Шпаргалка по дисциплине "Финансовому право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 16:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Финансовому право".

Вложенные файлы: 1 файл

ответы на билеты по финансовому праву 2014.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.- Общие (общезакрепительные) нормы в обобщенном виде фиксируют определенные элементы регулируемых отношений. - В нормах дефинициях в обобщенном виде закрепляются признаки какой-либо финансово-правовой категории. - В нормах-принципах сформулированы основные начала бюджетного, налогового и другого законодательства, финансовой деятельности - Оперативные финансово-правовые нормы определяют вступление в силу финансово-правовых норм, отмену действующих, продление срока их действия и т.д. Таковы нормы ст. 1 и 2 ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» от 17 июля 1998 г. - Коллизионные финансово-правовые нормы указывают на законы, порядок и проч., которые должны действовать именно в данном случае (при наличии альтернатив). - Рекомендательные нормы представляют собой предложения конкретных органов, обращенные к тем или иным субъектам. Наиболее часто такие нормы встречаются в ежегодно принимаемых законах о бюджетах. В частности, в законе о федеральном бюджете на тот или иной финансовый год рекомендательные нормы обращены, как правило, к органам власти субъектов Федерации.

4. Финансово-правовые нормы, помимо  всего отмеченного, классифицируются  по объему действия на общие  и специальные.

- Общими являются нормы, распространяющиеся  на целый ряд тех или иных  отношений, а специальными — нормы, распространяющиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, распространяющиеся на все налоговые отношения, а

- специальными — нормы, регулирующие  тот или иной вид налогов, налоговых  отношений.

5. По территории действия различают финансово-правовые нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования.

6. По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на общие и временные.

Общие нормы, которых большинство в финансовом праве, устанавливаются на неопределенный срок действия и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением.

Временные нормы — это нормы, установленные на определенный срок.

7. В зависимости от особенностей  предмета финансово-правового регулирования  финансово-правовые нормы подразделяются  на материальные и процессуальные.

8. По предмету правового регулирования  отношений отдельными институтами  отрасли финансового права выделяются бюджетные, налоговые (доходные), расходные (сметно-бюджетные), кредитные, страховые, расчетные, валютные нормы.

9. По субъектам, издающим нормы, они распадаются  на: а) нормы закона  и нормы подзаконного акта; б) государственно-правовые и муниципальные нормы; в) нормы представительных органов и нормы исполнительных органов.

 

31. Структура нормы права

Это её смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами. Элементы структуры норм права: - Гипотеза - это элемент нормы, который описывает жизненные обстоятельства, при наступлении которых возникают определённые отношения. - Диспозиция - это элемент нормы, в котором устанавливается отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой. -Санкция - это элемент нормы, в котором определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.

 В структуре финансово-правовой  нормы выделяются: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза. В ней указывается на те условия, при наличии которых субъекту следует руководствоваться данной нормой.. Обычно она формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже— с использованием слова «в случае».

Классификация норм права по их гипотезам

По содержанию: 1. Простая гипотеза - описывает одно обстоятельство, с наличием которого правовая норма связывает возникновение отношения, предусмотренного диспозицией. 2. Составная гипотеза - включает в себя два и более обстоятельств, причём отсутствие хотя бы одного не позволяет ввести в действие диспозицию нормы. 3. Альтернативная гипотеза - также включает в себя два и более обстоятельств, но для введения в действие диспозиции нормы достаточно одного из них.

По степени конкретизации обстоятельств:  1. Абстрактная - в такой гипотезе перечисляются лишь обобщённые формулировки обстоятельств, с наличием которых диспозиция вводится в действие. 2. Казуистическая - перечислены конкретные условия, обстоятельства, при которых начинает действовать норма.

По наличию либо отсутствию условий: - Положительная - диспозиция вводится в действие при наличии указанных в гипотезе условий. 

- Отрицательная - диспозиция вводится  в действие при отсутствии  указанных в гипотезе условий.

Диспозиция — часть правовой нормы, указывающая на поведение, которое должно иметь место при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой.

Для финансово-правовой нормы характерна определенность диспозиции, предписывающая своим субъектам конкретные права и обязанности.

Классификация норм права по их диспозициям

По способу изложения: - Прямая диспозиция - вся "информация" присутствует в самой диспозиции. - Ссылочная диспозиция - переадресует к другой статье этого же нормативно-правового акта, в котором содержится сама диспозиция. - Бланкетная диспозиция - не содержит точного описания, а отсылает к другим законодательным и нормативным актам.

По содержанию: - Простая - такая диспозиция только называет устанавливаемое отношение. - Описательная - подробно описывает устанавливаемое отношение.

По устанавливаемому режиму: - Дозволяющая - устанавливает правовое положение лица, в рамках которого оно вправе действовать по своему усмотрению. - Обязывающая - в таких диспозициях содержится приказ на совершение определённых действий или запрет, предостерегающий лицо от совершения конкретных действий.

Санкция финансово-правовой нормы — та ее часть, которая указывает на меры государственного принуждения, которые могут быть применены к субъектам, нарушающим диспозицию данной финансово-правовой нормы.

Особенности финансово-правовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. - Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют, как правило, денежный характер. Ими предусматривается пеня, штраф.

- Во-вторых, финансово-правовые санкции имеют право-восстановительный и карательный (штрафной) характер. - В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные и муниципальные внебюджетные фонды.

Классификация норм права по их санкциям

По степени определённости: - Абсолютно определённая санкция - указывает точно вид и размер наказания (точно указанный размер штрафа). - Относительно определённая санкция - указывает вид наказания и его размеры, определяя нижний и верхний пределы (лишение свободы на срок от трёх до десяти лет). - Альтернативная санкция - такие санкции предусматривают несколько видов наказания (лишение свободы на срок до 3-х лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

По объёму: - Простые - содержат одно неблагоприятное действие.

- Сложные - содержат два и более  неблагоприятных действия.

По отраслевой принадлежности: - Уголовно-правовые санкции.

- Административно-правовые санкции. - Дисциплинарные санкции и т.д.

 

32. Понятие субъекта финансового  права

Субъект, финансового права обладает финансовой правосубъектностью и может благодаря этому участвовать в конкретном финансовом правоотношении.

Понятие «финансовая правосубъектность» включает в себя понятие «финансовая правоспособность» и «финансовая дееспособность».

Финансовая правоспособность — это способность иметь финансовые права и обязанности, предусмотренные в законе.

Финансовая дееспособность (и деликтоспособность) — это способность лица самостоятельно, либо через законных представителей приобретать, осуществлять, изменять и прекращать финансовые права и обязанности, а также отвечать за их неисполнение и неправомерную реализацию. В большинстве случаев лицо, являющееся финансово дееспособным, одновременно является и финансово деликтоспособным, т.е. способным отвечать за неисполнение финансовых обязанностей и неправомерную реализацию финансовых прав. Поэтому, в сущности, финансовая деликтоспособность представляет собой одну из сторон финансовой дееспособности.

Однако существуют ситуации, когда структурные элементы правосубъектности распределяются между двумя лицами.

Различие между правоспособностью и дееспособностью важно для характеристики финансовой правосубъектности физических лиц как субъектов финансового права, так как способность приобретать финансовые права и исполнять финансовые обязанности возникает у физических лиц лишь по достижении определенного возраста.

У таких субъектов финансового права как государственные органы, организации (предприятия, бюджетные учреждения) правосубъектность представляет собой правоспособность и дееспособность одновременно, т.е. «праводееспособность». Ее пределы у организаций определены их финансовыми правами и обязанностями, а у государственных органов — компетенцией в области финансовой деятельности, установленной в законодательстве. Аналогично решается вопрос и с должностными лицами как субъектами финансового права.

Субъекты финансового права весьма многообразны. Они подразделяются на три группы:

а) общественно-территориальные образования:

б) коллективные субъекты;

в) индивидуальные , субъекты.

К общественно-территориальным образованиям относятся: Российская Федерация в целом и ее субъекты (государство), а также муниципальные образования.

 К коллективным субъектам  — органы государственной власти, организации и проч.

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица и иногда должностные лица.

Государство (Российская Федерация в целом и субъекты РФ) является субъектом финансового права, обладая компетенцией в области финансовой деятельности, которая закреплена в Конституции РФ, Налоговом кодексе РФ, Бюджетном кодексе РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ и других актах.

Субъектом финансового права является не только Российская Федерация. т.е. государство в целом, но и государство в своих частях,

Российская Федерация и субъекты РФ, являясь субъектами финансового права, вступают в конкретные финансовые правоотношения. В этом случае они становятся субъектами этих финансовых правоотношений и выступают в лице определенных государственных органов.

Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении прав: формирования и исполнения местного бюджета; установления местных налогов; выпуска муниципальных займов, а также взаимосвязанных с этими правами обязанностей и прав.

Под коллективными субъектами финансового права, следует понимать организованные, обособленные, самоуправляемые группы людей, наделенные финансовыми правами выступать в отношениях с другими субъектами персонифицировано, как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

а) органы государственной власти;

б) Центральный банк РФ коммерческие банки, наделенные властными полномочиями;

в) организации (предприятия, бюджетные учреждения).

Юридические лица, не являющиеся государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также бюджетными учреждениями, являются коллективными субъектами финансового права, ибо они способны приобрести право на получение бюджетных кредитов на условиях возвратности и возмездности.

Индивидуальными субъектами финансового права являются физические лица, выступающие как граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Очень редко индивидуальными субъектами финансового права являются должностные лица.

Финансовая правоспособность физического лица осуществляется с помощью дееспособности, которая представляет собой способность лица своими действиями осуществлять юридические права и обязанности.

 

33. Понятие и классификация  юридических фактов

Юридические факты - это такие жизненные факты, с которыми норма права связывает возникновение, изменение либо прекращение юридических отношений. Юридические факты предусматриваются в гипотезах норм. Наступление юридического факта вызывает предусмотренные нормой юридические последствия. Большинство юридических фактов необходимо доказать (в суде), хотя некоторые факты презумируются (презумпция знания закона, презумпция невиновности).

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Финансовому право"