Развитие социальных функций местной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 23:57, курсовая работа

Краткое описание

Глубокие социально-экономические и культурные различия между регионами России ставят под сомнение саму возможность реализации единой государственной социальной политики, существование общих социальных стандартов и осуществление государством единого набора социальных функций. По набору показателей характеристики жизни в Москве в принципе несравнимы с характеристиками быта и социальной ситуации жителей, например, Корякского автономного округа, Сибирского побережья Ледовитого океана, поселков в тундре и Восточносибирской тайге. Они несравнимы и с жизнью в малых городах Европейской части России и сельской местности. Бросающиеся в глаза различия существуют на расстоянии менее сотни километров в рамках одного субъекта, например, в подмосковных Химках или Красногорске и Рузе или Волоколамске.

Содержание

Введение…………………………………………………………...…………...…2
Глава 1. Содержание и цели социальной политики муниципального образования………………………………………………………………………3
Россия как ассиметричная федерация……………………………………….3
Регионализация и муниципализация социальной политики ………………9
Межбюджетные отношения и развитие социальной сферы……………...13
Глава 2. Развитие социальных функций местной власти………………...18
2.1 Сущность и формы социальных функций местной власти……………….18
2.2 Содержание социальных функций органов местного самоуправления….21
2.3 Пути развития содержания социальных функций местной власти…….24
Заключение ….……………………………………………….……………........27
Список использованной литературы ………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Деят-ть органов гос власти по реализ соц политики.docx

— 54.82 Кб (Скачать файл)

· передача максимального набора социальных функций государства на уровень местного самоуправления;

· распределение консолидированного социального бюджета между структурными уровнями власти в соответствии с распределенной ответственностью по реализации социальных функций и нормативами федеральных гарантий;

· законодательное установление государственных социальных стандартов среднего уровня;

· закрепление за федеральными органами государственной власти ответственности за установление федеральных социальных нормативов и их достижение;

· создание необходимых экономических и административных предпосылок к выравниванию социальных и экономических условий всех регионов.

Необходимо исходить из того, что модель ассиметричной федерации продуцирует не различие коренных прав человека и гражданина на территории тех или иных субъектов Российской Федерации, а лишь различные экономико-правовые механизмы их обеспечения.

 

 

Глава 2. Развитие социальных функций местной власти.

2.1 Сущность и  формы социальных функций местной  власти.

 

Сущность, формы и содержание социальных функций местной власти обусловлены характером общественно-политической и социально-экономической организации общества. Общественные потребности в качественном и своевременном разрешении проблем жизнеобеспечения – продовольственной, топливно-энергетической, экологической и т.п. безопасности, общественном порядке и защите населения, обучения и воспитания молодежи, поддержки пожилых людей, попавших в трудные условия, и др. – явились в прошлом исходной предпосылкой возникновения феномена местной власти.

В территориальной организации общества ее роль двойственная.

Местная власть:

- реализует конституционные  права жителей городов, сел и  поселков на самоуправление и  имеет институциональную форму, а также и соответствующий  статус;

- осуществляются полномочия  по координации деятельности  отдельных граждан, социальных групп  и населения в целом, экономических, хозяйственных, этнических, концессионных  и других структур, т. е. эта власть  проявляется как организационный  процесс, в ходе которого члены  территориальной общности реализуют  функции организации и самоорганизации.

Логика е эволюции в том, что на определенном этапе потребовалась самоорганизация людей в значительно больших масштабах, нежели только в пределах их мест проживания, например государстве в целом. Стала формироваться система его территориального устройства, возникла корпоративная культура разрешения местных проблем – в значительной мере за счет и под ответственность территориальных сообществ.

В перспективе, по мере становления новой модели организации местного самоуправления, развития демократических начал российского общества, включенности жителей городов и районов в практическое разрешение проблем жизнеобеспечения местное самоуправления будет все более проявляться как институт социального обслуживания населения. При этом в развитом виде проявится основное социальное его предназначение – воспитание сопричастности жителей к тому, что происходит в городах, селах и поселках, микрорайонах, отдельных домах, формирование динамичной саморазвивающейся нации. Современное законодательство создает для этого необходимые и достаточные условия.

В предстоящее время существенно увеличится число муниципальных образований, что позволит:

- реализовать принцип  территориальной доступности органов  местной власти для населения;

- повысить реальную ответственность  органов муниципальной власти  и работников соответствующих  служб за состояние дел в  городах, районах, селах и поселках;

- за счет расширения  количества избранных в представительные  органы власти приобщить больше  поселян к практическому разрешению  проблем жизнеобеспечения и повернуть  тенденции взаимного отчуждения  власти и населения.

Совокупность социальных функций местной власти в Российской Федерации можно классифицировать по разным основаниям – по видам деятельности, месту и роли в системе территориальной социально-экономической организации, сочетанию регулирования и саморегулирования, горизонтам стратегирования и т.п.

В предельно широком понимании к социальным функциям института местного самоуправления можно отнести регулирования всех основных видов общественных связей и отношений, воспроизводимых в городах, поселках, селах и других видах поселений, в том числе общественно-политических, экономических, организационных, этно-социальных, конфессионных и т.п. Преимущества такого подхода очевидны, так как позволяют увидеть муниципальное образование как единое и сложное целое, оценить общий вектор развития, основные движущие силы и т.п. При обосновании концепции развития городов и районов это имеет особое значение. Однако очевидны и проблемы. В муниципальных структурах сложилась в основном отраслевая система управления. К тому же в настоящее время пространство активного действия местной власти сводится в основном к сфере бюджетной. Все более проявляющееся противоречие между системными свойствами муниципальных образований и сохраняющимися отраслевыми технологиями управления объективно сдерживает развитие. Например, здоровье граждан города регулируется различными ведомствами и в большей мере зависит от образа жизни конкретных людей, ситуации в семьях, положения в дошкольных учреждениях, школах, вузах, социальных мероприятий, проводимых предприятиями, в том числе новыми экономическими структурами, и т.д. В городской же власти проблемой здоровья предметно и повседневно занимается одна служба, которая выполняет некоторую деятельность, связанную с организацией лечения, т.е. когда здоровье по тем или иным причинам нарушено.

Объективное разделение управленческого труда – по вертикали и горизонтали – делает правомерной отраслевую группировку социальных функций, выделение их конкретных видов в системе государственного регионального и муниципального управления, по своему содержанию преимущественно административного. Это имеет своим следствием использование специфических механизмов регулирования ситуации в образовании, здравоохранении, досуговой деятельности и т.п. в стране в целом исходя из концепции целостности ее социального пространства, минимальных государственных и социальных стандартов, а также и конституционных положений о строительстве социального государства, доступности благ, гарантиях социальной защиты и др.

Управление отраслями социальной сферы имеет то преимущество, что позволяет специализировать менеджмент (менеджмент в образовании, здравоохранении, культуре и т.д.) и посредством этого повысить его эффективность, однако при разрешении относительно частных задач.

Сферная группировка социальных функций оправдана приоритетом территориального аспекта потребностей и интересов населения на местном уровне общесистемной организации. При этом выделяются сферы – организационная, материального производства, духовной деятельности и собственно социальная, понимаемая в узком смысле этого слова[2, с.77].

Социальная, или гуманитарная, сфера в данном контексте – область организационных отношений, связанных с решением местных задач воспроизводства социума, условий и предпосылок развития человека и семьи. В этом ядро и цель управления, а объекты регулирования – группы специалистов сферы образования, медицинские и санитарные работники, занятые в учреждениях спорта, культуры и информации, а также дети, молодежь, родители и пенсионеры.

 

2.2 Содержание  социальных функций органов местного  самоуправления.

 

Социальные функции органов местного самоуправления сложны и многогранны, связаны с обеспечением условий жизнедеятельности людей в местах их проживания, где все предметно, конкретно и персонифицировано. В этом заключается источник множества проблем, противоречий и трудностей, в том числе при проведении сильной социальной политики – федеральным центром, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

По мере возрастания масштабов и сложности социальных функций потребовалось их соответствующее закрепление за уровнями управления обществом двух видов социального регулирования – федеральным центром, республиками в составе России, областями и краями, автономными образованиями (округами и областью), а также более 11 тысячами структур местного самоуправления.

Такого рода процессы воспроизводятся не только в Российской Федерации, но и во многих других государствах. Это, однако, не означает их некую содержательную унификацию. Наоборот, речь идет о поисках оптимального способа управленческого воздействия. В одних случаях это имеет наиболее высокие результаты при централизации каких-либо функций, в других, наоборот, максимум пользы можно получить при переносе центра тяжести в их осуществлении на региональный и нижележащий уровень организации.

Многолетняя отечественная и зарубежная практика позволила сформулировать принцип субсидарности или выделенной компетентности. Его суть в том, что часть функции по регулированию процессов жизнедеятельности в стране реализуется законодательными и исполнительными органами федерального центра, часть – субъектами Российской Федерации, а часть вопросов переданы для разрешения местными органами представительной и исполнительной власти. Принято, в частности, что вопросы пенсионного обеспечения, высшего образования и др. в основном решаются органами федеральной власти. Проблемы дошкольного воспитания, досуговой деятельности, поддержания санитарного состояния, пожарной безопасности и охраны общественного порядка лучше решать на местном уровне. В соответствии с этим принципом разрешаются также вопросы материального и финансового обеспечения социальных мероприятий.

Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 6 октября 20036 г. №131-ФЗ к социальным вопросам местного значения, разрешаемых в поселениях, отнесены:

- обеспечение малоимущих  граждан жилыми помещениями из  социального жилого фонда, осуществление  первичных мер пожарной безопасности, сохранение на территории поселений  городских (сельских) памятников истории  культуры, условий для развития  массовой физической культуры;

- организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения жителей поселений, водоотведения, уличного освещения, снабжения населения топливом, ритуальных услуг и содержания мест захоронения и др., транспортного, библиотечного обслуживания, благоустройства, озеленения и санитарной очистки городов, сел и поселков;

- участие в установлении (в соответствии с федеральным  законом) опеки и попечительства  жителей, предупреждении и ликвидации  последствий локальных и местных  чрезвычайных ситуаций в границах  поселений, планировании застройки, территориального зонирования земель, проведении оценки стоимости  земельных участков в границах  поселений и др.

К основным вопросам социального характера, подлежащим разрешению в муниципальных районах, отнесены:

- опека и попечительство, организация предоставления дошкольного, начального, общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного  образования (за исключением финансового  обеспечения учебного процесса, включая оплату труда педагогических  работников, в соответствии с  установленными федеральными законами, минимальными общенациональными  стандартами качества образования);

- оказание скорой медицинской  помощи (за исключением санитарно-авиационной), стационарной и амбулаторной  первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам  в период беременности, родовспоможения.

Аналогичны вышеперечисленным, социальные функции органов власти городских округов. Основные функции, исходящие от органов управления и нацеленные на жизнедеятельность людей – городах и поселениях. Однако, согласно принципу супсидиарности, местная власть в решении одних проблем принимает участие посредством создания условий, в других – соучастием, в третьих – осуществляет контроль, в четвертых – всю организацию дела берет на себя и т.п.

 

2.3 Пути развития  содержания социальных функций  местной власти.

 

Трансформация содержания социальных функций местной власти происходит под воздействием изменений: в социальной политике государства, бюджетной системе, экономике страны, регионов, городов и районов, а также смены этапов в проводимых в стране реформ.

Немаловажное значение имеет также специфика самих социальных сфер и проводимых мер. Зачастую они не дают немедленных ни материальных, ни собственно социальных результатов. Последние не всегда возможно оценить количественно и еще сложнее – с использованием стоимостных категорий.

Инерционность социальных изменений зачастую вступает в противоречие с преобразованиями экономическими и организационными. Меры социального характера в программах, например, годов и районов зачастую предусматриваются на период избрания главы местной администрации и последние не имеют возможности воспользоваться результатами предпринятых ими усилий, равно как и далеко не будут отвечать за последствия ошибочных действий или бездействия.

Существенное значение имеет вопрос относительно низкой эффективности затрат на социальные мероприятия, которые, по оценкам, в кратное число раз ниже, чем в сфере реальной экономики.

Основные направления позитивных изменений социальной деятельности:

а) усиление их влияния на целостность социального пространства России, критерием которой является ориентация основной части населения на дальнейшее проживание в стране, ее регионах, городах и районах в настоящем будущем;

Информация о работе Развитие социальных функций местной власти