Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2014 в 16:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является получение теоретических знаний и практических навыков принятия финансовых решений по выбору источников финансирования текущей, инвестиционной и финансовой деятельности и способов достижения целей организации, ознакомление с практикой принятия подобных решений в организации.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ОАО «Ленмолоко»..................4
1.1 Анализ структуры имущества организации и его изменения………..4
1.2 Анализ ликвидности баланса…………………………………………...9
1.3 Модель анализа финансовой устойчивости предприятия …………..12
1.4 Анализ финансовых коэффициентов………………………………….14
1.5. Модель формирования и распределения финансовых
ресурсов и их анализ……………………………………………………….16
1.6 Формула Дюпона ………………………………………………………18
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВЫХ РЕШЕНИЙ ПО ВЫБОРУ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ………….………………………………...21
2.1 Политика привлечения заемных средств. Оценка
финансового левериджа……………………………………………………21
2.2 Максимизация прибыли. Оценка производственного
левериджа…………………………………………………………………...23
3. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………………...……………………….24
3.1 Расчет показателей используемых в матрице финансовой
стратегии Франшона, Романе……………………………………………...24
3.2 Разработка варианта развития предприятия с использованием матрицы финансовой стратегии…………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….28
Наименование показателей |
2009г. |
2008г. |
Откло-нение (+/-) |
Уровень в % к выра-жению в 2009г. |
Уровень в % к выра-жению в 2008г. |
Откло-нение (+/-) |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ (Вр) |
52681,3 |
52976,7 |
-295,4 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ (С) |
18090,1 |
14725,9 |
3364,2 |
34,3 |
27,8 |
6,5 |
Валовая прибыль |
34591,2 |
38250,8 |
-3659,6 |
65,7 |
72,2 |
-6,5 |
Коммерческие расходы (КР) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Управленческие расходы (УР) |
30299,3 |
27474,5 |
2824,8 |
57,5 |
51,9 |
5,7 |
Прибыль/убыток от продажи |
4291,9 |
10776,3 |
-6484,4 |
8,1 |
20,3 |
-12,2 |
% к получению |
1968,4 |
1022,4 |
946 |
3,7 |
1,9 |
1,8 |
% к уплате |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Доход от участия в других организациях (Дуч) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие доходы (ПД) |
432,2 |
632,4 |
-200,2 |
0,8 |
1,2 |
-0,4 |
Прочие расходы (ПР) |
2874,6 |
1149,4 |
1725,2 |
5,5 |
2,2 |
3,3 |
Прибыль/убыток до налогообложения |
3817,9 |
11283,5 |
-7465,6 |
7,2 |
21,3 |
-14,1 |
Отложенные налоговые активы (ОНА) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отложенные налоговые обязательства (ОНО) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Текущий налог на прибыль (ТН) |
1372 |
2831,5 |
-1459,5 |
2,6 |
5,3 |
-2,7 |
Чистая прибыль/убыток отчетного периода |
2445,9 |
8452 |
-6006,1 |
4,6 |
16,0 |
-11,3 |
По приведенным данным видно, что чистая прибыль уменьшилась в 2009 году по сравнению с предыдущим на 6006 тыс.руб. В том числе за счет снижения выручки – на 295,4 тыс.руб., роста себестоимости и комерческих расходов – на 6189 тыс.руб. Сальдо прочих доходов и расходов имеет отрицательное значение. Уменьшение прочих доходов в отчетном периоде произошло на 200 тыс.руб., увеличение прочих расходов - на 1725 тыс.руб.
Отрицательным моментом производственной деятельности является рост доли себестоимости в выручке от реализации – 6,5 %, доли коммерческие расходов – на 5,7%, соответственно уменьшилась прибыль от продаж. Доля прочих доходов в 2009 г. незначительно сократилась с 1,2% до 0,8%, а доля прочих расходов выросла – с 2,2% до 5,5%. Доля чистой прибыли в выручке также имеет негативную тенденцию – снизилась на 11,3%.
Таблица 1.5.2
Факторный анализ прибыли в 2010 году
Наименование показателей |
2010г. |
2009г. |
Откло-нение (+/-) |
Уровень в % к выра-жению в 2010г. |
Уровень в % к выра-жению в 2009г. |
Откло-нение (+/-) |
Выручка от продажи товаров, продукции, работ (Вр) |
55002 |
52681,3 |
2320,7 |
100,0 |
100,0 |
0,0 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ (С) |
16843 |
18090,1 |
-1247,1 |
30,6 |
34,3 |
-3,7 |
Валовая прибыль |
38159 |
34591,2 |
3567,8 |
69,4 |
65,7 |
3,7 |
Коммерческие расходы (КР) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Управленческие расходы (УР) |
30173 |
30299,3 |
-126,3 |
54,9 |
57,5 |
-2,7 |
Прибыль/убыток от продажи |
7986 |
4291,9 |
3694,1 |
14,5 |
8,1 |
6,4 |
% к получению |
1632 |
1968,4 |
-336,4 |
3,0 |
3,7 |
-0,8 |
% к уплате |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Доход от участия в других организациях (Дуч) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Прочие доходы (ПД) |
47 |
432,2 |
-385,2 |
0,1 |
0,8 |
-0,7 |
Прочие расходы (ПР) |
1495 |
2874,6 |
-1379,6 |
2,7 |
5,5 |
-2,7 |
Прибыль/убыток до налогообложения |
8170 |
3817,9 |
4352,1 |
14,9 |
7,2 |
7,6 |
Отложенные налоговые активы (ОНА) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Отложенные налоговые обязательства (ОНО) |
0 |
0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Текущий налог на прибыль (ТН) |
2695 |
1372 |
1323 |
4,9 |
2,6 |
2,3 |
Чистая прибыль/убыток отчетного периода |
5475 |
2445,9 |
3029,1 |
10,0 |
4,6 |
5,3 |
В 2010 году рост выручки от реализации составил 2320,7 тыс.руб. Уменьшение доли себестоимости в выручке от реализации произошло на 3,7%, а также управленческих расходов – на 2,7%, обусловили увеличение прибыли от продаж на 3694,1 тыс.руб. или на 6,4%. Произошло снижение прочих доходов до 47 тыс.руб., что составляет всего 0,1% в сумме выручки. Прочие расходы уменьшились с 5,5% до 2,7% в выручке. В результате происшедших изменений, чистая прибыль в 2010 году увеличилась на 3029тыс.руб. или на 5,3% в выручке от реализации по сравнению с 2009 годом.
В целом, за исследуемый период не прослеживается постоянной тенденции финансовых показателей. Существенный рост выручки от реализации продукции ОАО «Ленмолоко» и полученной чистой прибыли в 2010 году свидетельствует о эффективной сбытовой деятельности в текущем периоде, контролю за использование материальных и других ресурсов.
1.6 Формула Дюпона
Наиболее важным показателем эффективности деятельности предприятия является показатель – рентабельность активов. Рассчитаем данную величину за исследуемый период ОАО «Ленмолоко».
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
2010г. |
Отклонение2010г. к 2008г. | |
тыс.руб. |
% | ||||
1. Выручка от реализации продукции, Вр |
58976,7 |
52681,3 |
55002 |
-3975 |
93,3 |
2. Изменение остатков
готовой продукции и |
0 |
0 |
0 |
0 |
#ДЕЛ/0! |
3. Стоимость производственного продукта, СПП |
58976,7 |
52681,3 |
55002 |
-3975 |
93,3 |
4. Материальные затраты, МЗ |
15810 |
19413 |
15279 |
-531 |
96,6 |
5. Затраты на оплату труда, ЗОТ |
23744 |
26221 |
16627 |
-7117 |
70,0 |
6. Отчисления на социальные нужды, Осоц |
1632 |
1607 |
811 |
-821 |
49,7 |
7. Амортизация, Ам |
157 |
150 |
2445 |
2288 |
1553,4 |
8. Нетто-результат эксплуатации инвестиций, НРЭИ |
17634 |
5291 |
19840 |
2206 |
112,5 |
9. Активы, А |
18937,25 |
25993 |
39675 |
20738 |
209,5 |
10. Краткосрочные обязательства, КО |
6839,85 |
8446,3 |
18387 |
11547,2 |
268,8 |
11. Рентабельность активов, Эра |
145,8 |
30,2 |
93,2 |
-52,6 |
63,9 |
12. Коммерческая маржа, Км |
29,9 |
10,0 |
36,1 |
6,2 |
120,6 |
13. Коэффициент трансформации, Кт |
4,9 |
3,0 |
2,6 |
-2,3 |
53,0 |
Таким образом, рентабельность активов имеет наибольшую величину – 145,8% в 2008 году. В 2010 году она уменьшилась до 93,2%, что выше 2008 года на 63,9%. Для управления роста рентабельности актива определяется коммерческая маржа и коэффициент трансформации.
На рисунке 1 отразим изменение рассчитанных показателей за исследуемый период.
Таким образом, ОАО «Ленмолоко» на начало исследуемого периода находится в идеально зоне хозяйствования. Но динамика развития предприятия свидетельствует об ухудшении его работы. Так, в 2009 году резко снизился и коэффициент трансформации и коммерческой маржи, что привело предприятие в кризисную зону хозяйствования. В 2010 году произошел рост выручки и увеличение НРЭИ благодаря снижению материальных затрат. Таким образом, предприятие из идеальной зоны перешло в допустимую зону хозяйствования. Для выхода предприятия из данной зоны необходимо наращивать обороты при одновременном увеличении прибыли. Сильными сторонами предприятия является наращивание объемов производства и рациональное управление себестоимостью. Предприятию необходимо следить за эффективностью осуществляемых финансовых вложений, более рациональном управлении затратами в целях снижения удельной себестоимости продукции.
2. Оценка эффективности финансовых решений по выбору источников финансирования хозяйственной деятельности предприятия
2.1 Политика привлечения заемных средств. Оценка финансового левериджа
Каждое предприятие в рыночной экономике свободно в выборе источника финансирования хозяйственной деятельности. В этой связи выбор осуществляется, как правило, по вопросу привлечения заемных средств для осуществления текущей деятельности предприятия.
ОАО «Ленмолоко» относится к группе предприятий, не привлекающих заемные средства. Таким образом, ЭФР = 0.
РСС = (1 – 0,2)*0,932 + 0= 0,745
Таким образом, финансовый риск не возврата кредитору суммы долга и процентов по долгу у ОАО «Ленмолоко» достаточно мал.
Рис.2 График кривых дифференциалов
Для расечта оптимальной суммы заимствования примем за СРСП среднефактическое значение цены капитала на финансовом рынке. СРСП = 20%.
Чтобы определить возможности в перспективном периоде привлекать дополнительные заемные средства построим график кривых дифференциалов
Определим фактическое соотношение между Эра и СРСП:
Эра/СРСП = 93,2/20 = 4,66.
Ближайшая кривая дифференциала в нашем случае: Эра = 3СРСП. Как видно на графике, проекция точки пересечения выбранной кривой дифференциала с выбранной ставкой налогообложения = 0,5 – ПРопт. Это значит, что соотношение между заемным и собственным капиталом организации должно составлять 0,5. По данному соотношению определим оптимальную сумму заимствования, которую необходимо иметь на балансе ОАО «Ленмолоко»:
ЗСопт = 0,5* ((18770+23806)/2) = 10644 тыс.руб.
Таким образом, ОАО «Ленмолоко» фактически может осуществить заем средств для развития бизнеса ориентировочно в размере 1 0644 тыс.руб.
1.2 Максимизация прибыли. Оценка производственного левериджа
Для определения целевых показателей хозяйственной деятельности ОАО «Ленмолоко» используем показатель «эффект производственного рычага» (производственный леверидж). Данный показатель в финансовом менеджменте рассматривают в виде инструмента прогнозирования, который позволяет определить соотношение между темпами изменения выручки от реализации продукции и прибыли от продаж.
ЭПР2010 =
Прирост выручки от реализации продукции в плановом периоде по сравнению с 2010г.
∆%Вр =
Где тыс.р.
∆%Вр =
Прирост прибыли от продаж продукции в плановом периоде по сравнению с 2010г.:
∆%Пр = ∆%Вр = 2,79*(-3%) = -8,37%
Абсолютное значение планируемой прибыли от продаж:
ПРпл=Пр2010*Кр= =7317 тыс.р.
Для достижения прогнозируемых оборотов и прибыли предприятию необходимо рационально использовать имеющиеся собственные средства и рационально привлекать займы и кредиты.
3. Формирование финансовой стратегии предприятия
3.1 Расчет показателей используемых в матрице финансовой стратегии Франшона, Романе
Матрица финансовой стратегии используется для выбора рационального источника финансирования хозяйственной деятельности.
Рассчитаем результат хозяйственной деятельности:
РХД = СПП – МЗ – ЗОТ – Осоц ± ∆ФЭП ± Чист.ден.ср.инв.деят.
и результат финансовой деятельности
Таблица 3.1.1
Расчет результатов хозяйственной и финансовой деятельности
Наименование показателя |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
СПП |
58977 |
52681 |
55002 |
МЗ |
15810 |
19413 |
15279 |
ЗОТ |
23744 |
26221 |
16627 |
Осоц |
1632 |
1607 |
811 |
∆ФЭП |
-2024,1 |
258,7 |
-15857 |
РХД |
15767 |
5699 |
6428 |
РФД |
1856,7 |
1544 |
399 |
Информация о работе Разработка стратегии развития ОАО "ЛЕНМОЛОКО"