Курс лекций по "Финансовый менеджемент"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 14:01, курс лекций

Краткое описание

Финансовый менеджмент представляет собой важную часть менеджмента, или форму управления процессами финансирования предпринимательской деятельности.
Финансовый менеджмент, или управление финансами предприятия, означает управление денежными средствами, финансовыми ресурсами в процессе их формирования, распределения и использования с целью получения оптимального конечного результата.

Вложенные файлы: 1 файл

Лекции по финансовому менеджменту.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

      Второй подход обусловлен деятельностью школы «статистического финансового анализа».(60е года) Основная идея в том, что аналитические коэффициенты, рассчитанные по данным бухгалтерской отчетности, полезны лишь в том случае, если существуют критерии, с пороговыми значениями которых эти коэффициенты можно сравнивать.

      Третий подход ассоциируется с деятельностью школы «мультивариантных аналитиков» (70е года). Представители этой школы исходят из идеи построения концептуальных основ, базирующихся на существование несомненной связи частных коэффициентов, характеризующих финансовое состояние и эффективность текущей деятельности.

      Четвертый подход связан с появлением «школы аналитиков, занятых прогнозированием банкротства компаний».(30е года) Представители этой школы делают в анализе упор на финансовую устойчивость компании, предпочитая перспективный анализ ретроспективному.

      Пятый подход представляет собой самое новое направление (развивается с60хгодов) – школа «участников фондового рынка». Ценность отчетности состоит в возможности ее использования для прогнозирования уровня эффективности инвестирования в ценные бумаги. Ключевое отличие этого направления  состоит в его излишней теоритеризованности , не случайно оно развивается главным образом учеными и пока не получило признания в практике.  
 
 
 
 
 

Тема: Финансовая деятельность и финансовый механизм предприятия. 

  1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.
  2. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма.
  3. Сферы финансового менеджмента.
 
 
  1. Понятие финансовой деятельности и финансового механизма предприятия.
 

      Финансовая деятельность предприятия связана с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов, финансовыми и денежными отношениями, возникающими во внутренней и внешней среде предприятия. Финансовая деятельность включает следующие виды:

  1. отношения, связанные с формированием уставного капитала и его распределением между собственниками;
  2. отношения, связанные с авансированием уставного капитала во внеоборотные и оборотные активы;
  3. деятельность, связанная с формированием валовых доходов предприятия и их распределением в целях покрытия воспроизводственных затрат, то есть обеспечением финансовыми ресурсами воспроизводственного процесса;
  4. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед бюджетной системой;
  5. деятельность, связанная с выполнением обязательств перед собственниками предприятия по выплате им доходов;
  6. деятельность, связанная с реинвестированием прибыли в целях приращения активов;
  7. деятельность, связанная с формированием различных резервово предприятия;
  8. отношения, связанные с формированием фондов стимулирования и социальной защиты работников;
  9. деятельность, связанная с размещением свободных финансовых ресурсов предприятия и привлечением дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке;
  10. деятельность, связанная с перераспределением финансовых ресурсов внутриотраслевого или межотраслевого характера в случае вхождения предприятия в различные ассоциации, концерны, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы;
  11. деятельность, связанная с получением субсидий и субвенций из бюджетов разных уровней.
 

      Финансовый механизм предприятия представляет собой совокупность финансовых методов, рычагов, инструментов, а также правового, нормативного и информационного обеспечения, возникающих во внутренней и внешней среде предприятия.

      Финансовая деятельность предприятия реализуется посредством финансового механизма. 
 

  1. Внешняя правовая и налоговая среда. Информационное обеспечение финансового механизма.
 

      Правовая среда:

    • основные законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность: ГК, законы «Об акционерных обществах», «О кооперативах», «О банках и банковской деятельности»;
    • законодательные акты, связанные с налоговым регулированием;
    • законодательные акты по охране окружающей среды, безопасности жизнедеятельности и охране труда;
    • законодательные акты, касающиеся социального страхования и обеспечения;
    • законодательные акты, связанные с внешнеэкономической деятельностью предприятий;
    • законодательные акты, регулирующие безналичные и наличные расчеты предприятия.
 

      Налоговая среда: виды основных налогов, уплачиваемых предприятием.

      Информационная среда включает:

  1. информация внешнего характера:
    • информация, формируемая на финансовых рынках;
    • информация налогового характера;
    • информация о стоимости ресурсов на различных рынках;
    • информация о конкурентах;
    • информационное обеспечение о внешнеэкономической деятельности предприятия
  1. информация внутреннего характера:
    • финансовая отчетность;
    • статистическая отчетность;
    • внутренняя отчетность;
    • данные первичного бухгалтерского учета.
 
  1. Сферы финансового менеджмента.
 

Сферы финансового менеджмента:

  1. Финансовый анализ и планирование, а также финансовое прогнозирование:
    • оценка и анализ активов и источников их формирования;
    • оценка величины и состава ресурсов, необходимых для поддержания экономического потенциала компании и расширения ее деятельности;
    • оценка источников дополнительного финансирования;
    • формирование системы контроля за составлением и эффективным использованием финансовых ресурсов.
  1. Обеспечение предприятия финансовыми ресурсами:
    • оценка объема требуемых финансовых ресурсов;
    • выбор форм их получения;
    • оценка степени доступности и времени получения этих ресурсов;
    • оценка стоимости обладания данным видом ресурсов (%, дисконт и др.);
    • оценка риска, ассоциируемого с данным источником финансирования.
  1. Распределение и использование финансовых ресурсов:
    • анализ и оценка долгосрочных и краткосрочных решений инвестиционного характера;
    • оптимальность времени трансформирования финансовых ресурсов в другие виды ресурсов (материальные, трудовые, денежные);
    • целесообразность и эффективность вложений в ОФ, НМА и формирование их рациональной структуры;
    • оптимальное использование оборотных средств;
    • обеспечение эффективности финансовых вложений.
 
 
 
 
 

      Тема: Методологические основы принятия финансовых решений

  1. Понятие левериджа и его виды.
  2. Финансовый леверидж и концепции его расчета.
  3. Операционный леверидж и его эффект.
  4. Оценка совокупного риска, связанного с предприятием.
  5. Стоимость капитала и расчет средневзвешенной стоимости капитала.
 
 
  1. Понятие левериджа и его виды.
 

   Леверидж в приложении к финансовой сфере трактуется как определенный фактор, небольшое изменение которого может привести существенному изменению результирующих показателей.

      В финансовом менеджменте различают следующие виды левериджа:

    • финансовый
    • производственный (операционный)
    • производственно-финансовый

   Всякое предприятие является источником риска. При этом риск возникает на основе факторов производственного и финансового характера. Эти факторы формируют расходы предприятия. Расходы производственного и финансового характера не являются взаимозаменяемыми, однако, величиной и структурой затрат производственного и финансового характера можно управлять. Это управление происходит в условиях свободы выбора источников финансирования  и источников формирования затрат производственного характера. В результате использования  различных источников финансирования  складывается определенное соотношение между собственными и заемным капиталом, а, так как заемный капитал является платным, и по нему образуются финансовые издержки, возникает необходимость измерения влияния этих издержек на конечный результат деятельности предприятия. Поэтому финансовый леверидж характеризует влияние структуры капитала на величину прибыли предприятия, а разные способы включения кредитных издержек в себестоимость оказывают влияние на уровень чистой прибыли и чистую рентабельность собственного капитала.

   Итак, финансовый леверидж характеризует взаимосвязь между изменением чистой прибыли и изменением прибыли до выплаты % и налогов.

   Производственный леверидж зависит от структуры издержек производства и, в частности, от соотношения условно-постоянных и условно-переменных затрат в структуре себестоимости. Поэтому производственный леверидж характеризует взаимосвязь структуры себестоимости, объема выпуска и продаж и прибыли. Производственный леверидж показывает изменение прибыли в зависимости от изменения объемов продаж.

   Производственно-финансовый леверидж оценивает совокупное влияние производственного и финансового левериджа. Здесь происходит мультипликация рисков предприятия. 
 

  1. Финансовый леверидж и концепции его расчета.
 

   В финансовом менеджменте существуют две концепции расчета и определения эффекта финансового левериджа. Эти концепции возникли в разных школах финансового менеджмента. 

  1. Западноевропейская концепция:
 

Эффект финансового левериджа трактуют как приращение к рентабельности собственного капитала, получаемое благодаря использованию заемного капитала. Рассмотрим следующий пример:

Показатели Предприятие 1 Предприятие 2 Предприятие 3
  1. Активы, тыс. руб.
  2. Пассивы, тыс. руб., в т ч.
    • СК
    • ЗК
  1. Прибыль до выплаты % и налогов
  2. Экономическая рентабельность активов ЭРА= (БП+%)/Аср.*100
  3. Издержки по выплате % (25%)
  4. Чистая прибыль, тыс. руб.
    ЧП=(БП-S%)*(1-н)
  1. Чистая рентабельность СК

    ЧРСК=ЧП/СКср*100

1000

1000

1000

- 

400 
 

40% 

- 

400(1-0,3)=280 

280/1000*100==28%

1000

1000

700

300 

400 
 

40% 

75 

(400-75)*(1-0,3)=227,5

227,5/700*100==32,5%

1000

1000

300

700 

400 
 

40% 

175 

(400-175)*(1-0,3)=157,5

157,5/300*100==52,5%


      Вывод: предприятие 2 и 3 используют СК более эффективно; об этом свидетельствует показатель ЧРСК, а ЗК используют с большей отдачей, чем цена его привлечения. Такую стратегию привлечения ЗК называют стратегией спекуляции капитала.

      Показатель прибыли до выплаты % и налогов является базовым показателем финансового менеджмента, который характеризует создаваемый предприятием доход на привлеченный капитал. Иначе он называется нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ).

      НРЭИ=БП-S%

      Рассмотрим влияние финансового левериджа на ЧРСК для предприятия, использующего как ЗК, так и СК, и выведем формулу, отражающую влияние финансового левериджа на ЭРА.

            (НРЭИ - S%)*(1-н)

      ЧРСК = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ

                        СКср 

ЭРА = НРЭИ/(СК+ЗК),

НРЭИ = ЭРА*(СКср+ЗКср),

              ЭРА*(СКср+ЗКср)-Sкр.                  ЭРА*СКср+ЭРА*ЗКср- i *ЗК

ЧРСК = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ    х (1-н) = ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ х (1-н) =  

                          СКср                                                                                                 СКср 

= ( ЭРА*1+ЭРА*(ЗКср/СКср)-i(ЗКср/СКср)) (1-н) = ЭРА*(1-н) + (ЗКср/СКср) * *(ЭРА-i)*(1-н)

      Итак, эффект финансового левериджа по 1 концепции расчета определяется:

Информация о работе Курс лекций по "Финансовый менеджемент"