Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 14:28, курсовая работа
Важнейшим источником роста эффективности производства является постоянное повышение технического уровня и качества выпускаемой продукции. Но не каждое предприятие затрачивает свои материальные и другие ресурсы на постоянное улучшение качества и модернизацию технологий. Такие организации пытаются удерживать свою продукцию на постоянном достаточно высоком уровне качества. В этих целях на промышленных предприятиях необходима грамотная организация системы управлении качеством выпускаемой продукции.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........
3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ…..
5
1.1. Основные понятия качества продукции. Система менеджмента качества ……………………………………………………………………………
5
1.2. Классификация показателей качества промышленной продукции…
8
1.3. Методы оценки уровня качества продукции и технический контроль качества ………..………………………………………………………
13
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ФГУП «Краснозаводский химический завод» ..……………………………
18
2.1. Краткая характеристика деятельности ФГУП «Краснозаводский химический завод»………………………………………………………………..
18
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия…….
20
2.3. Анализ качества промышленной продукции на предприятии……..
27
3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ФГУП «Краснозаводский химический завод»………………………………………......
34
3.1. Повышение качества продукции путем приобретения нового сырья……………………………………………………………………………….
34
3.2. Повышение квалификации рабочих как одно из направлений повышения качества продукции.…………………………………………………
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………
42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...
43
Рис.2. Динамика коэффициентов ликвидности
Следующий этап - анализ финансовой
устойчивости предприятия на основе
использования показателей
Таблица 7
Показатели финансовой устойчивости предприятия за 2009-2011 г.
Показатель |
Год |
Нормативное значение | ||
2009 |
2010 |
2011 | ||
Коэффициент автономии |
0,36 |
0,41 |
0,45 |
0,5÷0,7 |
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (финансовый леверидж) |
1,81 |
1,34 |
1,02 |
0,5÷1 |
Коэффициент маневренности собственного капитала |
0,33 |
0,40 |
0,49 |
0,15 и более |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами |
0,16 |
0,22 |
0,29 |
0,1 и более |
Коэффициент обеспеченности запасов |
0,25 |
0,36 |
0,45 |
0,5 и более |
Проанализировав таблицу
можно сказать, что активы предприятия
финансируются в большей
Анализ рентабельности предприятия будем производить с помощью следующих показателей: рентабельность продаж (Rп), рентабельность активов (Ra) и рентабельность собственного капитала (Rск).
Полученные данные отразим в таблице 8.
Таблица 8
Показатели рентабельности за 2009-2011 г.
Показатель |
Год | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Рентабельность продаж |
1,74 |
3,18 |
3,04 |
Рентабельность активов |
3,94 |
8,63 |
7,91 |
Рентабельность собственного капитала |
11,02 |
20,80 |
17,40 |
По сравнению с 2009 г. рентабельность
продаж увеличилась с 1,74 до 3,04. Рентабельность
активов и собственного капитала
также имеют положительную
В результате проведенных расчетов, в целом, можно сделать вывод о том, что ФГУП «Краснозаводский химический завод» находится в неблагоприятном положении, о чем свидетельствует его неплатежеспособность, неустойчивое финансовое положение.
Для более углубленной оценки финансового состояния, а также исходя из выше проведенных расчетов, можно провести оценку возможного банкротства предприятия на основе модели Альтмана.
Вероятность банкротства будем выражать через показатель Z-счет Альтмана (Z) — это комплексный показатель, который позволяет установить неудовлетворительную структуру баланса и оценить реальную платежеспособность предприятия. К неудовлетворительные значениям показателя Z относят значения менее 1,8 для промышленных предприятий, соответственно положительными же считаются значения показателя Z более 3.
Расчетные значения для данного предприятия представлены в таблице 9.
Таблица 9
Расчетные значения показателя Z-счет Альтмана
Коэффициент |
Рассматриваемый период | |
2010 г. |
2011 г. | |
Х1 |
0,753 |
0,763 |
Х2 |
0,001 |
0,078 |
Х3 |
0,116 |
0,046 |
Х4 |
0,709 |
0,834 |
Х5 |
2,733 |
1,480 |
Z |
4,447 |
3,157 |
Показатель Z - счет рассчитывается по формуле:
Z = 1,2 * Х1 + 1,4 * Х2 + 3,3 * Х3 + 0,6 * Х4 + 1,0* Х5 (11)
где X1 - отношение оборотного капитала к сумме активов предприятия;
X2 - отношение нераспределенной прибыли к сумме активов предприятия;
X3 - отношение прибыли до налогообложения к общей стоимости активов;
X4 - отношение рыночной стоимости собственного капитала к балансовая стоимости всех обязательств;
Х5 - отношение объема продаж к общей величине активов предприятия.
В результате расчета Z – показателя для ФГУП «Краснозаводский химический завод» делается вывод:
если Z < 1,81 – очень высокая вероятность банкротства;
если 1,81 ≤ Z ≤ 2,7 – высокая вероятность банкротства;
если 2,7 ≤ Z ≤ 2,99 –возможно банкротство;
если Z ≥ 3,0 – вероятность банкротства крайне мала.
Исходя из результатов таблицы 9 значение показателя Z в 2011 г. выше 3 (а именно 3,157), что говорит об отсутствие угроз банкротства в краткосрочной перспективе, но значение данного показателя в период с 2010 г. по 2011 г. снизилось на 1,2898, что может служить отрицательной тенденцией и предприятию следует это принять во внимание.
2.3. Анализ качества промышленной продукции на предприятии
Управление качеством продукции ФГУП «Краснозаводский химический завод» происходит на всех стадиях ее жизненного цикла, которые включают: исследование и обоснование разработки, разработку, производство, эксплуатацию и ремонт. Контроль качества изготавливаемых изделий осуществляется отделом технического контроля с применением метода механических испытаний.
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Таблица 7
Объем реализации продукции предприятия
Вид продукции |
Объем реализации, млн. руб. |
Темп роста в % к 2009 |
Темп роста в % к 2010 |
Доля рынка, % |
Доля рынка основного конку-рента, % | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||||
Охотничьи патроны различных калибров |
61,9 |
120,2 |
49,9 |
194,2 |
41,5 |
22,9 |
13,0 |
Охотничьи гильзы |
13,0 |
14,7 |
15,7 |
113,1 |
106,8 |
18,4 |
17,0 |
Фейерверки |
14,8 |
2,4 |
2,2 |
16,2 |
91,7 |
5,0 |
25,0 |
Термопат-роны |
10,5 |
7,1 |
16,8 |
67,6 |
236,6 |
7,5 |
24,0 |
Бытовая пиротехника |
2,9 |
1,0 |
1,8 |
34,5 |
180,0 |
13,0 |
13,0 |
Итого |
103,1 |
145,4 |
86,4 |
141,1 |
59,4 |
- |
- |
По данным таблицы 7 видно, что объем реализации заметно уменьшается, что оказывает негативное влияние на выручку от продаж.
Наибольший объем реализации
имеют охотничьи патроны (в 2011 г.
49,9 млн. руб. или 57,8% от общего объема реализации).
Поэтому целесообразно в
Для выявления продукции, которые приносят самую большую прибыль построим матрицу БКГ. Данные для построения матрицы БКГ представлены в таблице 8.
Таблица 8
Данные для построения матрицы БКГ
№ п/п |
Группы товаров |
Индекс роста рынка |
Доля продаж продукции в общем объеме |
Относительная доля рынка |
1. |
Охотничьи патроны различных калибров |
1,2 |
0,33 |
1,76 |
2. |
Охотничьи гильзы |
1,1 |
0,10 |
1,08 |
3. |
Сигнальные ружейные патроны |
1,5 |
0,44 |
0,71 |
4. |
Фейерверки |
0,5 |
0,01 |
0,2 |
5. |
Термопатроны |
1,5 |
0,11 |
0,31 |
6. |
Бытовая пиротехника |
0,7 |
0,006 |
0,76 |
Построим матрицу БКГ на основе таблицы 8.
Рис.3. Матрица БКГ
Анализируя матрицу БКГ, можно сказать, что в сектор «Дойные коровы» не попал ни один из товаров, что является большим минусом. Продукция №1, 2 вошла в сектор «Звезды», т.е. эти товары приносят самую большую прибыль по сравнению с остальными видами, их необходимо оберегать, укреплять и продвигать. В сектор «Дикие кошки» попала продукция №3, 5, данные виды имеют сильную конкуренцию на рынке, их необходимо агрессивно продвигать на рынок, превращая в «звезды». В сегмент «Собаки» попал вид продукции №4,6, они занимают незначительную долю, к ним стоит применить меры.
Далее проведём поэтапный анализ качества продукции. Первой задачей анализа является изучение динамики обобщающих показателей качества продукции, предоставленных в таблице 9.
Таблица 9
Анализ обобщающих показателей качества продукции
Показатель |
2010 г. |
2011 г. | |
план |
факт | ||
Средневзвешенный балл качества продукции |
0,8 |
0,99 |
0,85 |
Удельный вес, %: | |||
Новой продукции в общем объеме выпуска |
18 |
24 |
21 |
Продукции высшей категории качества |
85 |
90 |
85 |
Забракованной продукции |
15 |
10 |
15 |
Сертифицированной продукции |
100 |
100 |
100 |
Как видно из таблицы за 2011 г. на предприятии проделана определённая работа по улучшению качества продукции и повышению её конкурентоспособности. Средневзвешенный балл продукции поднялся с 0,8 до 0,85 по сравнению с 2010 г., причиной этого могло послужить освоение и выпуск новой продукции, как мы видим из таблицы, по удельному весу новой продукции в общем объёме выпуска произошёл скачок на 3%. Несмотря на это удельный вес продукции высшей категории качества остался на уровне прошлого года хотя и планировалось его увеличение на 5%. Стоит отметить, что на данном предприятии вся продукция сертифицирована, соответствует ГОСТам, поэтому её удельный вес равен 100%.
Одна из главных проблем, с которой сталкивается предприятие, пытаясь доставлять потребителю только качественную продукцию – наличие и переработка брака.
Брак возникает на этапе готовой продукции, в специализированных помещениях выявляют его непригодность к реализации, а также на этапе экспедиции. В обоих случаях существует выход вторичного использования продукции.
Забракованные детали, идущие на исправление, могут быть использованы в дальнейшем в других узлах.
На данном предприятии
на выработку экспедиционного и
производственного брака