Оценка эффективности внедрения системы бюджетирования на примере ООО «Строй Инжиниринг»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение методики планирования и контроля за результатом финансово-хозяйственной деятельности промышленного предприятия посредством бюджетирования. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- уточнить сущность бюджетирования деятельности хозяйствующего субъекта в условиях трансформационной экономики;
- провести анализ и систематизировать виды бюджетов промышленного предприятия по основным классификационным признакам;
- рассмотреть методики оценки существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятий;
- провести анализ финансового состояния ООО «Строй инжиниринг» за 2006 год;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Основы концепции разработки бюджета предприятия 5
1.2. Практические аспекты разработки бюджетов на промышленных предприятиях 11
1.3. Методики оценки существующей системы бюджетирования хозяйственной деятельности предприятия и особенности разработки бюджета 18
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «СТРОЙ ИНЖИНИРИНГ» 29
2.1. Общая характеристика предприятия 29
2.2. Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса ООО «Строй Инжиниринг» 33
2.3. Анализ финансового состояния предприятия 43
ГЛАВА 3. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ООО «СТРОЙ ИНЖИНИРИНГ» 80
3.1. Бизнес-прогнозы для расчета бюджета предприятия 80
3.2. Разработка бюджета продаж ООО «Строй Инжиниринг». 92
3.3. Оценка эффективности внедрения системы бюджетирования на примере ООО «Строй Инжиниринг» 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 107
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 109

Вложенные файлы: 1 файл

финансовое состояние.doc

— 2.60 Мб (Скачать файл)

В современном мире многообразных  и сложных экономических процессов  и взаимоотношений между гражданами, предприятиями, финансовыми институтами, государствами на внутреннем и внешнем  рынках острой проблемой является эффективное вложение капитала с целью его приумножения, или инвестирование. Экономическая природа инвестиций обусловлена закономерностями процесса расширенного воспроизводства и заключается в использовании части дополнительного общественного продукта для увеличения количества и качества всех элементов системы производительных сил общества. Источником инвестиций является фонд накопления, или сберегаемая часть национального дохода, направляемая на увеличение и развитие факторов производства, и фонд возмещения, используемый для обновления изношенных средств производства в виде амортизационных отчислений. Все инвестиционные составляющие формируют таким образом структуру средств, которая непосредственно влияет на эффективность инвестиционных процессов и темпы расширенного воспроизводства.

Если из общего объема инвестиций, или “Валовых инвестиций”(В), вычесть амортизационные отчисления (А), то полученные “Чистые инвестиции” (Ч) будут представлять собой вложения средств во вновь создаваемые  производственные фонды и обновляемый производственный аппарат. При этом возможно возникновение следующих макроэкономических пропорций:

а) Ч < 0, или А > В, что приводит к снижению производственного потенциала, уменьшению объемов продукции и услуг, ухудшению состояния экономики;

б) Ч = 0, или В = А, что свидетельствует об отсутствии экономического роста;

в) Ч > 0, или В > А, обеспечивающее тем самым расширенное воспроизводство, экономический рост за счет роста доходов, темпы которого превышают темпы роста объема чистых инвестиций.

Виды инвестиций принято  подразделять на денежные средства, целевые  банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги; движимое и недвижимое имущество; имущественные права, связанные  с авторским правом, опытом и другими  видами интеллектуальных ценностей; совокупность технических, технологических, коммерческих и иных знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимого для организации того или иного вида производства, но не запатентованного (“ноу-хау”); права пользования землей, водой, ресурсами, домами, сооружениями, оборудованием, а также иные имущественные права и другие ценности.

В отношении объектов вложения инвестиции подразделяются на реальные инвестиции, или вложения средств в материальные (здания, сооружения, оборудование и т.п.) и нематериальные активы (патенты, лицензии, ”ноу-хау”, научно-технические и проектно-конструкторские работы в виде документации, программные средства и т.п.), а также финансовые инвестиции, или вложения средств в различные финансовые инструменты - ценные бумаги, депозиты, целевые банковские вклады.

По характеру участия  в инвестиционном процессе инвестиции подразделяются на:

- прямые, предполагающие непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и вложении средств, при этом инвестор непосредственно вовлечен во все стадии инвестиционного цикла, включая прединвестиционные исследования, проектирование и строительство объекта инвестирования, а также производство конечной продукции;

- косвенные, осуществляемые через различного рода финансовых посредников (инвестиционные фонды и компании) аккумулирующих и размещающих по своему усмотрению наиболее эффективным образом финансовые средства.

Воспроизводство средств  производства может осуществляться в одной из следующих форм инвестиций:

- новое строительство, или строительство предприятий, зданий, сооружений, осуществляемое на новых площадках и по первоначально утвержденному проекту;

- расширение действующего предприятия - строительство вторых и последующих очередей действующего предприятия, дополнительных производственных комплексов и производств, строительство новых либо расширение существующих цехов с целью увеличения производственной мощности;

- реконструкция действующего предприятия - осуществление по единому проекту полного или частичного переоборудования и переустройства производств с заменой морально устаревшего и физически изношенного оборудования с целью изменения профиля, выпуска новой продукции;

- техническое перевооружение - комплекс мероприятий, направленных на повышение технико-экономического уровня производства отдельных цехов, производств, участков.

Процесс инвестирования принято реализовывать с помощью  разработки и последующего выполнения инвестиционного проекта.

1.2. Практические аспекты разработки бюджетов на промышленных предприятиях

Важный аспект концепции  бюджетирования – определение этапов работы в процессе создания бюджета  хозяйствующего субъекта.

В соответствии с Методическими  рекомендациями по реформе предприятий (организаций), утвержденными Министерством экономики РФ Приказ от 1 октября 1997 г. N 118 (действующая редакция), можно предложить следующую последовательность принятия решений в системе управления финансами:

1. Разработка долгосрочной стратегии (бизнес-плана).

2. Определение исходных данных, используемых при составлении прогноза основного бюджета, а также системы их пороговых значений и возможных отклонений.

3. Расчет и выбор варианта годового бюджета, соответствующего краткосрочным задачам и стратегическим целям планирования предприятия.

4. Формирование квартальных (месячных) планов продаж, балансов и прогнозов денежных потоков предприятия. При этом предполагается разрабатывать бюджет как на уровне предприятия в целом, так и по отдельным подразделениям и службам.

Формализуя систему управления финансами предприятий, Министерство экономики РФ при рассмотрении вопросов, отражающих процесс бюджетирования, ограничилось изложением только общего теоретического материала, в результате чего появились индивидуальные методики бюджетирования для каждого конкретного предприятия, зависящие как от объекта бюджетирования, так и от возможностей хозяйствующего субъекта в части использования экономико-математического аппарата, современной вычислительной техники и стандартного программного обеспечения.

Рассматривая структуру  генерального (основного) бюджета предприятия, экономисты, работающие в данном направлении, выделяют две его составляющие: операционный (текущий, периодический, оперативный) и финансовый бюджеты. По определению  Дж. К. Шима и Дж. Г. Сигела, операционный бюджет – это «…бюджет, отражающий данные по основной деятельности: прогнозы по выручке, чистую прибыль, расходы на организацию продаж, административные расходы и другие издержки…» [37, с. 465], а финансовый бюджет представляет собой «…бюджет, который показывает результаты финансовых решений предприятия…» [37, с. 473]. Финансовый бюджет включает в себя прогноз балансового отчета, отражающего «…эффект от воздействия запланированных действий и капиталовложений на состояние активов, обязательств и собственного капитала…», прогноз отчета о движении денежных средств и бюджет капиталовложений. По данной концепции бюджетный отчет о прибылях и убытках включается в операционный бюджет.

Рассматривая предлагаемые системы бюджетирования, следует отметить единообразие в определении основных бюджетных таблиц, а также методологии их формирования. В целом, на основе предложенной западными экономистами общей схемы бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности промышленного или торгового предприятия, а также предприятия сферы услуг разработаны частные системы бюджетов.

Бюджетирование начинается с формирования бюджета продаж, в  котором может быть представлено свыше 90% доходов экономического субъекта. Затем для промышленного предприятия  на его основе рассчитывается бюджет производства (в том числе и в натуральном выражении), который определяет базу для разработки бюджетов материальных затрат, расходов на оплату труда и цеховых накладных расходов. Далее указанные бюджеты формируют прогнозную себестоимость производства продукции. Для торгового предприятия на этом этапе разрабатывается бюджет закупок и прогноз себестоимости реализованных товаров, а для предприятия сферы услуг –бюджеты трудовых затрат, накладных расходов, а также бюджет коммерческих и управленческих расходов.

Бюджет, отражающий так  называемые расходы периода (коммерческие и управленческие затраты), формируется  для любого предприятия и рассматривается  большинством авторов. Отсутствие в  некоторых источниках упоминания об этом бюджете объясняется тем, что вопрос бюджетирования финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как правило, исследуется в общем, без детализации, что осложняет положение экономистов-практиков.

Одновременно предлагается многообразие бюджетов, охватывающих различные моменты функционирования экономического субъекта: бюджет переходящих запасов, бюджет потребления энергии, бюджет ремонтов, бюджет амортизации, бюджет погашения кредитов и займов, бюджет кредиторской задолженности и т. п.

Наличие разнообразия частных бюджетов предопределено спецификой и масштабами деятельности конкретного экономического субъекта. Так, при наличии существенных запасов и многономенклатурного производства целесообразно формировать бюджеты запасов готовой продукции, сырья и материалов, незавершенного производства. Также необходим отдельный бюджет снабжения (план на закупки) материальными ресурсами.

В целом, основная проблема бюджетирования – отсутствие единой стандартной методики, пригодной  для применения на любом предприятии, вне зависимости от видов его деятельности или количества структурных подразделений.

На рисунке 1.1. представлена структура системы бюджетов на предприятии.

Более подробно формирование бюджета предприятия по различным  видам деятельности и одновременно структурным подразделениям рассмотрено в работах западных экономистов. Следует подчеркнуть, что отдельные бюджеты составляются для каждого структурного подразделения предприятия, для каждого проекта капитальных затрат, для каждого региона продаж, для каждого вида продукции или направления деятельности. При этом, чем больше хозяйственных операций охватывает бюджет и чем более точны прогнозные данные, тем более эффективно используются ресурсы предприятия.

Характерная черта системы  бюджетирования – многовариантность  прогнозных расчетов, позволяющих выбрать оптимальный план развития предприятия. В целом, расчет так называемого «гибкого бюджета», сформированного с учетом различных масштабов деятельности экономического субъекта, позволяет выбрать корректный вариант затрат для каждого подразделения предприятия.

 

Рисунок 1.1. – Структура  системы бюджетов на предприятии [46, с. 112]

Заканчивается операционное бюджетирование финансово-хозяйственной  деятельности экономического субъекта формированием бюджетного отчета о прибылях и убытках и бюджетного баланса, представляющих собой «отчетность, которая прогнозирует чистую прибыль предприятия на основе предполагаемых доходов и расходов…» и «…финансовое состояние предприятия на будущий период».

Одновременный расчет бюджета капитальных затрат с формированием текущих бюджетов позволяет создать бюджет денежных средств (так называемый кассовый бюджет или финансовый план), необходимость которого признается безоговорочно любым экономистом, т. к. он отражает «…получаемые источники ресурсов и использование денежных средств на рассматриваемый год».

Обобщая теоретический  и практический аспекты бюджетирования, многие авторы рассматривают следующие этапы разработки бюджетов.

1. Выбор основных направлений развития предприятия, определение стратегических и оперативных целей, установление пределов экономических данных и других показателей относительно капитала, персонала, средств и предметов производства и т. п.

2. Разработка первого варианта бюджетов в виде нескольких альтернативных планов (например, пессимистический, наиболее вероятный и оптимистический варианты) преимущественно методом «нулевого баланса», т. е. на основе запланированных мероприятий.

3. Координация и анализ первого варианта бюджетов, проверка на совместимость, обзор необходимых мер по устранению сдерживающих факторов и связанных с ними издержек, внесение необходимых корректив, обеспечивающих принятие оптимальных планов.

4. Утверждение бюджетов руководством предприятия.

5. Последующий анализ и корректировка бюджетов в соответствии с изменившимися условиями, разработка гибких бюджетов в зависимости от уровня активности экономического субъекта.

Учитывая важность процесса бюджетирования, целесообразно его  организацию строить по так называемым «центрам ответственности», представляющим собой, по определению западных экономистов, «подразделения предприятия, менеджеры которых несут ответственность за управление определенными ресурсами предприятия». На предприятии выделяются следующие центры ответственности: по расходам, по доходам, по прибыли, по инвестициям и т. д.

Предложенный термин активно используется в работах  российских экономистов, а Министерство экономики РФ, рассматривая этапы  формирования сводного бюджета предприятия, также указывает, какой центр  ответственности занимается решением очередной проблемы.

Анализируя функции  различных центров ответственности, можно определить, какое структурное  подразделение российского предприятия  берет на себя ответственность по формированию доходов и расходов экономического субъекта. В целом, может быть рассмотрена следующая параллель:

• центр ответственности по расходам – каждое структурное подразделение предприятия, его формируются затраты (основные и вспомогательные цеха, обслуживающие подразделения, объекты социальной сферы и т. п., а также подразделения, отвечающие за снабжение предприятия материальными ценностями, движение ценных бумаг и использование кредитных ресурсов);

Информация о работе Оценка эффективности внедрения системы бюджетирования на примере ООО «Строй Инжиниринг»