Продовольственная безопасность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Продовольственная безопасность — ситуация, при которой все люди в каждый момент времени имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении безопасной пище необходимой для ведения активной и здоровой жизни. В «Римской декларации по всемирной продовольственной безопасности» говорится об обязанности любого государства обеспечивать право каждого человека на доступ к безопасным для здоровья и полноценным продуктам питания в соответствии с правом на адекватное питание и правом на свободу от голода.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 48.33 Кб (Скачать файл)

если коэффициент  продовольственной зависимости  находится в пределах от 0,1 до 0,2, то уровень продовольственной зависимости  безопасный;

если коэффициент  продовольственной зависимости - 0,25-0,3, то уровень продовольственной зависимости  предлагается назвать пороговым;

если коэффициент  продовольственной зависимости  выше 0,5, то уровень зависимости опасный.  

Этот показатель, по мнению автора, весьма актуален для  стран с переходной экономикой, в  связи с тем, что импортная  экспансия в условиях либерализации  внешней торговли привела к вытеснению с рынка собственных производителей как в России, так и в Кыргызстане, да и в других странах с переходной экономикой. Так, за счет импорта ныне формируется около 40% продовольственных ресурсов России, а в Москве - 80%, в Казахстане - 35%, на Украине - 45% (и это в республике, которая считалась житницей бывшего СССР) [2]. Эти данные свидетельствуют о том, что перечисленные страны прошли пороговый уровень (0,3) продовольственной зависимости от внешнего рынка. В этих условиях, по нашему мнению, основная задача в решении проблемы продовольственной безопасности - это стабилизация отечественного производства, предполагающая его государственную поддержку. Такая необходимость подтверждается опытом развитых стран, где субсидии государства составляют значительный удельный вес в доходах аграрного сектора. Так, в США они составляют 30%, Канаде - 45, Швеции - 59, Японии - 66, Финляндии - 71, Норвегии - 77% [3]. 

Кроме мер общей  поддержки сельского хозяйства, существуют мощные системы внешнеторгового  регулирования и защиты отечественного производства, а также стимулирования экспорта. Типично в этом отношении  положение в Европейском Союзе. Западная Европа, как известно, находится  не в худших природных условиях для  ведения сельского хозяйства, чем  многие страны СНГ. Однако для защиты от сельскохозяйственных производителей, находящихся в лучших природных  условиях и с более крупными и  эффективными сельскохозяйственными  предприятиями, прежде всего в США, была разработана система компенсационных  платежей и внешнеторговых порогов, которые, по существу, резко ограничили импорт продовольствия в Западную Европу и в то же время стимулировали  его экспорт. 

Еще более сложный  и высокий уровень защиты отечественного производителя существует в странах  с большим различием в природных  условиях от стран-экспортеров. Интересен  в этом отношении опыт Японии. Себестоимость  сельскохозяйственной продукции в  этой стране вследствие неблагоприятных  природных условий велика, и в  условиях открытого рынка японское сельское хозяйство было бы подавлено  в течение нескольких лет. В Японии взят курс на нетаможенные меры. Наиболее важный из сельскохозяйственных товаров в этой стране - рис. В Японии существует государственно-корпоративная монополия на оптовую торговлю рисом. Корпоративные объединения по рису, находящиеся под контролем Министерства сельского хозяйства, выступают как основной, чаще всего единственный торговец рисом и стимулируют внутреннюю производительность за счет высоких закупочных цен, создают резервы риса, обеспечивают снабжение им страны и позволяют отказываться от импорта. Действуют некоторые правила, фактически запрещающие его импорт. 

Таким образом, продовольственная  безопасность - это прежде всего обеспечение определенного отечественного уровня производства, либо полное самообеспечение, либо поддержание критического минимума. Критерии оценки уровня продовольственной безопасности позволяют устанавливать предельно-критическую черту продовольственной зависимости от внешнего рынка.

2.2.

1.2 Нормативное  правовое регулирование продовольственной   безопасности России 

  

На сегодняшний  день в большинстве стран мира уже создана разветвленная система  правового обеспечения национальной продовольственной безопасности. Так, например, в Германии еще в 1955 году был принят закон «О сельском хозяйстве  Германии». «В законе прямо указано, что государство обязано рассматривать  проблему снабжения населения продовольствием  как стратегическую, формировать  продовольственные фонды, не использовать весь комплекс мер экономического стимулирования и поддержки и не ставить продовольственное  снабжение в зависимость от третьих  стран»[5]. Во Франции в соответствии с Законом «Об обеспечении  стабильности сельскохозяйственного  производства» министерству сельского  хозяйства поручена разработка национальной аграрной политики и ее претворение  в жизнь. Государство поддерживает конкурентноспособность сельхозпроизводства и регулирует внутренний рынок сельхозпродукции, следит, чтобы импорт продовольствия не наносил ущерба отечественному сельхозпроизводству, а цены на импортные товары не были ниже мировых и цен внутреннего рынка. В Швеции в 1947 г. был принят Закон «О рационализации сельского хозяйства», который был направлен на поддержку конкурентоспособности своих агропроизводителей и ограничения импорта продовольственного сырья путем квот и пошлин. При стимулировании сельскохозяйственного производства государство исходило из того положения, чтобы доходы фермеров были не ниже размера заработной платы квалифицированных рабочих в среднем по промышленности. 

Продовольственный комплекс США относится к самым протекционистски защищенным. Для этого приняты специальные нормативные акты, направленные на обеспечение стабильного продовольственного снабжения за счет поддержки собственного сельского хозяйства и сохранения его природных ресурсов. Так в 1979 г. был принят Закон «О продовольственной безопасности», направленный на поддержку сельского хозяйства, создающего материальную основу права на питание и соответственно на жизнь. В соответствии с этим законом предусматривалась закупка зерна в государственный резерв для обеспечения продовольственной безопасности страны и оказание продовольственной помощи другим странам. В последствии также был принят ряд законодательных актов, направленных на обеспечение продовольственной безопасности страны. Так в 1986 г. был принят Закон «Об улучшении продовольственной безопасности», который закрепил систему мер по поддержке американских фермеров, включая субсидии на поддержание плодородия земель. Важно подчеркнуть, что реализация всех вышеперечисленных законов сопровождалась принятием специальных федеральных программ. 

Говоря о законодательном  обеспечении продовольственной  безопасности в России, в частности  в советский период развития нашего государства можно утверждать, что  механизм правового регулирования  этого вида национальной безопасности был прочно связан с управленческими  традициями той эпохи. Советская  экономика, прочно связанная в единый механизм с государственным и  партийным аппаратами в единый объект управления, практически не требовала  создания правовых механизмов. Фактически народное хозяйство было единым юридическим  лицом, управление которым осуществлялось внутренними документами. 

Таким образом, в  условиях, когда государственные  структуры и народное хозяйство  фактически являлись единым юридическим  субъектом, подавляющая часть нормативной  базы - в том числе и нормативной  базы продовольственной безопасности - существовала в виде совместных постановлений  и решений ЦК и правительства, приказов и распоряжений Совмина, народнохозяйственных планов всех уровней, разного рода ведомственных  инструкций и других внутренних документов. 

В современных рыночных условиях хозяйствования агропродовольственный  комплекс России испытывает необходимость  учитывать последствия проводимых в стране преобразований с учетом задач различных органов законодательной  и исполнительной власти. В связи  с этим в стране принят ряд законов  и указов Президента, постановлений  и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также разработана  нормативно-правовая база, направленная на поддержание и обеспечение  продовольственной безопасности России. 

Законодательная база по вопросу продовольственной безопасности берет свое начало с того момента, когда Министерство сельского хозяйства  и продовольствия Российской Федерации  совместно с Академией сельскохозяйственных наук России в 1995 г. разработали «Концепцию аграрной политики и продовольственного обеспечения Российской Федерации»[6]. Данный документ включал не только основы комплексного решения проблем продовольственного обеспечения населения России с учетом производства, переработки, хранения и реализации сельхозсырья и продуктов питания, но и преследовал цель создания гарантированных продовольственных запасов и ресурсов. С учетом формирования законодательной базы необходимо исходить из того, что продовольственная безопасность – это «создание необходимых резервов продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, повышение уровня продовольственного обеспечения, покупательного спроса всех слоев населения страны, улучшение качества продуктов питания и сельскохозяйственного сырья, обеспечение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках»[7]. 

Необходимо отметить, что нормативную базу продовольственной  безопасности с точки зрения закона, представляют, прежде всего, Конституция  Российской Федерации и Гражданский  кодекс России, в различных главах и разделах которых закреплены основы правового регулирования агропромышленного  производства. 

С целью формирования государственных резервов продовольствия 2 декабря 1994 г. Президент России подписал Федеральный закон «О закупках и  поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных  нужд предприятиям, организациям и  учреждениям, расположенным на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности (в ред. от 02.02.2006 г.)[8]. В Законе определено, что закупка  и поставка сельскохозяйственного  сырья для государственных нужд осуществляется в целях: 

ü   удовлетворения сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием федеральных  потребностей и потребности субъектов  Российской Федерации; 

ü   выполнения федеральных программ развития агропромышленного  производства, других экономических  и социальных программ, направленных на снабжение населения продовольствием; 

ü   обеспечения  экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 

ü   формирования государственных резервов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия; 

ü   обеспечения  необходимого уровня продовольственного снабжения для обороны и государственной  безопасности. 

В продолжение формирования законодательной базы, направленной на обеспечение деятельности по организации  резервирования продовольствия для  государственных нужд 13 декабря 1994 г. был принят Федеральный закон  № 60-ФЗ «О поставках продукции для  федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007 г.), который призван  установить общие правовые и экономические  принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку  и поставку товаров, работ, услуг для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенных на территории Российской Федерации[9]. 

Целями организации  поставок продукции для федеральных  государственных нужд являются: 

ü   создание и  поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации; 

ü   обеспечение  экспортных поставок продукции для  выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных  обязательств Российской Федерации 

ü   реализация федеральных целевых программ. 

Также прямое отношение  к правовым аспектам продовольственной  безопасности России имеет принятый Государственной Думой 1 декабря 1999 г. и одобренный Советом Федерации  Федеральный закон «О качестве и  безопасности пищевых продуктов»[10]. (в ред. от 30.12.2006 г.). Данный закон не только регулирует полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, но и определяет ответственность за нарушение настоящего закона. В соответствии со статьей 27 данного закона нарушение настоящего Федерального закона, приведшее к случаю возникновения заболевания, отравления или смерти человека, наступившему в результате употребления некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, влечет за собой уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 28 Закона регламентирует вопросы гражданско-правовой ответственности за нарушение настоящего Федерального закона. Так, согласно п. 1 ст. 28 ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, а также оказание услуг в сфере общественного питания, за нарушение настоящего Федерального закона несут ответственность в соответствии с гражданским законодательством. 

Что касается ответственности  должностных лиц органов государственного надзора и контроля, то за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а  также за сокрытие фактов, создающих  угрозу жизни и здоровью человека, они также несут ответственность, предусмотренную законодательством  Российской Федерации (ст.29). 

В настоящее время, первоочередной задачей в продовольственной  сфере и смежных отраслях экономики  является введение в действие уже  принятого Государственной Думой  и одобренного Советом Федерации  закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации». Однако данный закон еще не подписан Президентом  России. 

Так, согласно ст. 4 данного  закона продовольственная независимость  Российской Федерации считается  обеспеченной, если годовое производство жизненно важных продуктов питания  в Российской Федерации составляет не менее 80 процентов годовой потребности населения в таких видах продуктов питания в соответствии с физиологическими нормами питания. 

Информация о работе Продовольственная безопасность