Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 00:38, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что с помощью исследований жизненного цикла организации можно предсказывать дальнейшее её развитие, предотвратить кризисы, своевременно осуществлять преобразования, позволяющие избежать гибели организации. Применяя понятие жизненного цикла, можно увидеть, что существуют отчетливые стадии, через которые проходят организации, и что переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми, а не случайными. Изучению жизненного цикла организации уделяется большое внимание в литературе. В исследованиях А.А. Шамрая, И. В. Ивашковской, Д. О. Янгеля, О.Н. Лихачева, С.А. Щурова, М.В. Куранова анализируются вопросы, связанные с жизненным циклом малых предприятий, его количественными и качественными характеристиками, потребностями и факторами, определяющими траекторию и динамику развития предприятий на различных этапах существования.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты жизненного цикла организации и особенностей управления на его этапах 5
1.1. Понятие жизненного цикла организации 5
1.2. Модель жизненного цикла организации 5
1.3. Концепции моделей жизненного цикла организаций 9
1.4. Стратегии управления организацией на этапах жизненного цикла 16
1.5. Критерии определения стадии жизненного цикла организации 22
Глава 2 Анализ жизненного цикла организации на примере ОАО «Мегафон» 27
2.1. Общая характеристика ОАО «МегаФон» 27
2.2. Анализ развития ОАО «Мегафон» 29
Заключение 36
Список использованной литературы 38
Приложение 1 - 2 -
Приложение 2 - 3 -
Возможности развития в организационном плане предоставляются самые разнообразные. Это – слияния и поглощения компаний, создание финансово-монополистических и финансово-промышленных групп. В результате появляется новая внутрифирменная структура, отличная от предыдущей. Она может быть как более высокой иерархией (увеличивается количество «этажей» управления и, соответственно, затрат на координацию), так и более плоской (создание финансово-промышленных групп, переход к сетевым структурам и проч.). Главными ориентирами при обосновании выбора направления развития организации могут являться как технические возможности организации, так и изменения рыночной конъюнктуры. Возникает необходимость разработки инструментов управления, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию организации на изменения внешней среды.
Возвращаясь к системе управления, на каждой стадии жизненного цикла целесообразно обратить особое внимание на следующие функции управления (Таблица 3).
Таблица 3
История развития концепций жизненного цикла
№ п/п |
Стадия жизненного цикла |
Функции управления |
Возникновение |
Бизнес-идеология Целеполагание | |
Становление |
Планирование Структуризация исполнения Контроль | |
Развитие (зрелость) |
Целеполагание Планирование Контроль Анализ Корректировка | |
Стагнация (спад) |
Анализ Принятие управленческих решений Корректировка |
Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как руководители и сотрудники понимают, оценивают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.
Главным критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.
Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать стратегический или оперативный тип управления, отвечающий особенностям и задачам каждого этапа.
Одним из современных инструментов стратегического управления является управление по ключевым показателям эффективности деятельности и построение сбалансированной системы показателей. [15]
По показателям эффективности можно сделать вывод о степени эффективности деятельности организации на различных стадиях жизненного цикла. Поэтому для эффективного управления финансово-экономическим состоянием организации критерии оценки на разных этапах жизненного цикла различны. Это связанно с тем, что организация развивается во времени, и, начиная с возникновения, претерпевает коренные изменения в инвестировании, структуре активов и пассивов, в состоянии конкурентоспособности и деловой активности, основных средств и прочих факторов.
Примером основных показателей эффективности, учитывающие руководством на различных стадиях жизненного цикла, могут быть приведенные в таблице ниже.
Таблица 4
Основные показатели эффективности в зависимости от стадии жизненного цикла
Этапы жизненного цикла |
Показатели | ||||
Платеже-способности и ликвидности |
Финан-совой устойчи-вости |
Рента-бельности и деловой активности |
Ры-ночной актив-ности |
Рискован-ности | |
Возникновение |
+ |
+ |
+ | ||
Становление |
+ |
+ |
|||
Развитие |
+ |
+ |
|||
Стагнация |
+ |
+ |
+ |
+ | |
На разных этапах жизненного цикла руководство организации должно ставить перед собой конкретные цели и определять задачи для их достижения. Примером контроля исполнения задач на разных этапах жизненного цикла для достижения целей может служить следующая таблица.
Таблица 5
Цели и потребности организации на разных стадиях жизненного цикла
Цель |
Задача |
Основные потребности для каждого периода жизненного цикла предприятия | ||
становление |
развитие |
стагнация | ||
Продажа новых продуктов; и/или освоение новых рынков |
Исследования и разработки |
х |
х |
х |
Новые помещения |
х |
х |
||
Новое оборудование |
х |
х |
||
Замена оборудования |
х |
х |
||
Дополнительный капитал |
х |
х |
||
Дополнительные дебиторы |
х |
х |
х | |
Инвестиции в нематериальные активы |
х |
х |
х | |
Международная коммерческая деятельность |
Дополнительный капитал |
х |
||
Дополнительные дебиторы |
х |
х | ||
Уменьшение кредитного риска |
х |
|||
Управление валютным риском |
х |
х | ||
Уменьшение финансового риска |
Управление валютным риском |
х | ||
Управление риском процентных ставок |
х | |||
Увеличение финансовой эффективности |
Управление книгой продаж |
х |
х |
х |
Управление балансом наличности |
х | |||
Смена владельца предприятия |
План перехода прав собственности |
х | ||
Привлечение внешних инвесторов |
х |
х |
х | |
Уменьшение других рисков |
Консультации в области законодательства |
х |
х |
х |
Консультации по вопросам налогообложения |
х |
х |
х | |
Консультации по бухучету |
х |
х |
х | |
Страхование |
х |
х |
х |
Верная оценка руководством организации каждой стадии жизненного цикла обеспечивает эффективную и устойчивую ее деятельность.
Сложившиеся традиции в современном бизнесе позволяют выявить типичные отличительные черты управления в западных и восточных организациях, которые также необходимо учитывать, так как модели жизненных циклов к нам пришли с запада и слепо следовать им при управлении организацией без учёта специфики нации нецелесообразно. [11]
Рассмотренные теоретические положения позволяют формировать базовые основы для выработки управленческих решений на практике. Анализ жизненного цикла учитывается при стратегическом планировании деятельности организации, изменении структуры, а также самой системы управления.
При проведении эмпирических исследований, преследующих в частности цели количественного анализа, вопрос выделения сравнительно небольшого количества стадий и определения критериев отнесения предприятий к различным этапам жизненного цикла встает особенно остро.[4]
Д. Миллер и П. Фризен разработали систему критериев, по которым можно определить (по их мнению) стадию жизненного цикла исследуемой организации (Таблица 7).[12]
Таблица 7
Критерии определения стадии жизненного цикла организации по Д. Миллеру и П. Фризену
№ п/п |
Стадия жизненного цикла |
Критерии |
Рождение |
Возраст фирмы младше 10 лет, имеет неформальную структуру, во главе управления – менеджер-собственник | |
Развитие |
Уровень продаж возрастает более чем на 15%, функционально организованная структура, политика формализована | |
Зрелость |
Уровень продаж растет, но прирост составляет менее 15%, более бюрократическая организация | |
Расцвет |
Уровень продаж снова возрастает более чем на 15%, используются сложные системы контроля и планирования | |
Спад |
Ограничение выпуска продукции, прибыль падает |
Следует отметить, что существенным недостатком приведенных критериев является неучтенность отраслевой специфики. Так, в отдельных отраслях рост продаж на 5–10% может считаться прорывом, для других отраслей рост на 20% может фактически являться стагнацией. Более информативным в этом контексте представляется критерий доли рынка, ее динамики.
В таблице 8 приведены основные критерии и признаки перехода компании с одной стадии жизненного цикла на следующий этап в соответствии с моделью И. Адизеса
Таблица 8
Критерии (признаки) смены этапов жизненного цикла компании в модели И. Адизеса
№ п/п |
Стадия жизненного цикла |
Критерии/признак перехода на следующую стадию жизненного цикла |
Рождение |
Появление риска, финансовых обязательств | |
Детство |
Повышение финансовой устойчивости, рост продаж | |
Стадия бурного роста |
Децентрализация принятия решений, появление наемных менеджеров | |
Юность |
Достижение баланса в распределение полномочий и ответственности между владельцами и наемными менеджерами | |
Расцвет |
Снижение предпринимательской активности. Меньшая ориентация на долгосрочные цели и инновации | |
Стабильность |
Устойчивое следование пути умеренного развития и уклонения от риска, заложенному на этапе стабильности | |
Аристократичность |
Появление внутренних конфликтов, связанных со сделанными ранее просчётами в управлении | |
Стадия ранней бюрократичности |
Появление чётко регламентированных правил и процедур | |
Бюрократичность |
Снижение стабильности, устойчивое превышение доходов расходами, и как следствие, смерть |
Выбор критериев при определении стадии жизненного цикла организации является немаловажным для фиксации этапа развития организации, но также и для оценки финансово-экономических решений.
По утверждению И. В. Ивашковской и Д. О. Янгеля практически во всех случаях остается открытым вопрос о том, какой критерий наиболее точно отражает конкретное состояние компании: становления, роста, стабильности или спада бизнеса. Необходимо определиться с выбором того критерия, динамика изменений которого позволяла бы давать более корректную оценку самому процессу развития компании. [14]
Для оценки развития организации И. В. Ивашковская и Д. О. Янгель рекомендуют в зависимости от специфики бизнеса использовать такие показатели: прирост доли рынка, в том числе – по сегментам; темп роста продаж; прирост эффективности; показатели текущей стоимости бизнеса, структуры капитала, ликвидности, инвестиционного риска. Авторами предложен также агрегированный критерий оценки развития бизнеса, объединяющий ключевые факторы и соответствующие им динамически изменяющиеся значения весов в зависимости от стадий жизненного цикла организации. В состав ключевых факторов, в частности, включены: занимаемая доля рынка, объем реализации, поток свободных денежных средств, значения операционной, чистой и экономической прибыли, процентные доли инвестиционных вложений и дивидендных выплат от суммы чистой прибыли (коэффициенты инвестиций и дивидендных выплат). Вес каждого фактора определяет его значимость и степень влияния на показатель роста бизнеса на конкретной стадии жизненного цикла компании. Сумма произведений удельных весов и фактических значений ключевых факторов характеризует интегральное значение критерия роста, отнесенное к определенному периоду, соответствующему стадии жизненного цикла.
Систематический мониторинг показателей выручки и затрат позволяет наблюдать траекторию перемещения организации по кривой жизненного цикла, что важно для принятия не только краткосрочных, но и перспективных мер по предупреждению несостоятельности.
К приоритетным объектам управления, определяющим финансово-экономические решения на стадии становления практически все авторы относят маркетинговые исследования, инвестиционные процессы, обусловленные вложениями во внеоборотные активы, формирование денежных потоков, налаживание отношений с поставщиками и кредиторами. Вместе с тем справедливо указывается на необходимость освоения производства продукции, управления оборотным капиталом, оптимизации производственных издержек, завоевания и удержания доли рынка. При этом ресурсы следует направлять на надежные и перспективные товары (виды деятельности).
На стадии бурного роста требуется улучшать занимаемые позиции, увеличивать доли на рынке, объемы продаж, инвестиции в развитие и поддержание бизнеса, диверсифицировать продуктовый портфель, направлять усилия на развитие инноваций. Этим обусловливается внимание к организации процессов логистики, производства и продажи, инвестиционной деятельности, к управлению затратами и оборотным капиталом, повышению качества продуктов труда.
На этапе замедления роста, как утверждают И. В. Ивашковская и Д.О. Янгель, объекты и решения дифференцированы по направлениям: инвестиции в оборотный капитал для расширения масштаба деятельности; увеличение долгосрочных капитальных вложений для ускорения развития; финансирование роста эффективности в целях удержания конкурентоспособности. Вместе с тем требуется совершенствовать процессы снабжения, производства, сбыта, минимизировать производственные затраты и себестоимость продукции, развивать отношения с поставщиками и покупателями. Первостепенное значение приобретает политика управления оборотным капиталом, расходами, финансовыми результатами. М.В. Куранов указывает на необходимость пересмотра маркетинговой стратегии и заемной политики организации. [3]