Государственный долг и его последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 10:43, курсовая работа

Краткое описание

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных расходов с помощью займов большее бремя для будущих поколений по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным долгом. Это действительно справедливо для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности государства своим гражданам. Вот как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер

Содержание

Введение
1. Причины возникновения государственного долга и его виды
2. Последствия государственного долга и методы управления им
3. Влияние государственного долга на развитие экономики России
4. Практикум
Заключение
Литература
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

госдолг для марины.docx

— 47.96 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО

Всероссийский заочный финансово-экономический  институт

Кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории на тему:

Государственный долг и его  последствия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владимир - 2008

 

Содержание 

 

Введение

  1. Причины возникновения государственного долга и его виды
  2. Последствия государственного долга и методы управления им
  3. Влияние государственного долга на развитие экономики России

4. Практикум

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

 

Введение

 

Вопрос о том, означает ли финансирование государственных  расходов с помощью займов большее  бремя для будущих поколений  по сравнению с налогами, вызывает жаркие споры среди профессионалов. Одно из недоразумений связано с  тем, что государственный долг зачастую рассматривают по аналогии с частным  долгом. Это действительно справедливо  для внешнего государственного долга, но совсем не для внутренней задолженности  государства своим гражданам. Вот  как выразился по этому поводу американский экономист А. Лернер (1948):

«Нация, которая должна другим нациям ... нищает или обременяет себя точно так же, как человек, задолжавший  другим людям. Но это не распространяется на национальный долг, когда нация  находится в долгу у граждан  того же самого государства... В этом случае мы оказываемся должны сами себе».

Почему в таком случае столь устрашающе звучит выражение  «бремя государственного долга» и в  чем смысл перекладывания этого  бремени на будущее? Ответ зависит  от того, как наличие задолженности  воздействует на поведение национальной экономики.

Для экономистов 40-50-х гг., исповедовавших в большинстве своем  кейнсианские воззрения, бремя задолженности  означало сокращение совокупного потребления. Как выразился П. Самуэльсон, «чтобы вести войну сегодня, мы должны кинуть на врага наше сегодняшнее вооружение, а не долларовые бумажки и не будущие  товары и услуги». Отдавая предпочтение не налогам, а займам, мы обязываем  будущих налогоплательщиков выплатить  как сам долг, так и проценты по нему.Политика правительства в  области госдолга является одним  из инструментов желательного межвременного  распределения, и выбор финансирования с помощью налогов или займов, в конечном счете.

 

  1. Причины возникновения государственного долга и его виды

 

Государственный долг –  неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, с ростом предельных издержек, необъяснимой эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т.д.

Бюджетный дефицит и государственный  долг взаимосвязаны. При оценке размера  бюджетного дефицита возникает целый  ряд проблем:

1. Первая проблема возникает  при оценке реального дефицита  госбюджета.

Реальный дефицит бюджета - это:

Номинальный дефицит бюджета - Величина госдолга на начало года х  Темп инфляции.

  1. При расчете бюджета необходимо проводить процедуру бюджетирования капитала, т. е. учитывать какактивы, так и обязательства.
  2. Бюджет должен включать неучтенные обязательства: т. е. будущие пенсии и пособия на социальное страхование, отчисления, которые делаются в текущем году.

При образовании дефицита государственного бюджета возникают  проблемы его покрытия с наименьшими  потерями для экономики. Существует несколько путей:

  1. Сокращение расходов госбюджета. Данный путь не всегда выполним, т.к. уменьшение дотаций может усилить спад в экономике, а сокращение социальных программ провоцирует социальную напряженность и ведет к уменьшению совокупного спроса, что снижает стимулы производства.
  2. Увеличение налогов. Данный путь ведет к уменьшению инвестиций и потребления, снижет возможность роста ВВП.
  3. Превращение дефицита бюджета в государственный долг. Это происходит из-за обращения государства за кредитом к национальным банкам; превращения кредита во внешний долг при получении его от иностранных государств; выпуска облигаций.
  4. Выплата государственного долга за счет увеличения предложения денег на основе их эмиссии. Данный путь погашения бюджетного дефицита – самый опасный, он ведет к лавинообразному течению инфляции. К этому способу государства прибегают в случае невозможности или неумения использовать иные источники. Это способ отказа от части долга, т.к. его выплата происходит обесцененными деньгами.

Обслуживание государственного долга приводит к вытеснению частного капитала, так как рыночная ставка процента растет; рост налогов для  оплаты долга снижает экономическую  активность - происходит перераспределение  дохода в пользу держателей государственных  облигаций.

Соотношение долг/ВВП характеризует  бремя долга, его величина зависит  от размера реальной ставки процента, темпов роста реального ВВП и  величины первичного дефицита.

Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется  и в выпуске займов для его  покрытия и последующим нарастанием  долговых последствий. Увеличивается  государственный долг и необходимость  выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в  последующие налоги.

Поэтому государства, имеющие  большие долги, вынуждены постоянно  к ним прибегать для погашения  процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к  еще большим займам. Критическим  моментом, угрожающим стабильности экономики  и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность  превышает величину годового ВНП.

Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям. Он существует в виде суммы выпущенных и непогашенных долговых обязательств.

Внешний долг - задолженность гражданам и организациям иностранных государств. Это наиболее тяжелый долг, поскольку по нему государство связано рядом целевых обязательств, с одной стороны, а с другой - в его уплату приходится рассчитываться ценными товарами и платить большие проценты. В некоторых развивающихся странах ежегодные обязательства выплат по займам превышают все поступления от внешнеэкономической деятельности.

Внешний долг более опасен для экономики, так как нужно  расплачиваться ресурсами страны.

 

  1. Последствия государственного долга и методы управления им

 

Последствия государственного долга.

Последствия государственного долга приводят к существенному сокращению возможностей роста потребления для населения данной страны, а также увеличению налогов для оплаты растущего долга и связанных с ним процентов.

При наличии значительного  долга происходит перераспределение  доходов различных слоев населения, а также утечка национального  капитала за рубеж.

Рост государственного долга  вызывает определенные негативные последствия  для национальной экономики. Во-первых, поиски источников его погашения  приводят к необходимости повышения  налогов, что является антистимулом хозяйственной активности (сокращение спроса, сбережений). Во-вторых, отвлечение денежных ресурсов ограничивает возможности  частного предпринимательства и  роста экономики. В-третьих, возникает  проблема ухудшения материального  благополучия населения в результате необходимости обслуживания внешнего долга. В-четвертых, происходит перераспределение доходов в пользу держателей государственных ценных бумаг. В-пятых, в конечном счете, происходит подрыв финансово-кредитной системы, что чревато негативными последствиями для экономики в целом.

Обращение к банковским структурам за кредитом существенно меняет состояние  денежного рынка, ведя к увеличению спроса на деньги и как следствие - к росту процентных ставок, т.е. к удорожанию кредита. Предприниматели, прибегнув к более дорогому кредиту, пытаются компенсировать удорожание издержек ростом цен. В то же время дорогой  кредит угнетает инвестиции, т.к. для  многих они становятся недоступными. В результате в долговременном периоде  бюджетный дефицит ведет к  инфляции и падению темпов роста  ВВП.

Рынок государственных обязательств, из которого правительство черпает  ресурсы для своих закупок, уводит свободные деньги из банков. Это  уменьшает их кредитные ресурсы  и ведет к удорожанию кредита.

Постоянное использование  займов для покрытия дефицита государственного бюджета ведет к падению эффективности  подобного шага. Это происходит в  связи с возрастанием средств  по обслуживанию государственного долга, исчерпанием свободных сбережений населения, что создает серьезные  препятствия для частных инвестиций.

Помимо экономических  последствий государственный долг ведет и к негативным социальным последствиям. Одно из них – усиление дифференциации населения.

Дифференциация населения  происходит вследствие выплаты долга  за счет налогов. Доходы его уменьшаются  на величину выплаченных налогов. Средства эти попадают узкому кругу богачей, ранее купивших ценные бумаги. В  результате разрыв в благосостоянии между слоями населения становится все больше.

Ценой политики наращивания  государственного долга является переложение  сегодняшних трудностей на правительство, которое придет ему на смену. Здесь  есть два пути: 1) добиться экономического роста и получить доходы, обеспечивающие постепенное погашение долга; 2) когда придет срок уплаты долга, выпустить новые займы, за счет которых погасить старый долг.

Управление государственным  долгом.

Возникновение и рост государственного долга вызвали к жизни необходимость  управления им. Управление государственным долгом - это совокупность финансовых мероприятий государства, связанных с погашением займов, организацией выплат доходов по ним, проведением конверсии и консолидации государственных займов.

Конверсия государственных займов предполагает изменение первоначальных их условий (процента, срока и других условий погашений). Различают несколько методов конверсии: добровольная, принудительная и факультативная. При добровольной конверсии владелец облигации имеет право выбора: либо согласиться с новыми условиями, либо погасить облигацию. При принудительной конверсии владелец облигации обязан согласиться с новыми условиями займа, а при факультативной конверсии кредитор может либо согласиться, либо отказаться от новых условий займа. Конверсия, как правило, осуществляется при избытке ссудного капитала и снижении процентной ставки.

Консолидация  государственного долга происходит путем продления срока действия кратко- и среднесрочных займов или путем объединения (унификации) ранее выпущенных средне- и краткосрочных займов в один долгосрочный заем. Таким образом, формируется консолидированный долг как часть общей суммы государственной задолженности в результате выпуска долгосрочных займов.

Процесс погашения старой государственной задолженности  путем выпуска новых займов называется рефинансированием. Поэтому можно сказать, что консолидированный государственный долг есть результат рефинансирования. Однако результатом далеко не любого рефинансирования является консолидированный долг, так как под последним понимается такое рефинансирование, которое ведет к долгосрочной задолженности.

Управление государственным  долгом включает также следующие  меры:

- эффективное использование  средств заимствования;

- поиск средств для  выплаты долга;

- нейтрализация негативных  последствий государственного долга.

Эффективное использование  средств заимствования предполагает направление их в проектах, позволяющих  за отведенный срок получить доход, превышающий  не только сумму долга, но и выплат по нему процента. Величина процента становится минимальным критерием эффективности  использования заемных средств. Их доходность должна превышать эту  величину. В таком случае государство  не только выплатит процент, но и получит  дополнительный доход. Невыполнение данного  условия создает проблемы поиска средств из других источников для  выплаты долга. Задержка выплаты  долга чревата нарастанием убытков, связанных с увеличением процентных ставок к качестве штрафных санкций.

Обременительность государственного долга и навязывание условий  при его формировании приводят к  тому, что в современных условиях страны стараются перейти от политики дефицитного финансирования к бездефицитным  бюджетам. Новая бюджетная политика находит выражение, прежде всего, в  изменениях в доходной части государственных  бюджетов, стимулировании инвестиционной деятельности и расширении налоговой  базы за счет роста доходов и рентабельности национальной экономики.

 

  1. Влияние государственного долга на развитие экономики России

 

Государственным долгом являются все накопленные обязательства  по возврату средств (с процентами), принятые от имени государства или  от имени его уполномоченных органов  перед кредиторами.

Информация о работе Государственный долг и его последствия