Лизинговые операции в финансовом менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 13:11, курсовая работа

Краткое описание

Существенное преимущество лизинга по сравнению с другими формами инвестирования состоит в том, что предпринимателю предоставляются не денежные ресурсы, а непосредственно средства производства, имеющие технико-экономические характеристики, определенные предпринимателем. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка, обусловлена прежде всего неблагоприятным состоянием парка оборудования: значителен удельный вес морально устаревшего оборудования, низка эффективность его использования, нет обеспеченности запасными частями и т. д. Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет все элементы внешнеторговых, кредитных и инвестиционных операций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… 3-4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИЗИНГА…………………………...... 5-25
1.1. История возникновения и развития лизинга в России и мире 5-10
1.2. Понятие лизинга……………………………………….………… 11-13
1.3. Виды лизинга…………………………………………………….. 14-25
2. ЛИЗИНГОВЫЕ ОПЕРАЦИИ В ФИНАНСОВОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 26-33
2.1. Особенности развития лизинговых операций в России……….. 26-33
3. Практическая часть…………………………………………………...…. 34-37
3.1. Анализ финансовых результатов предприятия………………… 34-37
3.2. Прогноз финансовых результатов предприятия……………...… 38-47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..… 48-49
Список используемой литературы………………………………………... 50-51

Вложенные файлы: 1 файл

мой.doc

— 406.50 Кб (Скачать файл)

То, что лизинговые фирмы  создаются в России либо при государственной поддержке (как в случае с «Росагроснабом»), либо при поддержке крупного банковского капитала, вполне понятно. Предмет лизинга - производственное оборудование - дорог, а значит, лизинговым компаниям необходим источник более или менее дешевых финансовых ресурсов. Иногда дуэт «банк - лизинговая компания» превращается в трио за счет присоединения к нему страховой фирмы. Специалисты иногда советуют включать в «лизинговый холдинг» еще и какое-нибудь малое предприятие (для ускорения амортизации оборудования), и какое-нибудь предприятие, пользующееся налоговыми льготами (как говорится, для оптимизации финансовых потоков).8

На российском лизинговом рынке присутствуют следующие группы лизингодателей:

- коммерческие лизинговые  компании - дочерние компании крупных  банков: РГ-Лизинг (Сбербанк), Лизинг-бизнес (Мосбизнесбанк);

- коммерческие лизинговые  компании, созданные по отраслевому  или производственному признаку (Аэролизинг, Лукойл-лизинг);

- полукоммерческие лизинговые  компании, созданные при участии  государственных или муниципальных органов (Агропромлизинг, Московская лизинговая компания, Ликострой), финансируемые за счет соответствующих бюджетов;

- лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, и прочие лизинговые компании, не имеющие связи ни с банковскими, ни с промышленными, ни с государственными ресурсами (Крейт-лизинг, Петролизинг);

- иностранные фирмы  - поставщики оборудования, автотранспортных  средств и технологий (IVECO, Scania, DAF).

Лизинговые компании, созданные банками, ориентируются  на оказание стандартных лизинговых услуг широкому кругу клиентов, что не исключает, с другой стороны, преимущественного обслуживания клиентов «собственного» банка. Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается напрямую в банк за получением кредита на приобретение основных средств. Естественно, что компании, входящие в структуру крупных банков, и сами являются наиболее крупными на рынке, имеющими большой портфель заказов, схожие с западными, а значит, наиболее современные методы работы, квалифицированный персонал.9

Лизинговые компании, созданные государственными и муниципальными структурами, жестко ориентированы  па осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями, а они обычно используют льготное бюджетное финансирование, являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями, однако доступность их услуг сильно ограничена. Часто перед такими компаниями вопрос эффективности или хотя бы надежности реализуемых лизинговых проектов стоит не так остро, как для коммерческих лизинговых компаний.

Отраслевые лизинговые компании ориентируются на обслуживание предприятий определенной отрасли. Во многом «отраслевые» лизинговые компании ориентируются на господдержку.

Почти не ведут деятельности прочие лизинговые компании, дочерние предприятия различных торговых домов, фирм-производителей, а также  созданные частными лицами. Не имея доступа к достаточным финансовым ресурсам, эти компании лизинговых сделок не заключают. Ряд иностранных фирм-производителей используют лизинг в качестве инструмента сбыта своей продукции. Лизинговые сделки, заключаемые ими, обычно предусматривают участие российского банка, приемлемого для иностранной фирмы, выдающего гарантию за своего клиента конечного лизингополучателя.

Ряд лизинговых компаний наравне с собственно лизингом использует в своей деятельности механизм купли-продажи  имущества в рассрочку. Несмотря на то, что по сути определений лизинга как вида деятельности и договора лизинга как подвида договора аренды, такие операции не имеют никакого отношения к лизингу, они, тем не менее, соответствуют «упрощенному» пониманию лизинга со стороны клиентов как сделки, в которой:

- кредитор финансирует  приобретение заемщиком некоторого  имущества;

- финансирование осуществляется  не в денежной, а в натуральной  форме;

- финансируемое имущество  является обеспечением сделки  через сохранение на него права собственности кредитора;

- заемщик оплачивает  периодически платежи, возмещающие  как средства, вложенные кредитором  на начальном этапе сделки, так  и создающие доход.

Нельзя не отметить, что  ряд банков (Восток-Запад, Межпромбанк) выбрали для себя способ участия в лизинговых сделках не через дочернюю лизинговую компанию, а через механизм выдачи гарантий в пользу лизинговых компаний (обычно иностранных). Такая деятельность также не является лизингом, однако и в отношении данных субъектов рынка сложилось мнение о том, что они «занимаются лизингом».10

В России существует законодательная  база для осуществления банками  лизинговых операций. В соответствии с Федеральным законом «О лизинге», а также п. «М» статьи 5 Закона РФ «О банках и банковской деятельности»  банкам разрешено наряду с другими, проводить и лизинговые операции. При этом банк может участвовать в лизинговом процессе не как ссудодатель лизинговой компании, но и непосредственно как лизингодатель, т.е. напрямую участвовать в лизинговом процессе.

По сравнению с вновь организуемыми лизинговыми компаниями такое участие банков дает им преимущество, поскольку они уже организационно оформлены и для осуществления ими лизинговых операций необходимо лишь создание в их структуре подразделения специалистов с определенным опытом банковской работы и знающих специфику лизингового процесса. 
Учитывая обострение конкуренции банковских услуг в условиях рынка, наиболее целесообразным является проведение таких услуг коммерческими банками, поскольку это позволит наиболее эффективно расширить сферу банковского влияния.

Необходимо отметить, что в России лизинговые операции пока еще не стали традиционными  для коммерческих банков, и естественно  их масштабы несоизмеримы с имеющимися потенциальными возможностями. 
В настоящее время в условиях известной ограниченности источников бюджетного финансирования, с одной стороны, и значительной потребности российских предприятий в средствах для финансирования инвестиционных программ и проектов, с другой, на коммерческие банки возлагаются особые надежды по поддержке инвестиционных проектов. В то же время сами российские коммерческие банки, будучи универсальными и достаточно молодыми кредитными учреждениями в ряде случаев встречаются с достаточно серьезными проблемами при принятии решения об участии в той или иной форме в финансировании инвестиционных проектов.

Существенное значение при этом имеют как объективные  особенности российских банков, так  и особенности сегодняшней экономической  и политической ситуации в стране. Они состоят в следующем:

- сравнительно небольшая величина собственного капитала;

- низкий удельный вес  собственного капитала в активах;

- преобладание краткосрочных  пассивов, ограничивающие возможности  долгосрочных вложений;

- низкая доля депозитов  в пассивах;

- высокая доля остатков по счетам предприятий и организаций в пассивах;

- несовпадение структуры  пассивов и активов;

- острота проблемы  ликвидности активов.

Так, только у 12% российских банков капитальная база отвечает международным  стандартам, в то время, как только крупные и устойчивые банки могут выдержать длительное омертвление значительной части своих активов при производственном инвестировании.

Увеличение доли долгосрочных кредитов в определенной мере сдерживается особенностью структуры пассивов: собственные  средства банков относительно невелики, а привлекаемые имеют по преимуществу кратковременный характер.

Осложняет ситуацию и  противоречие между ставками процента и рисками предоставления ссуд. В  мировой практике долгосрочные кредиты  считаются наиболее надежными, и  соответственно ставка процента по ним ниже. В российских условиях, напротив, долгосрочные кредиты относятся к наиболее рискованным, ставка же по ним остается более низкой, прежде всего ввиду ограниченности финансовых возможностей предприятий.

Положение российской банковской системы усугубляется еще и таким характерным для нее явлением, как недостаток собственного капитала и отсутствие достаточных резервов под возросшие кредитные риски у коммерческих банков. В последнее время серьезное влияние на деятельность многих российских коммерческих банков начинают оказывать такие факторы, как:

- снижение доходности  активов банка; 

- низкое качество и  недостаточная диверсификация кредитного  портфеля;

- отсутствие межрегиональных  или национальных сетей и риск  отставания от других, быстро растущих банков;

- дефицит знаний и  опыта руководства, а также  хорошо обученных кадров.

В настоящее время  одним из основных источников привлеченных средств банков являются краткосрочные  депозиты физических или юридических  лиц, с установленным сроком погашения от 1 до 3 месяцев. В то же время в большинстве случаев банки предоставляют ссуды при условии, что сроки их погашения колеблются от 1 до 6 месяцев. При этом в соответствии с сегодняшней практикой многие ссуды пролонгируются.

 Таким образом, разрыв между структурой пассивов и структурой активов не только сохраняется, но и в целом ряде случаев имеет тенденцию к усилению.

Другой серьезной проблемой  является необходимость резервирования. В настоящее время требования обязательного резервирования ЦБ в значительной мере превосходят податные требования на западных банковских рынках. С одной стороны, необходимо признать, что более высокие ставки резервирования в России являются вынужденной мерой, отражающей начальный этап становления российской банковской системы, с другой, очевидно, что финансовые возможности российских банков в этом случае существенно ограничиваются.

Назрела потребность  снижения уровня резервов коммерческих банков в Банке России, прежде всего  для банков, осуществляющих долгосрочное кредитование вложений в основной капитал производственной сферы. 
Особенности экономической и политической ситуации в России, влияющие на инвестиционную политику, проводимую коммерческими банками:

- высокий уровень политических  рисков;

- высокий уровень доходности вложений в государственные ценные бумаги;

- неразвитость рынка  корпоративных ценных бумаг, что  не позволяет банкам рассматривать  вложения в акции и облигации  акционерных обществ как ликвидные;

- превращение кредита  (в силу неразвитости фондового  рынка) в одну из основных форм поддержки инвестиционных проектов коммерческими банками при наличии серьезных ограничений инвестиционной активности банков;

- особое значение проблемы  риска в практике инвестиционной  деятельности российских коммерческих  банков. Требование ликвидного залога под выдаваемый инвестиционный кредит становится одним из наиболее доступных путей минимизации риска банка, кредитующего инвестиционные проекты. Но при этом существуют объективные ограничения, связанные с использованием именно данного пути минимизации риска (редкое предприятие в состоянии представить залог, отвечающий требованиями банка);

- острота проблемы  надежного заемщика (многие предприятия  рассматривают финансирование предлагаемого  ими инвестиционного проекта  как один из путей выхода из кризиса, в то же время текущее финансовое положение этих предприятий столь бедственно, что предоставление им кредита под какие бы то ни было цели практически невозможно).

Сложность проблемы поиска надежного заемщика связана также  для российских банков и с достаточно неблагоприятной ситуацией, складывающейся в области конкурентоспособности российской промышленности:

- отсутствие в большинстве  случаев возможностей у предприятий  участвовать в долевом финансировании  проекта собственными средствами: весь риск банк должен принимать на себя;

- одновременно в настоящее  время в условиях начала проведения  государством политики ограничения  доходности вложений в государственные  ценные бумаги, а также относительной  стабилизации валютного курса  для российских коммерческих банков в значительной мере сокращаются возможности получения повышенного дохода от ГКО и валютных спекуляций. В этой ситуации именно обоснованный кредитный портфель, включающий и вложения в высокоэффективные инвестиционные проекты, становится одним из основных источников получения банками устойчивого дохода.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

3.1. Анализ финансовых  результатов предприятия

 

Финансовый менеджер компании оценивает сбытовую политику. Предстоит оценить систему доходов, затрат и финансовых результатов компании, сделать заключение о структуре затрат и спрогнозировать возможное изменение прибыли (таблица 1.1).

1. На основании аналитических  данных за отчетный год определить:

- прибыль от реализации;

- налогооблагаемую прибыль;

- рентабельность продаж;

- налог на прибыль,  подлежащий перечислению в бюджет;

- НДС, подлежащий перечислению  в бюджет.

2. Оценить эффект производственного  рычага, рассчитать порог рентабельности  и запас финансовой прочности  предприятия; интерпретировать полученные  результаты.

 

 

Таблица 3.1

Сведения о доходах  и затратах компании в отчетном году, тыс. руб.

Показатель

Сумма

1

2

Выручка от реализации продукции, включая НДС

159 540

Затраты предприятия:

 

расход основных материалов на производство изделий

36 537

расход лакокрасочных материалов на ремонт помещений цеха и склада

8

расход топлива на отопление помещений

5

оплата электроэнергии, потребленной на освещение помещений

7

Информация о работе Лизинговые операции в финансовом менеджменте