Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 10:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов политики управления финансовыми рисками предприятия и разработка эффективной политики управления финансовыми рисками.
Задачами данной работы являются:
1. Определение понятия финансовый риск и классификация его видов.
2. Изучение различных подходов к управлению финансовыми рисками.
3. Изучение механизмов нейтрализации финансовых рисков.
Ключевым звеном дистанционного финансового контроля является финансовый контролер который осуществляет следующие функции:
Представленная модель дистанционного финансового контроля является эффективной компонентой как в системе управления финансовыми рисками компании и финансами в целом, так и процесса обоснования общей концепции развития компании.
На степень эффективности управления финансовыми рисками большое влияние оказывает надлежащее информационное обеспечение. К нему относится широкий спектр деловой информации: статистической, экономической, коммерческой, финансовой, юридической, технической и т. д. Как показывает практика, качественное и своевременное информационное обеспечение и его эффективное использование сводят к минимуму вероятность ущерба и потерь при проведении рисковых операций.
Институт управления финансовыми рисками основывается на определенных принципах, главные из которых:
1. Осознанное принятие рисков. Финансовый менеджмент предприятия может сознательно идти на риск, если есть уверенность в получении соответствующего дохода от осуществления той или иной операции. Поскольку финансовый риск представляет собой объективное явление, которое присуще большинству хозяйственных операций, невозможно полностью исключить его из деятельности организации.
2. Управляемость принимаемыми рисками. При формировании условного портфеля возможных финансовых рисков компании необходимо включать в него только те, которые могут быть нейтрализованы в процессе управления, независимо от их субъективной и объективной природы. Неуправляемые риски, такие как, например, форс-мажорные обстоятельства, либо игнорируются, либо передаются внешнему страховщику или партнерам по бизнесу.
3. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с уровнем доходности проводимых операций. По мнению специалистов, это основополагающий принцип успешного финансового менеджмента. Его суть заключается в том, что организация в процессе осуществления своей деятельности должна принимать только такие виды финансовых рисков, которые можно будет компенсировать адекватной величиной ожидаемой доходности. В противном случае, операции, по которым риски не соответствуют такому уровню доходности, должны отвергаться.
4. Сопоставимость уровня принимаемых рисков с возможными потерями предприятия. Данный принцип базируется на соответствии доле капитала, зарезервированной для покрытия финансового риска, предполагаемому размеру финансовых потерь компании в процессе проведения той или иной рисковой операции. При игнорировании данного принципа наступление рискового случая повлечет за собой потерю определенной части активов, обеспечивающих операционную или инвестиционную деятельность фирмы. Как правило, опытные риск-менеджеры заранее определяют размер рискового капитала, включающего необходимые фонды и резервы. Рисковый капитал будет служить критерием принятия тех видов финансовых рисков, которые не могут быть переданы контрагенту или страховой компании.
5. Учет фактора времени в управлении рисками. Этот принцип исходит из того, что чем длиннее период осуществления операции, тем шире диапазон сопутствующих ей финансовых рисков. Соответственно, возможностей обеспечивать их нейтрализацию при большом временном плече гораздо меньше. Если же длительности при выполнении сделки избежать невозможно, предприятию необходимо включать не только компенсации за соответствующие риски, но и за ликвидность, и прочие показатели в требуемую величину дохода, т. е. за «замораживание» на определенный срок вложенного в него капитала.
6. Учет стратегии компании в процессе управления рисками. Для того чтобы быть эффективной, система управления финансовыми рисками должна базироваться на общих принципах, критериях и подходах, соответствующих избранной компанией стратегии развития. Это позволяет сосредоточить усилия на тех видах финансовых рисков, которые могут при удачном стечении обстоятельств и умелом управлении ими принести компании максимальную выгоду. Очень важно, чтобы сотрудники подразделений риск-менеджмента понимали общую стратегию развития, систему управления рисками и несли ответственность за их принятие.
7. Учет возможности передачи рисков. Необходимо заранее определить, принятие каких финансовых рисков несопоставимо с возможностями компании по нейтрализации их негативных последствий. Следовательно, включение их в портфель рисков допустимо лишь в том случае, если возможна частичная либо полная их передача партнерам по бизнесу или внешнему страховщику. Кроме того, при формировании портфеля финансовых рисков предприятию обязательно нужно учитывать критерии внешнего страхования.5
Именно с учетом вышеизложенных принципов должна формироваться политика управления финансовыми рисками организации. Она представляет собой часть общей стратегии компании, заключающейся в разработке системы мероприятий по нейтрализации возможных негативных последствий рисков, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности.
В деле управления финансовыми рисками компании главная роль отводится внутренним механизмам их нейтрализации. Они представляют собой некую систему методов минимизации негативных последствий, избираемых и осуществляемых в рамках компании.
Внутренние механизмы нейтрализации охватывают все виды допустимых финансовых рисков предприятия. Указанная система предусматривает использование следующих ключевых методов:
1. Избежание риска. Заключается в разработке таких мероприятий внутреннего характера, которые полностью исключают конкретный вид финансового риска. К ним можно отнести, например: отказ от осуществления финансовых операций с чрезмерным уровнем риска, хозяйственных отношений с контрагентами, систематически нарушающими контрактные обязательства.
2. Лимитирование концентрации риска. Это механизм для тех видов рисков, которые выходят за пределы допустимого уровня, т. е. по финансовым операциям, осуществляемым в зоне критического риска. Реализуется он путем установления на предприятии соответствующих внутренних финансовых нормативов в процессе разработки политики осуществления различных аспектов финансовой деятельности. Лимитирование концентрации финансовых рисков — один из самых распространенных внутренних механизмов риск-менеджмента, реализующих финансовую идеологию компании в части принятия этих рисков и не требующих высоких затрат.
3. Диверсификация. Используется для нейтрализации негативных финансовых последствий несистематических (специфических) видов рисков. Механизм направлен, в первую очередь, на минимизацию портфельных рисков. Принцип его действия основан на разделении рисков, препятствующих их концентрации. Однако следует отметить, что механизм диверсификации избирательно воздействует на снижение негативных последствий отдельных финансовых рисков, поэтому его использование носит ограниченный характер.
4. Распределение рисков. Эта схема основана на частичном трансферте (передаче) рисков партнерам по некоторым финансовым операциям. В данном случае происходит передача той части финансовых рисков организации, по которой имеются наибольшие возможности нейтрализации негативных последствий рисков и располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты.
5. Резервирование. Такой механизм основывается на том, что организация резервирует часть финансовых ресурсов, которые позволят преодолеть негативные финансовые последствия рисков по финансовым операциям, которые не связаны с действиями контрагентов. Основная форма данного механизма нейтрализации финансовых рисков заключается в том, что необходимо формирование резервного фонда организации.6
В любом случае, конечная цель управления риском — нейтрализация негативных факторов, препятствующих реализации общей стратегии ведения бизнеса. В финансовом менеджменте она заключается в получении наибольшей выгоды при оптимальном или приемлемом для организации соотношении дохода и риска.
Можно сформулировать базовые принципы построения системы управления финансовыми рисками предприятия:
Принцип простоты построения должен стать одним из ключевых для данной системы. Действительно руководство предприятия реального сектора экономики не будет склонно к формированию излишне сложных структур менеджмента. Сложная многоуровневая система не способна быстро подстроиться к изменчивой ситуации в экономике, затраты связанные с формированием будут значительны, что может привести к снижению рентабельности такого нововведения. Для реализации этого принципа необходимо оценить круг финансовых рисков, которым на протяжении значительного времени подвергается данное предприятие. Затем, исходя из этой оценки, подбирается персонал, в количестве минимально необходимом для систематического мониторинга рисков, с полномочиями принятия промежуточных решений по снижению (избежанию) данных рисков. При этом методы оценки должны быть достаточно просты и понятны для всего персонала системы менеджмента, включая высшее руководство, а применяемые методы снижения соответствовать рисковой ситуации.
С данным принципом отчасти связан и принцип «встраиваемости». Если на предприятии уже реализована система финансового менеджмента, возможно, будет достаточным дополнительная теоретическая и практическая подготовка управленческих кадров по программам риск-менеджмента и антикризисного управления. Довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда на предприятии достаточно эффективно реализована система управления финансовыми ресурсами, но рискам, в том числе и финансовым внимания не уделяется. Возможна и ситуация когда решения принимаемые системой риск-менеджмента предприятия не вполне понятны другим специалистам экономических служб предприятия, что вызывает неправильную последовательность действий, неверные шаги в реализации, и как следствие негативный результат. Таким образом, при построении системы управления финансовыми рисками необходимо добиться оптимального взаимодействия между всеми элементами менеджмента компании. Все подразделения и отделы должны функционировать в единой системе показателей, а принимаемые управленческие решения носить однозначный характер, исключающий вариативность толкования при исполнении.
Часто мы сталкиваемся с такой проблемой, что руководство обращает внимание на рисковую ситуацию, только после свершившегося события. Следовательно, предпринимаемые меры направлены не на предупреждение, а на устранение последствий финансовых рисков. Избежать такой ситуации можно реализовав принцип своевременности. Для этого необходимо построить четко отлаженную структуру, осуществляющую постоянный мониторинг всех финансовых показателей деятельности предприятия и своевременную передачу информации в отделы (подразделения) принимающие решения. При этом необходимо помнить, что наша цель построить одновременно эффективную и не затратную систему риск-менеджмента.7
Для достижения такой, на первый взгляд противоречивой цели может быть полезна реализация принципа «универсальности». Здесь речь идет о максимально эффективном использовании уже имеющихся у предприятия трудовых ресурсов. Действительно, на любом крупном предприятии, в холдинге или концерне уже функционирует система финансового менеджмента, подкрепленная отделами логистики, бухгалтерского учета, планирования, складского учета и т.д.
Адаптированность к изменчивым условиям (манёвренность) системы так же является одним из важнейших принципов построения. Особенно актуальна реализация данного принципа в постоянно меняющихся экономических условиях и изменчивом нормативно-правовом поле. Например, с переходом на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) ряд показателей финансовой эффективности функционирования претерпит значительные изменения. Отметим, что российские правила учета в большей степени, чем МСФО, ориентированы на юридическую форму, технические процедуры учета и строгие требования к документации и в меньшей степени - на экономическое содержание операций. Так, по российским стандартам бухгалтерского учета не осуществляется дисконтирование финансовой составляющей сделок, что приводит к искажению информации при оценке финансовых рисков.
Реализация всех принципов в совокупности позволит построить такую систему управления финансовыми рисками предприятия, которая будет увеличивать рентабельность производства. Таким образом, мы можем построить эффективную систему управления рисками. Эффективная система – такая система затраты на построение о функционирование которой будут значительно ниже предполагаемого положительного финансового эффекта. Далее, это такая система, которая может быть встроена в уже существующую систему финансового менеджмента, будет базироваться на единых показателях, и сможет использовать уже существующие трудовые ресурсы. Кроме того эта система должна своевременно реагировать на рисковую ситуацию и изменяться в соответствии с динамикой экономических процессов и преобразованиями в нормативно-правовом поле.