федерального бюджета и внебюджетных фондов в размере действующей в данном банке процентной ставки, увеличенной на 10 пунктов. Как правило, органы Казначейства взаимодействуют с налоговыми и правоохранительными органами.

По решению Правительства РФ переход на казначейскую систему  исполнения федерального бюджета, который  должен был закончится в 1999 году призван значительно укрепить контрольные полномочия Федерального казначейства в части федерального бюджета.

В сфере финансового контроля органы казначейства имеют следующие права: 

  • производить в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, в банках и иных финансово-кредитных учреждениях любых форм собственности, проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, отчетов, планов, смет и иных документов, связанных с зачислением, перечислением и использованием средств федерального бюджета;
  • получать от финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих средства федерального бюджета ивнебюджетных фондов;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций устранения выявленных нарушений, контролировать их устранение;
  • приостанавливать операции по счетам организаций, использующих бюджетные средства, при непредставлении ими необходимых бухгалтерских и финансовых документов;
  • изымать документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
  • выдавать предписания о взыскании бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением предусмотренного законом штрафа. Исполнение таких предписаний является обязательным;
  • налагать на банки или другие финансово-кредитные учреждения штраф в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в доход бюджета ивнебюджетные фонды, а также бюджетных средств, перечисленных на счета получателей; вносить в Центральный банк представления о лишении их лицензий на совершение банковских операций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66.Понятие финансово-правовой  ответ-ти. и её виды.

Финансово-правовая ответственность  — это применение к правонарушителю мер государственного принуждения – санкций, установленных финансово-правовыми нормами.

Государство регулирует финансовые отношения  посредством издания правовых норм, содержащих права и обязанности  соответствующих субъектов. Предоставляя физическим и юридическим лицам  экономические свободы, позволяя осуществлять операции с финансовыми средствами, государство требует от субъектов  финансового права надлежащей реализации установленных правовых предписаний. Неисполнение финансово-правовых предписаний  либо уклонение от их надлежащего  исполнения влечет неблагоприятные  имущественные последствия для  правонарушителей.

Финансово-правовая ответственность  осуществляется не по субъективному  желанию должностного лица, органа, а имеет определенные основания. Таких оснований три, и они  имеют место последовательно, одно за другим:

1) норма права, запрещающая деяние и предусматривающая ответственность за него, – нормативное основание;

2) правонарушение (состав правонарушения) как юридический факт – фактическое основание;

3) правоприменительный акт, определяющий конкретную меру государственного принуждения, – конкретное основание.

Функции финансово-правовой ответственности обусловлены целями, ради которых она осуществляется. Как социальное явление финансово-правовая ответственность носит характер самозащиты общества от посягательств на его устои. Эта цель определяет и основные функции ответственности. Среди них:

• карательная (штрафная), имеющая цель воздать должное за содеянное, наказать правонарушителя;

• правовосстановительная (компенсационная), цель которой – восстановить нарушенное право, компенсировать материальный и моральный ущерб, причиненный правонарушением;

предупредительная (превентивная) имеет цель предупреждения совершения новых правонарушений как со стороны самого правонарушителя (частная превенция), так и со стороны окружения (общая превенция);

• воспитательная функция. Финансово-правовая ответственность имеет цель не только наказать правонарушителя, но перевоспитать его;

• охранительная функция. Финансово-правовая ответственность применяется в целях охраны прав, свобод и иных законных интересов граждан, охраны собственности;

• регулятивная функция. Поскольку финансово-правовая ответственность органически входит в процесс правового регулирования финансовых отношений, является частью его механизма, можно сказать, что через нее осуществляется регулятивная функция права.

Для того чтобы указанные функции  осуществлялись более эффективно и  были достигнуты цели ответственности, она должна осуществляться на основе определенных принципов.

Принцип законности проявляется в том, что ответственность осуществляется компетентными органами, на определенных финансовым законодательством основаниях, в определенном законом порядке и в соответствии с санкцией финансово-правовых норм.

Принцип гуманизма. Процесс применения наказания и его меры должны быть гуманными. Они не должны унижать человеческое достоинство, носить характер истязания, повлечь физические муки наказуемого.

Принцип ответственности за вину. К ответственности за нарушение финансового законодательства может быть привлечено только лицо, виновное в совершении правонарушения.

Принцип равенства перед законом. Данный принцип означает, что лица, совершившие правонарушение, равны перед законом независимо от пола, возраста, должностного положения и других особенностей.

Принцип неотвратимости наказания предполагает, что совершение правонарушения неизбежно должно повлечь за собой наказание.

Признаки финансово-правовой ответственности.

Первый признак. Финансово-правовая ответственность – это всегда государственное принуждение. Никакие иные меры общественного, партийного и т. д. принуждения (например, общественное осуждение и др.), даже если они осуществляются в связи с правонарушением, не являются финансово-правовой ответственностью. Причем финансово-правовая ответственность – не само по себе принуждение, а «мера» этого принуждения, она имеет количественные показатели (штраф – в рублях, лишение свободы – в годах и т. д.).

Второй признак. Ответственность наступает только за совершенное финансовое правонарушение. Именно нарушение финансового законодательства является единственным основанием для финансово-правовой ответственности. По своей природе юридическая ответственность является негативной реакцией общества и государства на правонарушение, своеобразной формой защиты общества от нарушений. Государственное принуждение может применяться к субъектам и вне связи с правонарушением, но это не будут меры ответственности.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения, неприятности для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо, лишение свободы). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных средств (штраф, возмещение имущественного вреда, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю – не результат субъективистского решения правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе диспозиции правовой нормы. Однако юридическая ответственность – всегда реализация санкций.

Исходя из внутриотраслевых норм, предусматривающих ответственность  за финансовые правонарушения, финансово-правовую ответственность можно классифицировать по следующим видам: административная, налоговая, бюджетная, материальная, дисциплинарная, уголовная.

Особенность финансово-правовой ответственности  заключается в том, что она  имеет определенную специфику, обусловленную  особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, механизмом правового  регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный  вид юридической ответственности  подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам  о финансовых правонарушениях.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам  исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность  за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Особенность финансово-правовой ответственности  проявляется в том, что она  выражается в лишениях имущественного (материального) характера. По своей  сути финансовые правоотношения являются имущественными, поэтому и воздействие  на правонарушителя происходит в  присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит  вред финансовым интересам общественно-территориального образования (государству или муниципальному образованию).

 

 

 

 

 

69.Правовой статус Фед. Службы финансово-бюджетного надзора как органа финансового контроля.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, включая использование предоставляемых из указанных бюджетов субвенций, межбюджетных субсидий, иных субсидий и бюджетных кредитов.  Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Основные функции


  • осуществляет функцию по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;
  • осуществляет функцию органа валютного контроля;
  • проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности на территории РФ и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и субъектов РФ;
  • проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства РФ в финансово-бюджетной сфере;
  • осуществление надзора за исполнением законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
  • осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в РФ резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж)валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;
  • организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ;
  • организация, формирование и ведение единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"