Планирование финансовых ресурсов муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 10:38, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является правильность организации финансового планирования и прогнозирования бюджета муниципального образования.
В работе поставлены следующие задачи:
– рассмотреть сущность и методы финансового планирования;
– изучить планирование финансовых ресурсов в муниципальном образовании.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2
1. Сущность и методы финансового планирования…………………………….6
1.1. Основы финансового планирования……………………………………….6
1.2. Разновидности финансового планирования……………………………….9
1.3. Финансовые планы………………………………………………………….13
2. Планирование бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар»……………………………………………………………………..21
Исполнение бюджета МО ГО «Сыктывкар» в 2010 году………………21
2.2. Переход к формированию бюджета МО ГО «Сыктывкар» по принципу бюджетирования, ориентированного на результат……………………………27
2.3 Эффективное управление муниципальным долгом МО ГО «Сыктывкар»………………………………………………………….………….30
3.Проблемы финансового планирования в МО ГО «Сыктывкар и их пути решения ………………………………………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованных источников……………

Вложенные файлы: 1 файл

Финансовое планирование в МО.doc

— 192.00 Кб (Скачать файл)

В 2011 году планируется разработка плана мероприятий, направленных на оптимизацию и совершенствование процессов управления муниципальными финансами, повышение эффективности бюджетных расходов, оптимизацию бюджетной сети и повышение качества предоставляемых услуг населению в МО ГО «Сыктывкар».

 

2.2. Переход к формированию бюджета МО ГО «Сыктывкар» по принципу бюджетирования, ориентированного на результат

Одной из задач  бюджетной реформы является переход от модели управления затратами к модели управления результатами, т.е. бюджетирование, ориентированное на результат.

Бюджетирование, ориентированное на результат – это система формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, прослеживающая взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами.

Таким образом, в целях осуществления мероприятий  по дальнейшему совершенствованию бюджетного процесса и повышения эффективности управления общественными финансами в МО ГО «Сыктывкар» утвержден план-график мероприятий, направленных на внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат, который включает в себя реализацию мероприятий по пяти направлениям, это:

1) совершенствование  системы учета потребности в  оказываемых бюджетных услугах  – департаментом финансов разработана и утверждена нормативная правовая база для учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах;

2) определение  методики расчета расчетно-нормативных  затрат на оказание муниципальных  услуг (выполнение работ) –  разработано и утверждено постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 12.08.2010 г. № 8/3589 «Об утверждении методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание муниципальными учреждениями МО ГО «Сыктывкар» муниципальных услуг (выполнение работ)».

Внедрение расчетно-нормативных  затрат позволит обеспечить прозрачность механизма распределения бюджетных ресурсов, исключить случаи завышенного финансирования учреждений на основе их усреднения (выравнивания);

3) реализация  на территории МО ГО «Сыктывкар»  реформы муниципальных учреждений  – план мероприятий по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» утвержден постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 25.06.2010 № 6/2807. Данный документ  определяет необходимые мероприятия, сроки их исполнения, сроки разработки новых нормативных правовых актов и внесения изменений в действующие акты;

4) разработка  порядка формирования и выполнения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг на территории городского округа – порядок утвержден постановлением главы администрации МО городского округа «Сыктывкар» от 05.08.2008 № 8/3037;

Немаловажным  инструментом внедрения бюджетирования, ориентированного на результат, является оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления  и оценка результативности расходов муниципального образования на социальную сферу. В соответствии с Указом Президента РФ № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» департамент финансов участвует в разработке предложений по оптимизации расходов на содержание органов местного самоуправления.

В целях усиления предварительного, текущего и последующего контроля за целевым и эффективным использованием средств местного бюджета, а также соблюдением ведения бухгалтерского бюджетного учета и отчетности по исполнению местного бюджета, помимо плановых контрольно-ревизионных мероприятий, департаментом финансов осуществляется ежеквартальный мониторинг кредиторской и дебиторской задолженности главных распорядителей и прямых получателей средств местного бюджета, в рамках которого формируется аналитический отчет о динамике кредиторской и дебиторской задолженности.

Для проведения анализа полноты и своевременности  поступлений налоговых и неналоговых  доходов в бюджет МО ГО «Сыктывкар»  ежемесячно готовится аналитическая  записка по исполнению доходной части  бюджета МО ГО «Сыктывкар», осуществляется ежедневный мониторинг поступлений налоговых и неналоговых платежей. Также на постоянной основе производится учет и анализ состояния муниципального долга.

Решение настоящей  задачи в основном находится в  компетенции департамента финансов и в значительной степени зависит от внешних условий.

Показателями решения указанной задачи являются: доля расходов бюджета МО ГО «Сыктывкар», планируемых с использованием методов бюджетирования, ориентированного на результат.

 

2.3 Эффективное  управление муниципальным долгом  МО ГО «Сыктывкар»

Для недопущения  возникновения временных кассовых разрывов при исполнении бюджета города, а также в целях финансирования дефицита, в бюджете МО ГО «Сыктывкар» планируется осуществление муниципальных заимствований.

Объем муниципального долга по состоянию на 01.01.2010 г. составил 82 000,0 тыс.рублей.

Согласно Решению  Совета МО ГО «Сыктывкар» о бюджете  на 2010 год привлечение заемных  средств  запланировано в размере 460 900,0 тыс.рублей, из них за счет бюджетных кредитов – 232 000,0 тыс.рублей, за счет коммерческих займов – 228 900,0 тыс.рублей.

Предельный  объем муниципального долга в  течение 2010 года в решении о бюджете  на 2010 год утвержден в размере 542 900,0 тыс.рублей, что составляет 27,6 % от предельно допустимой Бюджетным кодексом РФ величины; объем расходов на обслуживание муниципального долга на 2010 год запланирован в размере 10 324,5 тыс.рублей (2,3 % от предельно допустимой величины).

В течение 9 месяцев 2010 года департаментом финансов проведены  мероприятия по осуществлению муниципальных заимствований в виде бюджетного кредита из республиканского бюджета Республики Коми на покрытие временного кассового разрыва в размере 82 000,0 тыс.рублей, а также трехлетнего бюджетного кредита на покрытие дефицита бюджета в размере 30 000,0 млн.рублей.

В рамках управления муниципальным долгом городского округа основная деятельность департамента финансов направлена на максимально возможное, с учетом состояния рынка, снижение  расходов на обслуживание долга, а также  на своевременное и полное осуществление выплат, связанных с погашением и обслуживанием муниципального долга.

Проводимая  долговая политика позволила сократить  планируемое привлечение заемных средств. В соответствии с Решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 28.09.2010 «О внесении изменений в решение «О бюджете МО ГО «Сыктывкар» на 2010 год» в 2010 году планируется осуществить заимствования в размере 272 342,7 тыс.рублей (меньше от первоначального плана на 188 557,3 тыс.рублей, или на 40,9 %), в том числе за счет бюджетных кредитов 112 000,0 тыс.рублей, за счет коммерческих займов – 160 342,7 тыс.рублей.

Величина предельного  объема муниципального долга снижена  до 354 342,7 тыс.рублей (на 34,7 %), что составляет 16,2 % от предельно допустимой Бюджетным кодексом РФ величины.

Объем расходов на обслуживание муниципального долга сокращен в течение 9 месяцев на 49,3 % . Согласно внесенным изменениям указанные расходы бюджета МО ГО «Сыктывкар» в 2010 году запланированы в размере 5 237,2 тыс.рублей (1,2 % от предельно допустимой величины).

В условиях сокращения всех расходов обслуживание коммерческих кредитов представляется как нерациональное и неэффективное использование бюджетных средств, поэтому в настоящее время департаментом финансов рассматриваются различные, менее затратные варианты привлечения заемных средств, например, таких как бюджетные кредиты из республиканского бюджета Республики Коми.

Меры, осуществляемые (планируемые к осуществлению) департаментом  финансов для решения данной задачи:

1) в целях снижения расходов на обслуживание муниципального долга, в 2010 году департаментом финансов инициировано проведение аукциона на открытие кредитной линии для бюджета МО ГО «Сыктывкар», одним из результатов которого стало снижение ставок по планируемым коммерческих кредитам.

  Показателем  достижения данной задачи в части управления муниципальным долгом является сохранение объема муниципального долга на экономически безопасном уровне и отсутствие просроченной задолженности по погашению и обслуживанию муниципального долга.

    2) в целях недопущения увеличения объема муниципального долга и необходимости покрытия возникающих временных кассовых разрывов при исполнении местного бюджета департаментом финансов планируется подготовка пакета документов, регламентирующих порядок перечисления в  бюджет МО ГО «Сыктывкар» остатков средств от приносящей доход деятельности, полученных бюджетными учреждениями, финансируемыми из бюджета МО ГО «Сыктывкар», и средств, поступающих во временное распоряжение бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета МО ГО «Сыктывкар», а также их возврата из  бюджета МО ГО «Сыктывкар» на соответствующие счета до 31 декабря 2010 года.

Показателями решения указанной задачи являются:

- отношение величины муниципального долга к годовому объему доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.

- доля просроченной задолженности по долговым обязательствам в общем объеме муниципального долга.

 

 

3. Проблемы финансового планирования в МО ГО «Сыктывкар и их пути решения

На протяжении нескольких лет в Российской Федерации  осуществляется реформирование бюджетной и налоговой систем. На федеральном уровне был подготовлен целый ряд программных и концептуальных положений, предусматривающих внедрение новых механизмов управления общественными финансами: новые редакции Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г.; Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг. Наиболее пристальное внимание на данном этапе уделяется вопросам практической реализации новых инструментов финансового планирования и мониторинга.

Бюджетное планирование, по сути, представляет собой один из элементов системы управления финансами (государственными региональными, муниципальными), обеспечивающий финансовым ресурсным потенциалом потребителей бюджетных средств в той необходимой и экономически целесообразной мере, которая соответствует не только реальным возможностям их привлечения в соответствии с действующим налоговым и бюджетным законодательством, но и направлена на стимулирование социально-экономического развития государства (субъекта РФ, муниципального образования) при соблюдении условий финансовой устойчивости и сбалансированности бюджетов, высокой эффективности расходования средств.

Методология планирования включает совокупность логики планирования, основных принципов, методов, системы  показателей, действий, необходимых  для выполнения плана, и его мониторинга. Кроме того, она предусматривает институционально-функциональный аспект исполнения планируемых процедур и мероприятий.

Уровень организации  и эффективности планирования в  значительной степени определяет как  текущее, так и перспективное финансовое состояние субъекта РФ или муниципального образования, возможности органов местного самоуправления исполнять возложенные на них функции социально-экономического развития территории и удовлетворять спрос на бюджетные услуги.

В настоящее  время оценка качества финансового планирования осуществляется преимущественно на основе показателей исполнения либо отклонения фактически полученных значений бюджета от ожидаемых, наличия фактов переутверждения показателей.

У многих российских регионов наблюдаются значительные отклонения фактических показателей исполнения годового бюджета от плановых.

В отличие от существенных колебаний размера  отклонений плановых показателей от фактических от года к году средняя  частота корректировок бюджета, производившихся в течение года в период 2005-2008 гг., оставалась относительно стабильной (5-6 раз).

Этот показатель также заметно различается по регионам. В течение 2008 г. примерно 19% российских регионов вносили изменения  в свой бюджет 10 раз и даже более (в некоторых случаях - 18 - 20 раз). Какими бы ни были основания, столь частые корректировки отвлекают внимание руководителей администрации и финансовых органов регионов от вопросов стратегического управления.

Подобная практика отражает трудности в своевременном  осуществлении расходов. Следует также отметить, что существенное занижение бюджетных показателей в начале года может повлечь за собой увеличение расходов к концу финансового года, что предполагает необходимость новых корректировок бюджета, позволяющих произвести дополнительные расходы.

В результате мониторинга  планирования и исполнения налоговых  доходов выявлена тенденция к  занижению плановых бюджетных назначений, в результате чего фактические показатели доходов «существенно отличаются от запланированных». В качестве положительной  тенденции важно отметить, что своевременность утверждения проектов годового бюджета повышается.

Ключевая функция  департамента финансов состоит в  обеспечении полного и своевременного исполнения бюджета  МО ГО «Сыктывкар».

Качественный  учет, правильная система планирования бюджета, разделение бюджета  действующих и принимаемых обязательств, надлежащее финансирование и надежная система отмены необоснованных расходных обязательств служат эффективной гарантией защиты от возникновения «нефинансируемых» мандатов.

Информация о работе Планирование финансовых ресурсов муниципального образования