Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что налоговая система выступает важнейшим экономическим институтом, посредством которого обеспечивается перераспределение доходов в целях повышения благосостояния общества и государства. Для управления налоговой системой в государстве формируется налоговая политика, которая, в свою очередь, осуществляется системой налогового администрирования. В этой связи исследования налоговых отношений и механизмов управления ими посредством системы налогового администрирования являются важным резервом повышения эффективности экономики страны в целом.
Введение
1. Общая характеристика налоговой системы Китая
1.1 Особенности налогообложения в Китае
1.2 Налогообложение юридических лиц Китая
1.3 Налогообложение физических лиц в Китае
2. Характеристика налогового администрирования в Китае
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования
2.2 Органы налогового администрирования и контроля Китая
2.3 Порядок организации налогового контроля в Китае
3. Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения нерезидентов Китая
3.2 Применение международных соглашений области налогообложения
3.3 Тенденции развития налоговой системы Китая
Заключение
Список литературы
Налогоплательщики налога на прибыль в Китае не вправе создавать резервы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Исключение составляют только финансовые организации (банки, лизинговые компании), допустимая величина резерва у которых не может превышать 3% от величины выданных средств.
Предприятия-нерезиденты должны вести бухгалтерский учет в соответствии с Законом КНР «Об управлении сбором налогов», рассчитывать налогооблагаемый доход на основании законных и действительных документов и выплачивать налог на прибыль предприятий на основании реальных доходов. Расчет налога на прибыль предприятий с использованием нормы прибыли происходит только в случае отсутствия достоверных данных или подтверждающих документов, в результате чего предприятие не может подтвердить достоверность расчета доходов, расходов, себестоимости или издержек.
Перенос текущих убытков в Китае возможен только на будущие налоговые периоды в течение пяти лет.
По налогу на прибыль действующее законодательство КНР предусматривает широкий перечень налоговых льгот. Система льгот и преференций включает: освобождение отдельных доходов от обложения налогом на прибыль; пониженные ставки налога на прибыль; налоговые каникулы; специальные экономические зоны с льготным налогообложением.
Основная группа доходов, освобождаемых от налога на прибыль предприятий, – это прибыль, дивиденды и прочие инвестиционные доходы, распределяемые китайским, иностранным и некоммерческим организациям, работающим в отдельных отраслях экономики. Видами деятельности, при осуществлении которых предприятия получают налоговые преференции, являются: сельское и лесное хозяйство, рыболовство; инфраструктурные проекты, поддерживаемые государством; проекты, направленные на охрану окружающей среды; водо- и энергосбережение.
Максимальные налоговые преференции предоставляются предприятиям, занимающимся сельским хозяйством и рыболовством. Большинство видов деятельности в сфере сельского и лесного хозяйства полностью освобождено от обложения налогом на прибыль. Кроме того, от налогообложения освобождена и прибыль предприятий, осуществляющих морское рыболовство. По таким видам деятельности, как выращивание цветов, чая, специй и разведение рыбы, предприятия имеют право на 50%-ное сокращение налоговых обязательств по налогу на прибыль.
Налогоплательщики, получающие прибыль от инвестиционной деятельности, освобождаются от уплаты налога в течение первых 3 лет с начала получения прибыли. В последующие три года их прибыль облагается по ставке в 2 раза ниже стандартной. Данная льгота распространяется на организации, вкладывающие инвестиции в строительство портов, аэропортов, железных дорог, автомагистралей и в такие отрасли экономики, как городской общественный транспорт, электроэнергетика, охрана водных ресурсов.
В налогообложении доходов высокотехнологичных предприятиях и производителей интегральных микросхем Китая существуют некоторые особенности. Так, доходы предприятий сферы высоких технологий, поддерживаемых государством, облагаются по ставке 15%. Льготная ставка применяется, при условии соответствия следующим критериям:
- компания зарегистрирована в Китае и владеет объектом интеллектуальной собственности не менее 3 лет или обладает правом пользования объектом не менее 5 лет;
- величина расходов на НИОКР составляет не менее 6% при годовом объёме продаж не менее 50 млн юаней; 4% – при выручке от 50 млн до 200 млн юаней; 3% – при выручке свыше 200 млн юаней;
- объём продаж высокотехнологичных товаров (услуг) составляет не менее 60% совокупной выручки предприятия;
- не менее 30% штатного персонала с высшим образованием и 10% специалистов с техническим образованием.
Отдельные льготы предусмотрены для производителей интегральных микросхем. Льготы предоставляются предприятиям, вложившим в бизнес не менее 8 млн юаней и производящим микросхемы размером менее 0,25 мкм. Преференции таким предприятиям аналогичны тем, которые предоставляются при инвестировании в инфраструктурные проекты:
1) налоговые каникулы в течение первых 3 лет;
2) пониженная ставка налога (50% от стандартной) в течение следующих 3 лет;
3) используемое в производстве оборудование может амортизироваться в течение 3 лет, в отличие от стандартных 10 лет.
Иностранные инвестиции допускаются в большинство отраслей экономики Китая за исключением издательской деятельности, радио и телевещания, почтовых услуг, телекоммуникаций и некоторых других видов бизнеса. Иностранные инвесторы могут осуществлять с ограничением следующие виды деятельности: транспортные услуги, операции с недвижимостью, кредитную, арендную, инвестиционную и общественную деятельность. Вести деятельность на территории Китая иностранные инвесторы могут, регистрируя организации со стопроцентным иностранным капиталом, совместным капиталом и контрактные предприятия. Кроме того, в Китае можно создавать филиалы или представительства иностранных компаний.
Предприятия со стопроцентным иностранным капиталом являются самой распространённой формой осуществления иностранных инвестиций. В основном они учреждаются в форме компаний с ограниченной ответственностью.
Таким образом, плательщиками налога на прибыль признаются предприятия и иные организации, получившие доход на территории КНР. По налогу на прибыль действующее законодательство КНР предусматривает широкий перечень налоговых льгот.
1.3 Налогообложение физических лиц в Китае
Налогоплательщиками подоходного налога в Китае признаются физические лица – налоговые резиденты, а также лица, не признаваемые налоговыми резидентами. При этом налоговыми резидентами признаются лица, проживающие на территории КНР в течение полного года или более, независимо от наличия постоянного местожительства в Китае. Для них действует принцип «всемирного налогообложения». Лица, не признаваемые налоговыми резидентами, уплачивают налог в отношении доходов, полученных от источников в КНР.
К доходам, подлежащим налогообложению, относятся:
доходы от заработной платы и жалованья;
доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от производственной и коммерческой деятельности;
доходы, получаемые от подрядных и лизинговых операций; доходы от вознаграждения за оказание личных услуг;
доходы от авторских вознаграждений; доходы от роялти; доходы от процентов, дивидендов и тантьем;
доходы от сдачи имущества в аренду; доходы от передачи прав собственности;
непредвиденный доходы;
другие виды доходов, подлежащих обложению налогом. [3]
Доходы в виде заработной платы и жалованья облагаются налогом по прогрессивной ставке от 5% до 45%. Указанные доходы облагаются по принципу учёта суммы дохода за минусом единовременного вычета в размере 2 000 юаней и обложения его налогом по 9-тиступенчатой шкале ставок (таблица 4):
Таблица 4 – Ставки подоходного налога по доходам в виде заработной платы и жалованья
Ежемесячный налогооблагаемый доход |
Ставка подоходного налога |
Разовый вычет |
до 500 юаней |
5% |
0 |
от 501 до 2 000 юаней |
10% |
25 |
от 2 001 до 5 000 юаней |
15% |
125 |
от 5 001 до 20 000 юаней |
20% |
375 |
от 20 001 до 40 000 юаней |
25% |
1 375 |
от 40 001 до 60 000 юаней |
30% |
3 375 |
от 60 001 до 80 000 юаней |
35% |
6 375 |
от 80 001 до 100 000 юаней |
40% |
15 375 |
свыше 100 000 юаней |
45% |
15 375 |
Сумма подоходного налога к уплате определяется следующим образом:
(2.1)
Месячный облагаемый доход определяется как разница между валовой суммой месячного дохода и единовременным вычетом (2 000 юаней).
Некоторые категории налогоплательщиков могут воспользоваться дополнительным вычетом (3 200 юаней в мес.). Правом на дополнительный вычет могут воспользоваться:
- налогоплательщики, не имеющие постоянного места жительства в Китае, но получающие доходы от источников в Китае;
- налогоплательщики, проживающие в Китае постоянно, но получающие доходы от источников за пределами Китая.
Доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от производственной и коммерческой деятельности, облагаются налогом по прогрессивной ставке от 5% до 35%.
Сумма налога с таких доходов исчисляется путём вычета из суммы валового годового дохода суммы соответствующих расходов и потерь и применения к полученной разнице пятиступенчатой налоговой ставки.
В отношении остальных видов доходов применяется пропорциональная ставка в размере 20%. Например, подоходный налог с доходов, полученных от оказания услуг, авторского вознаграждения, роялти и лизинговых доходов будет исчисляться следующим образом:
Для того чтобы определить облагаемый доход, необходимо сумму валового дохода уменьшить на 2 000 юаней в случае, если доход не превышает 4 000 юаней, или на 20%, если доход превышает 4 000 юаней.
Доходы от предпринимательской деятельности и доходы с продукции семейных хозяйств. Налогообложение данных видов доходов происходит следующим образом:
сумма дохода в год минус соответствующая сумма затрат с дальнейшим обложением полученной разницы налогом по 5-тиступенчатой прогрессивной шкале.
Важнейшей налоговой льготой по налогу помимо установления необлагаемого минимума, является вывод из-под налогообложения отдельных видов доходов. Перечислим основные виды доходов физических лиц, освобождаемых от налогообложения:
- премии за достижения в науке, технике, образовании, культуре, общественном здравоохранении, спорте и охране природы, присуждаемые провинциальными народными правительствами, министерствами и ведомствами при Госсовете, Народно-освободительной армией Китая (подразделениями уровня армии и выше), а также иностранными и международными организациями;
- процентные доходы от сберегательных вкладов, процентные доходы с государственных облигаций Минфина и облигаций, выпущенных с одобрения Госсовета;
- специальные государственные довольствия, выплачиваемые в соответствии с едиными положениями Госсовета, а также субсидии и довольствия, выведенные из-под налогообложения Госсоветом;
- благотворительные пособия, пенсии по случаю потери кормильца, платежи в рамках материальной помощи;
- страховые выплаты пострадавшим;
- увольнительные и демобилизационные выплаты военнослужащим;
- поселенческие, увольнительные и выходные пособия госслужащим, выплачиваемые в соответствии с едиными положениями Госсовета;
- пенсионные платежи в рамках медстрахования и пенсионного страхования, накопленные и получаемые в соответствии с установленным порядком;
- доходы, полученные дипломатическими и консульскими работниками, а также другими лицами, выведенные из-под налогообложения согласно налоговому законодательству КНР;
- другие доходы, не подлежащие налогообложению.[11]
Таким образом, налогоплательщиками подоходного налога в Китае признаются физические лица – налоговые резиденты, а также лица, не признаваемые налоговыми резидентами. Важнейшей налоговой льготой по налогу помимо установления необлагаемого минимума, является вывод из-под налогообложения отдельных видов доходов.
2. Характеристика налогового администрирования в Китае
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования
Важнейшим принципом организации налоговых систем зарубежных стран выступает четкое разграничение доходов центрального бюджета и бюджетов иных уровней, которое соответствует типу государственно-политического устройства страны.
Другим важным принципом организации налоговой системы является принцип единства или единой законодательной и нормативно-правовой базы на всем экономическом пространстве государства, который означает, что:
– все налоги (сборы, пошлины) вводятся и отменяются только органами государственной власти с законодательным определением полномочий каждого уровня власти;
– единство подхода к построению налоговой системы или вопросам налогообложения, включая законодательную и нормативно-правовую базу, единую для всех налогоплательщиков на всем экономическом пространстве государства. Например, получение налоговых льгот, защиту законных принципов налогоплательщиков, действие одних и тех же законов, налоговых ставок, тарифов и т.д.
Единство законодательной и нормативно-правовой базы системы налогообложения означает, что все платежи (налоги, сборы, пошлины) устанавливаются централизованно единым законодательным актом (налоговым кодексом или законом), действующим на всей территории государства (экономическом пространстве), все налогоплательщики находятся в равных условиях:
несут равную повинность и имеют равные права, в том числе и территориальные образования, в соответствии с законом.