Жизненный цикл управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью исследований жизненного цикла организации можно предсказывать дальнейшее её развитие, предотвратить кризисы, своевременно осуществлять преобразования, позволяющие избежать гибели организации. Применяя понятие жизненного цикла, можно увидеть, что существуют отчетливые стадии, через которые проходят организации, и что переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми, а не случайными. Изучению жизненного цикла организации уделяется большое внимание в литературе. В исследованиях А.А. Шамрая, И. В. Ивашковской, Д. О. Янгеля, О.Н. Лихачева, С.А. Щурова, М.В. Куранова анализируются вопросы, связанные с жизненным циклом малых предприятий, его количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, определяющими траекторию и динамику развития предприятий на различных этапах существования.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты жизненного цикла организации и особенностей управления на его этапах 5
1.1. Понятие жизненного цикла организации 5
1.2. Модель жизненного цикла организации 5
1.3. Концепции моделей жизненного цикла организаций 9
1.4. Стратегии управления организацией на этапах жизненного цикла 16
1.5. Критерии определения стадии жизненного цикла организации 22
Глава 2 Анализ жизненного цикла организации на примере ОАО «Мегафон» 27
2.1. Общая характеристика ОАО «МегаФон» 27
2.2. Анализ развития ОАО «Мегафон» 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1 - 2 -
Приложение 2 - 3 -

Вложенные файлы: 1 файл

Жизненный цикл у управление организацией.docx

— 1.02 Мб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

В настоящее время в России протекает сложный процесс трансформации, сопровождающийся глубокими изменениями во всех сферах жизни: в политической, экономической и культурной жизни на самых разных уровнях: общества, организации, семьи и отдельной личности. Российские менеджеры ищут методы управления, сочетающие в себе особенности российской культуры и западную эффективность. [1]

Стадия развития предприятия существенно влияет на ранжирование его стратегических целей. Понятие «цикл жизни» позволяет определить проблемы, которые возникают у предприятия на протяжении всего периода его развития, и уточнить различные комбинации финансовых задач, которые успешно направляют его деятельность. [2]

Актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью исследований жизненного цикла организации можно предсказывать дальнейшее её развитие, предотвратить кризисы, своевременно осуществлять преобразования, позволяющие избежать гибели организации. Применяя понятие жизненного цикла, можно увидеть, что существуют отчетливые стадии, через которые проходят организации, и что переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми, а не случайными. Изучению жизненного цикла организации уделяется большое внимание в литературе. В исследованиях А.А. Шамрая, И. В. Ивашковской, Д. О. Янгеля, О.Н. Лихачева, С.А. Щурова, М.В. Куранова анализируются вопросы, связанные с жизненным циклом малых предприятий, его количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, определяющими траекторию и динамику развития предприятий на различных этапах существования.

В данной курсовой работе приведены теоретические аспекты жизненного цикла организации: раскрыто понятие жизненного цикла, приведена модель жизненного цикла, приведены концепции жизненных циклов, используемые в мировой практики, рассмотрена классификация, а так же раскрыты особенности управления организацией на каждой его стадии.

В курсовой работе также акцентировано внимание на проблеме формирования критериев определения стадии жизненного цикла организации. Рассмотрены критерии, предложенные Д. Миллер и П. Фризен, а также И. Адизеса в своих концепциях жизненного цикла организации, также обращено внимание на их недостатки.

В качестве объекта исследования по теме данной курсовой работы выбрана кампания ОАО «Мегафон», являющаяся одним из лидеров рынка сотовой связи. Обоснован выбор компании, показаны общие сведения, проведен краткий анализ истории развития организация с целью исследования компании на предмет определения ее текущей стадии жизненного цикла. Дана характеристика кампании, позволяющая идентифицировать стадию жизненного цикла, приведена информацию по проводимым в компании мероприятиям, проектам, направленным на достижение наивысших результатах по контролируемым критериям/направлениям. Показаны достижения компании на третий квартал 2012 года, а также стратегические задачи, стоящие перед руководством кампании.

Сформулировано заключение о том, что для объективности оценивая и учета факторов, оказывающих влияние на финансовое состояние организации, необходимо учитывать этапы жизненного цикла, что позволить верно прогнозировать развитие организации.

 

 

Глава 1 Теоретические аспекты жизненного цикла организации и особенностей управления на его этапах

Организация как объект управления представляет собой определенную экономическую систему. [5] В теории управления модель жизненных циклов является одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы. На основе модели жизненных циклов можно проанализировать отдельные факторы, влияющие на организационную эффективность. Разнообразие видов жизненных циклов позволяет анализировать изменения, происходящие на различных уровнях управления организацией.

Любая организация в процессе своего развития и функционирования проходит различные стадии (этапы) жизненного цикла.

1.1. Понятие жизненного цикла организации

Жизненный цикл организации – это историческая эволюция, которую претерпевает компания, взаимодействуя с внешней средой.

Жизненный цикл организации – это совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: от возникновения (создания), через становление, развитие, стагнацию, и приходит к возрождению либо к ликвидации.[6]

Каждая стадия имеет определенные цели, признаки, стиль руководства и организацию труда.

1.2. Модель жизненного цикла организации

Модель жизненного цикла организации представляет собой ломаную линию с определёнными точками перегиба (переломными моментами). Это своего рода стадии или этапы, которые можно разделить на длинные или основные и короткие, или промежуточные. Длинные этапы на графике жизненного цикла можно обозначить как линии (стадии), короткие как точки (переломы). В целом, модель жизненного цикла организации представляет собой последовательность: возникновение (создание), становление, развитие, стагнация, возрождение или ликвидация. [6]

Возникновение. Организация создается учредителями (собственниками) в целях ведения бизнеса и получения прибыли, оказания услуг некоммерческого характера или выполнения определенных функций. Ее организационно-правовую форму и выполняемые функции определяют учредители исходя из своих интересов. Главная цель организации на данной стадии – выживание. Для коммерческой организации – выход на рынок; для некоммерческой организации – освоение механизма и технологии оказания услуг или выполнения функций, определенных в учредительных документах. В этот период организация управляется одним лицом (в коммерческой организации, как правило, собственником).

Становление. Это одна из опасных стадий жизненного цикла организации, в особенности для коммерческих организаций: во-первых, еще не сформировалась опытная управленческая команда; во-вторых, на рынке новую организацию еще не знают поставщики и покупатели; в-третьих, конкуренты, как правило, создают дополнительные барьеры для занятия ею соответствующего места на рынке. Главная цель на этом этапе – расширение рынка, ускоренный рост. Для коммерческой организации не менее важными целями являются также получение прибыли, укрепление своих позиций на рынке, повышение конкурентоспособности и т.п.

Развитие. Осуществляется на основе сложившейся системы и структуры управления. Организация осваивает новые рынки, новую продукцию (услуги), другие сферы деятельности, наращивает объемы производства и прибыли. На этой стадии происходит переход к более современным формам и структурам. Этот переход может осуществляться как постепенно, так и скачкообразно, сопровождаться как количественными, так и качественными изменениями.

Стагнация. На этой стадии руководитель организации довольствуется достигнутыми результатами в прошлом. У него ослаблен интерес к изменениям внешней среды, обновлению организации, децентрализации полномочий и ответственности. Он удовлетворен сложившейся системой управления. На этой стадии укрепляется бюрократизм в системе управления, возрастает текучесть кадров. Новые идеи и предложения по повышению эффективности деятельности организации гибнут в громоздких структурах управления. Главная цель в данный период – сохранить достигнутые результаты.

Ликвидация либо возрождение. Эта стадия характеризуется убыточностью, неплатежеспособностью и неустойчивостью организации. В этот период у нее имеется два альтернативных варианта: возрождение или ликвидация. Процесс ликвидации организации очень хорошо отрегулирован в гражданском законодательстве (Гражданский кодекс РФ, законы об организационно-правовых формах юридических лиц, закон о несостоятельности (банкротстве) и т.п.). Организация может быть ликвидирована по решению собственников или решению суда. Однако если на этой стадии собственники приведут в организацию новую антикризисную команду, может наступить стадия возрождения. В этих целях новая команда должна перестроить не только систему управления, но и процессы по производству продукции (оказанию услуг). Главная цель в этот период – оживление деятельности организации.

В общем виде жизненный цикл организации может быть представлен на рисунке ниже.

Рисунок 1 Модель жизненного цикла организации

Тангенс угла наклона кривой на этапах возникновения, становления, развития/зрелости, стагнации/спада и ликвидации определяет принадлежность развития к эволюционной или революционной форме, спаду или подъему. Диапазон угла наклона 50-60° свидетельствует о революционной форме развития; диапазон 10-30° – об эволюционной форме; промежуточный диапазон 30-50° – это период постепенного перехода к одной из указанных форм; диапазон 0-10° – это стабилизация или изменение запасов. Положительный тангенс характеризует подъем, отрицательный – спад.

В зависимости от стадий жизненного цикла: возникновение (создание), становление, развитие, стагнация (спад), возрождение либо ликвидация формируются особенности управления самой организацией, которые могут быть представлены в виде таблицы ниже.

Таблица 1

Особенности управления на этапе жизненного цикла

№ п/п

Стадия жизненного цикла

Главная цель

Особенности

Возникновение

Выживание, выход на рынок

Руководство осуществляется одним лицом

Становление

Ускоренный рост, захват рынка, получение прибыли

Стиль руководства - жесткий

Развитие

Систематический сбалансированный рост, формирование индивидуального

имиджа

Наличие в руководстве опытных администраторов, зарождение бюрократизма

Стагнация

Сохранение достигнутых

результатов

Текучесть кадров, отсутствие молодых

квалифицированных специалистов, развитая бюрократия в управлении

Возрождение

либо ликвидация

Оживление бизнеса за счет инноваций, сплоченности персонала, изменения структуры управления и т.п.

Появление лидера, способного перестроить всю систему управления организацией и бизнесом. При отсутствии такового организация ликвидируется




 

 

 

1.3. Концепции моделей жизненного цикла организаций

Сколько в современном мире организаций, столько и разных типов жизненного цикла можно выделить.

Существуют определённые разногласия относительно количества стадий жизненного цикла организации, их названий и характеристик. Одни авторы предлагали модели из трёх стадий, другие считают, что стадий должно быть четыре, есть модели, содержащие пять и более стадий. На сегодняшний день существует множество концепций описывающих жизненный цикл организации (Таблица 2). Каждая из этих моделей предлагает различные основания для изменений. [7]

Таблица 2

История развития концепций жизненного цикла

№ п/п

Автор

Название концепции

Год создания

А. Даунс

Движущие силы роста

1967

Г. Липпитт и У. Шмидт

Управленческое участие

1967

Б. Скотт

Стратегия и структура

1971

Л. Грейнер

Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции

1972

У. Торберт

Ментальность членов организации

1974

Ф.Лиден

Функциональные проблемы

1975

Д.Кац и Р.Кан

Организационная структура

1978

А.И. Адизес

Теория жизненных циклов организации

1979

Дж. Кимберли

Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой

1979

Р.Куинн и К. Камерон

Интегративная модель

1983

Д. Миллер и П. Фризен

Траектории развития организации

1983


 

1.3.1. Краткое описание моделей в их исторической последовательности возникновения.

А. Даунс: «Движущие силы роста»

Это одна из самых ранних моделей, возникшая на примере правительственных комитетов. После описания четырех различных путей возникновения комитетов, Даунс предложил три основных стадии роста и развития организаций. Первая стадия – борьба за автономию – возникает до формального рождения или сразу же после него. Она характеризуется стремлением обрести законность и необходимые ресурсы от окружающей среды для достижения «порога выживания». Вторая стадия – стремительного роста – включает быстрое расширение, где подчеркивается инновационность и креативность. Последняя стадия – замедления – характеризуется уточнением и формализацией правил и процедур. Кратко, эта модель представляет развитие правительственных организаций от установления обоснованности их существования к инновациям и расширению, и затем к формализации и контролю.

Информация о работе Жизненный цикл управления организацией