Использование финансовых ресурсов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы – на основе теоретического и практического материала раскрыть сущность формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии, а также оценить формирование и распределение прибыли от основной деятельности, амортизационных отчислений, эффективность управления финансами в ОАО «Молоко».
Основными задачами данной работы являются:
1. Определение роли финансовых ресурсов в обеспечении функционирования предприятия;
2. Рассмотрение основных источников формирования финансовых ресурсов организации;
3. Анализ основных направлений и эффективности использования финансовых ресурсов;

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Роль финансовых ресурсов в обеспечении функционирования
предприятия……………………………………………………………. 6
Глава 2. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия
( на примере ОАО «Молоко»)……………………………………….. 19
2.1. Прибыль предприятия от основной деятельности……………... 19
2.2. Амортизационные отчисления…………………………………... 29
Глава 3. Использование финансовых ресурсов на предприятии
(на примере ОАО «Молоко»)………………………………………... 41
3.1. Основные направления использования финансовых ресурсов
предприятия……………………………………………………… 41
3.2. Анализ эффективности использования финансовых ресурсов
предприятия ………………………………...………………….... 55
Заключение…………………………………………………………………….. 71
Список литературы……………………………………………………………. 77

Вложенные файлы: 1 файл

МОЙ ДИПЛОМ.doc

— 687.50 Кб (Скачать файл)

                                    

                                              Анализ рентабельности

       В  условиях рыночных отношений  велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой

 

причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

  1. Рентабельность продукции, продаж (показатели оценки эффективности управления);
  2. Рентабельность производственных фондов;
  3. Рентабельность вложений в предприятия (прибыльность хозяйственной деятельности).

 

  1. Рентабельность продукции.

           Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

 

Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:

  1. Рентабельность всей реализованной продукции, представляющую собой отношение прибыли от реализации продукции на выручку от её реализации ( без НДС);
  2. Общая рентабельность, равная отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (без НДС);
  3. Рентабельность продаж по чистой пробыли, определяемая как отношение чистой прибыли к выручке от реализации (без НДС);
  4. Рентабельность отдельных видов продукции. Отношение прибыли от реализации данного вида продукта к его продажной цене.

Расчёт данных показателей по ОАО «Молоко» представлен в таблице 14.

На основе расчётов можно  сделать следующие выводы:

Показатель общей рентабельности за отчетный период незначительно снизился с 1,55 в 2002 до 1,13 в 2003 году, то есть уменьшился всего  на 0,42 процента. Это говорит о том, что в 2003 году каждый рубль реализации приносил в среднем немного больше 1 копейки балансовой прибыли. Надо отметить снижение данного показателя по сравнению с 2001 годом, когда он составлял 2,33% и упал за 2002 год до 1,55 (т.е. на 0,78%).

Показатель рентабельности продаж по чистой прибыли также снизился в 2003 году с 1,18 на начало года до 0,8 на конец  отчетного периода. Это говорит  о том, что спрос на продукцию  несколько снизился, что зависит  от сезонного характера продаж молочной продукции. Таким образом, в 2003 году на 1 руб. реализованной продукции  предприятие имело лишь 0,8 копеек чистой прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                      Таблица 14.

Показатели  рентабельности  продукции ОАО  “ Молоко ”. 

 

 

Показатели

 

Расчет

 

2001

 

2002

 

2003

 

Отклонения   + /-

2002 от 2001

2003 от 2002

1.Выручка от  реализации товаров, работ, услуг (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей).

стр.010

74 594 440

26 398 000

27 698 050

-48 196 440

1 300 050

2. Прибыль от  реализации.

стр.050

1 622 552

412 000

316 054

-1 210 552

-95 964

3.Балансовая  прибыль.

стр.140

1 737 320

410 000

314 123

-1 327 320

-95 877

4. Чистая прибыль.

с.140-150

1 142 091

312 000

238 734

-830 091

-73 266

Расчетные показатели (%)

1. Рентабельность всей реализованной продукции.

стр.050 стр.010

2,17

1,56

0,86

-0,61

-0,70

2. Общая рентабельность.

стр.140  стр.010

2,33

1,55

1,13

-0,78

-0,42

3. Рентабельность продаж по чистой прибыли.

с.140-150       стр.010

1,53

1,18

0,8

-0,35

-0,38


 Источник: рассчитано по Ф1 иФ2 финансовой отчетности ОАО «Молоко».

 

 Из данных таблицы  видно,  что рентабельность всей  реализованной продукции снизилась  за отчетный период на 0,7 пункта и составила к концу 2003 года 0,86%.  Это значит, что в конце отчетного периода каждый рубль реализации стал приносить на 0,42 копейки меньше прибыли от реализации.

Как видно из выше сказанного, все показатели рентабельности продукции очень низкие.

    1. Рентабельность вложений предприятия.

Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.

Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:

  1. Общая рентабельность вложений, показывающая какая часть балансовой прибыли приходится на 1руб. имущества предприятия, то есть насколько эффективно оно используется.
  2. Рентабельность вложений по чистой прибыли;
  3. Рентабельность собственных средств, позволяющий установить зависимость между величиной инвестируемых собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования.
  4. Рентабельность долгосрочных финансовых вложений, показывающая эффективность вложений предприятия в деятельность других организаций.
  5. Рентабельность перманентного капитала. Показывает эффективность использования капитала, вложенного в деятельность данного предприятия на длительный срок.

Необходимая информация для расчёта представлена в таблице 15.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 15.

    Показатели для расчёта рентабельности вложений.

Показатели

Код стр.

2001

2002

2003

1 .Прибыль балансовая

140(Ф№2)

1 737 320

410 000

314 123

2. Прибыль чистая

140-150 (Ф №2)

1 142 091

312 000

238 734

3. Среднегодовая стоимость имущества

300(Ф №1)

4 847 436

9 200 000

6 437 000

4. Собственные средства

490(Ф №1)

3 544 562

5 521 000

3 638 000

5. Доходы от участия  в других организациях

080(Ф №2)

-

-

-

6.Долгосрочные финансовые вложения

140(Ф №1)

-

-

-

7 .Долгосрочные заёмные средства

590(Ф №1)

-

-

-


Источник: рассчитано по Ф1 иФ2 финансовой отчетности ОАО «Молоко».

 

На основе данных таблицы  можно сделать вывод о том, что в 2002г. балансовая и чистая прибыль,  упали по сравнению с 2001г., а среднегодовая стоимостью имущества и собственные средства, напротив, увеличились . В 2003 году все названные показатели снизились.

На основе данных показателей  рассчитываются показатели рентабельности  вложений, которые представлены в таблице 16.

 

 

 

Таблица 16.

Показатели  рентабельности вложения. (%)                               

Показатели

Расчёт

( код стр.)

2001г.

2002г.

2003г.

Отклонение 2003 от 2002

+/-

1. Общая рентабельность вложений

140(Ф№2)/ 300

35,8

4,45

4,87

+0,42

2.Рентабельность вложений по чистой прибыли

140-150(Ф№2)

300

23,6

3, 39

3,71

+0,32

3.Рентабельность собственных средств

140-150(Ф№2)

490

32,2

5,65

6,56

+0,91

4.Рентабельность долгосрочных финансовых вложений

080(Ф№2)

140(Ф№1)

-

-

-

-

5.Рентабельность перманентного капитала

140-150(Ф№2)

490+590

32,2

5,65

6,56

+0,91


Источник: рассчитано по Ф1 иФ2 финансовой отчетности ОАО «Молоко».

 

Общая рентабельность вложений в 2002г упала с 35,8% в 2001г. до 4,45%, а в 2003 году незначительно возросла до 4,87%. То есть на 1руб. стоимости имущества предприятия в отчётном году приходилось 4,87 коп. балансовой прибыли. Значение данного показателя достаточно невелико для такого  предприятия, что свидетельствует о недостаточно эффективном использовании активов предприятия в 2002г-2003г.

     Рентабельность  собственных средств также невысока  и в течении 2002 года упала с 32,2% до 5,65%, то есть в 6 раз; и в 2003 году увеличилась лишь на 0,91%. Динамика этого показателя за последние годы позволяют сделать вывод о том, что инвестиции собственных средств в производство дали недостаточно хороший результат. Рентабельность перманентного капитала и его динамика аналогичны рентабельности собственных средств, в виду отсутствия долгосрочных заёмных средств.

В целом можно отметить, что все показатели рентабельности вложений предприятия находятся на низком уровне, что говорит о недостаточно эффективном вложении средств ОАО «Молоко».

В данной ситуации предприятию  следует увеличивать все показатели рентабельности. Добиться этого  можно  либо сдерживая рост активов, либо увеличивая массу прибыли, путем снижения себестоимости продукции; либо стремится ускорить оборачиваемость оборотных средств, что также даст увеличение массы прибыли.

Для более полного  анализа использования финансовых ресурсов ОАО «Молоко» рассчитаем коэффициенты деловой активности предприятия за 2003 год.

Коэффициенты деловой активности

1) Коэффициент  общей оборачиваемости капитала

Коб.к. = N/B, где N-выручка от реализации продукции

                         B- средний за период итог баланса

Коб.к н.г. =26398000/78185000=0,34

Коб.к к.г.=27698050/78185000=0,36

Δ Коб.к =0,36-0,34=+0,02

 Из расчетов видно,  что произошло увеличение оборота  средств предприятия  на 0,02 раз  за год. 

2) Коэффициент  оборачиваемости мобильных средств 

Ко.м. = N/(Z+R) где Z – средняя за период величина запасов по балансу

R - средняя за период величина денежных средств, расчетов и прочих активов.

Ко.м. н.г.= 26398000 /(2544000+1360000)=6,76

Ко.м. к.г. =27698050/( 2544000+1360000)=7,095

Δ Ко.м. =7,095-6,76=0,335

Расчеты показывают, что  скорость оборота всех мобильных  средств предприятия увеличилась за год незначительно, всего на 0,335.

3) Коэффициент  оборачиваемости материальных оборотных  активов

Коб.а = N/Z

Коб.а н.г. =26398000/2544000=10,38

Коб.а к.г. =27698050/2544000=10,89

Δ Коб.а =10,89-10,38=0,51

Число оборотов запасов  предприятия за год увеличился на 0,51 оборота.

4) Коэффициент  оборачиваемости готовой продукции

Коб.прод = N/Zr

где Zr- средняя за период величина готовой продукции.

Коб.прод н.г. =26398000/118000= 223,71

Коб.прод к.г. =27698050/118000=234,73

Δ Коб.прод =234,73-223,71=11,02

Рост коэффициента говорит  об увеличении спроса на готовую продукцию  предприятия.

5) Коэффициент  оборачиваемости дебиторской задолженности

Коб.ДЗ =N/r

Где r -  средняя за период дебиторская задолженность

Информация о работе Использование финансовых ресурсов на предприятии