Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:24, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что налоговая система выступает важнейшим экономическим институтом, посредством которого обеспечивается перераспределение доходов в целях повышения благосостояния общества и государства. Для управления налоговой системой в государстве формируется налоговая политика, которая, в свою очередь, осуществляется системой налогового администрирования. В этой связи исследования налоговых отношений и механизмов управления ими посредством системы налогового администрирования являются важным резервом повышения эффективности экономики страны в целом.
Введение
1. Общая характеристика налоговой системы Китая
1.1 Особенности налогообложения в Китае
1.2 Налогообложение юридических лиц Китая
1.3 Налогообложение физических лиц в Китае
2. Характеристика налогового администрирования в Китае
2.1 Принципы создания нормативно-правовой базы в сфере налогового регулирования
2.2 Органы налогового администрирования и контроля Китая
2.3 Порядок организации налогового контроля в Китае
3. Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения нерезидентов Китая
3.2 Применение международных соглашений области налогообложения
3.3 Тенденции развития налоговой системы Китая
Заключение
Список литературы
Общие принципы организации налоговых систем находят свое выражение в общих элементах налогов, которые включают:
1. Субъект налога. В качестве этого лица выступают физические или юридические лица, которые несут ответственность за уплату налога.
2. Объект налогообложения: различные виды дохода, операции по реализации товаров, результатов работ, услуг, а также различные формы накопленного богатства или имущества.
3. Налоговая база, которой признается количественная оценка объекта обложения.
4. Налоговые ставки, которые могут быть твердыми (абсолютная сумма с объекта обложения), процентными.
Основной составляющей любой налоговой системы является нормативная правовая база, регулирующая порядок исчисления и уплаты налоговых платежей.
Выделяют следующие основные виды источников налогового п р а в а:
1. Внутренние правовые нормы (национальное налоговое законодательство);
2. Международные соглашения;
3. Судебная практика;
4. Правовой обычай;
5. Доктрина (научные концепции и теоретические интерпретации источников права, включающие рекомендации межправительственных организаций).
Таким образом, международное и национальное налоговое право формируют собой правовую основу систем прямого и косвенного налогообложения.[7]
2.2 Органы налогового администрирования и контроля Китая
Государственными органами, обладающими полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику в КНР, являются:
- Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет, которые разрабатывают, принимают и вводят в действие налоговые законы;
- Государственный совет, который разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения;
- Министерство финансов, Государственное налоговое управление, Комитет тарификации и классификации при Государственном совете и Главное таможенное управление. Эти органы разрабатывают и принимают нормативные документы в области налогообложения. Департамент налоговой политики Министерства финансов отвечает за формирование налоговой политики, а Государственное налоговое управление осуществляет налоговое администрирование.
Государственное налоговое управление КНР – ведомство центрального уровня, напрямую подчинённое Госсовету и осуществляющее полномочия государства в сфере налогообложения. [12]
Государственная Администрация Налогообложения - высший налоговый орган Китая; имеет статус министерства при Государственном Совете. Основная функция этого органа управления - контроль за государственными доходами.
Основные полномочия:
разработка налоговых законов, инструкций и разъяснений по их исполнению; выработка совместно с Министерством финансов предложений по вопросам налоговой политики и направление их на рассмотрение Государственного совета, формулирование процедур по их исполнению;
определение полномочий центральных и местных налоговых органов, выработка предложений по вопросам регулирования и контроля за макроэкономической ситуацией в стране с помощью приемов налогообложения;
формулирование правил и порядка работы налоговых органов и контроль за их исполнением; инспектирование местных налоговых органов; разработка предложений по вопросам реформирования налоговой системы, формулирование соответствующих процедур; контроль исполнения налоговых законов, инструкций, проведения налоговой политики;
организация и осуществление взимания и управления центральными (собственными) налогами, регулирующими налогами, налогом на земледелие и взносами в государственные фонды; подготовка проекта доходов бюджета,
разъяснение спорных вопросов, возникающих в ходе исполнения законов;
контроль предоставления вычетов и льгот по налогам;
профессиональная и идеологическая подготовка и обучение налогового персонала;
организация налоговой пропаганды и теоретических изысканий в области налогов; регистрация налоговых агентов; стандартизация услуг налоговых агентов и т. д.
В структуре министерства выделяют 14 функциональных департаментов, каждый из которых состоит из нескольких отделов (управлений), а именно:
Главное управление, включающее отдел высших должностных лиц, секретариат, наблюдательный совет, исследовательский отдел, отдел новостей и финансовый отдел;
Управление налоговой политики и налогового законодательства, включающее общий отдел, отдел налоговой реформы, законотворческий и апелляционный отделы;
Управление налогов с оборота, которое отвечает за НДС, налог на потребление и налог на предпринимательскую деятельность;
Управление налогов на прибыль (доходы), отвечающее за налог на прибыль предприятий и подоходный налог;
Управление местных налогов, которое отвечает за ресурсный налог, плату за пользование землями городов и районов, и т.д
Контролирующий департамент, включающий секретариат, отдел надзора и отдел рассмотрения жалоб.
Кроме того, вопросами налогообложения занимаются и некоторые негосударственные институты и средства связи, такие как Образовательный центр, Центр обслуживания, Центр информационных технологий, Центр управления налоговыми агентами, Институт научных исследований в области налогов, журналы, газеты и другая пресса, посвященные вопросам налогов, Центр подготовки налоговых работников, расположенный в Гуанчжоу, и Налоговый колледж, расположенный в Чунчане.
Налоговые организации на территориальном и местном уровнях делятся на территориальные и местные налоговые подразделения (инспекции).
Территориальные подразделения Государственной администрации налогообложения - департаменты, непосредственно подчиняющиеся руководству администрации. Они являются функциональными органами, отвечающими за сбор находящихся в их юрисдикции налогов. Они также отвечают за разработку налоговых законов, инструкций и разъяснений по их исполнению в соответствии с местными условиями. Дополнительно территориальные налоговые подразделения могут создавать бюро налоговых расследований, бюро взимания налогов, бюро налогообложения иностранных инвестиций и/или бюро налогового контроля за экспортом и импортом.
Местные налоговые инспекции находятся в совместном ведении соответствующих местных исполнительных органов и вышестоящих налоговых подразделений. При этом вышестоящие налоговые подразделения осуществляют вертикальное руководство нижестоящими, а именно: решают кадровые, организационные вопросы, определяют основные показатели сметы расходов.
Таким образом, Государственная Администрация Налогообложения - высший налоговый орган Китая; имеет статус министерства при Государственном Совете. Основная функция этого органа управления - контроль за государственными доходами.
Налоговыми органами на местах являются подразделения Государственного налогового управления и местные налоговые бюро. Они включают в себя управления и отделы уездного, городского и провинциального уровней, а также налоговые станции (филиалы). Налоговые станции (филиалы) представляют собой подразделения уездных отделов и учреждаются на базе экономического района, административного района или квартала.
налогообложение налоговая система администрирование контроль
2.3 Порядок организации налогового контроля в Китае
В настоящее время административными полномочиями в сфере налогообложения и взимания пошлин обладают финансовое, налоговое и таможенное ведомств
Основные направления деятельности налоговых органов Китая — это контроль правомерного использования налоговых льгот и соглашений об избежании двойного налогообложения, а также осуществления торговых операций с офшорными компаниями. Налоговые органы КНР вправе корректировать налоговые обязательства организаций в случае, если совершенные сделки не имеют разумной коммерческой цели (направлены на уклонение от уплаты налогов).
Государственными органами, обладающими полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику в КНР, являются:
- Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет, которые разрабатывают, принимают и вводят в действие налоговые законы;
- Государственный совет, который разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения;
- Министерство финансов, Государственное налоговое управление, Комитет тарификации и классификации при Государственном совете и Главное таможенное управление. Эти органы разрабатывают и принимают нормативные документы в области налогообложения. Департамент налоговой политики Министерства финансов отвечает за формирование налоговой политики, а Государственное налоговое управление осуществляет налоговое администрирование.
Государственное налоговое управление КНР – ведомство центрального уровня, напрямую подчинённое Госсовету и осуществляющее полномочия государства в сфере налогообложения. В компетенцию управления входит:
- разработка проектов налоговых законов, выработка предложений по вопросам налоговой политики, разработка мер и порядка реализации налоговой политики;
- разделение налоговых полномочий;
- надзор в сфере налогового управления и сбора налогов;
- осуществление реформы налоговой системы;
- разработка налоговых процедур;
- мониторинг соблюдения налогового законодательства и налоговой политики;
- организация управления и сбора центральных, совместных налогов и др.
Налоговыми органами на местах являются подразделения Государственного налогового управления и местные налоговые бюро. Они включают в себя управления и отделы уездного, городского и провинциального уровней, а также налоговые станции (филиалы). Налоговые станции (филиалы) представляют собой подразделения уездных отделов и учреждаются на базе экономического района, административного района или квартала.
Подразделения Государственного налогового управления осуществляют управление налогообложением и собственно сбор следующих налогов: налог на добавленную стоимость; потребительский налог; предпринимательский налог, налог на прибыль и налог на поддержку городского строительства, консолидировано уплачиваемые железной дорогой, головными офисами определенных банковских учреждений и страховых компаний; дополнительный 3%-ный предпринимательский налог, уплачиваемый финансовыми и страховыми компаниями; налог на прибыль предприятий центрального подчинения; налог на прибыль предприятий совместного хозяйствования и акционерных предприятий, капитал которых сформирован за счет вкладов предприятий и учреждений центрального и местного подчинения; налог на прибыль местных банковских и небанковских финансовых учреждений; налог на прибыль предприятий нефтедобычи в районе континентального шельфа; налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий; налог с оборота ценных бумаг (до введения данного налога взимается гербовый сбор со сделок с ценными бумагами); штрафы за просрочку уплаты налога, недоимка и штрафы по центральным налогам.
Местные налоговые бюро осуществляют управление налогообложением и собственно сбор следующих налогов: предпринимательской налог; налог на поддержку городского строительства (за минусом части, взимаемой ГНУ); налог на прибыль с местных государственных предприятий, коллективных и частных предприятий; подоходный налог с физических лиц; налог за пользование природными ресурсами; налог за пользование землями городов и городских районов; налог на занимаемые пахотные угодья; регулирующий налог на инвестиции в недвижимость; налог на передачу оцениваемой недвижимости; налог с владельцев домов; налог на городскую недвижимость; налог на использование автотранспорта и судов; налог на использование регистрационных номеров транспортных средств и судов; гербовый сбор; пошлина при продаже недвижимости; налог на забой скота; налог на банкеты; сельскохозяйственный налог, налог на животноводств и местные добавочные к ним налоги; налог с имущества, переходящего в порядке наследования; штрафы за просрочку уплаты местных налогов, недоимка и штрафы. [13]
В целях повышения эффективности налоговой работы и налогового управления, снижения административных издержек, избежания дублирования функций и упрощения порядка уплаты налога для удобства налогоплательщиков ГНУ и местные налоговые бюро могут делегировать друг другу выполнение функций по взиманию определенных налогов.
В большинстве районов Китая сельскохозяйственный налог, налог на животноводство и местные добавочные к ним налоги, пошлина при продаже недвижимости и налог с занимаемых пахотных угодий взимаются финансовыми управлениями местных правительств, которые и осуществляют управление в сфере обложения этими налогами.
Главное таможенное управление осуществляет управление налогообложением и собственно сбор следующих платежей: таможенные пошлины; импортные пошлины с багажа прибывающих пассажиров и с частных почтовых отправлений. Кроме того, таможня от имени ГНУ осуществляет сбор НДС и потребительского налога на стадии импорта и экспорта.
Таким образом, в Китае структура государственных органов, занимающихся сбором налогов – две параллельные системы налоговых органов – управления местных налогов и управления государственных налогов, совместно подчиняющихся Главному налоговому управлению Китая.
3. Применение международного опыта в сфере налогообложения
3.1 Особенности налогообложения нерезидентов Китая
Законодательство Китая позволяет регистрацию предприятий различных организационно-правовых форм, однако, для иностранного инвестора практический интерес представляют только, так называемые Foreign Investment Enterprises – предприятия с иностранными инвестициями, к которым отнесены, в частности, такие как: