Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 04:52, курсовая работа
Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность, анализ основных источников резервов роста прибыли на предприятии ООО «Нива-Хлеб».
Объектом исследования является ООО «Нива-Хлеб», г. Уссурийск Приморского края.
Введение 2
1. Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности на предприятии 5
1.1 Понятие прибыли 5
1.2 Планирование прибыли 9
1.3 Планирование рентабельности. Факторы ее роста 19
1.2 Показатели рентабельности и факторы, влияющие на их изменение 21
2. Планирование прибыли и рентабельности в ООО «Нива-Хлеб» 23
2.1 Общие сведения о предприятии 23
2.2 Анализ финансового состояния 25
2.3 Анализ формирования прибыли на ООО «Нива-Хлеб» 32
2.4 Анализ планирования рентабельности 35
Заключение 43
Список литературы 46
Содержание
Планирование прибыли и рентабельности предприятия является одной из основных задач, которая стоит перед менеджерами коммерческих предприятий. Очевидно, что одной из основных задач любой коммерческой организации является получение прибыли, которая может зависеть от множества параметров.
Долгое время руководители российских предприятий предпочитали планировать развитие компании только в краткосрочной перспективе, стремясь получить максимальную прибыль за несколько месяцев, а затем закрыть предприятие, в настоящее время многие руководители предпочитают строить компании, которые будут работать на российском рынке в течение многих лет.
Прежде всего, планирование прибыли и рентабельности предприятия необходимо учитывать при разработке бизнес-плана компании, который будет представлен банку или инвестиционной компании для получения денежных средств для развития бизнеса.
Ведущее значение прибыли в качестве финансового показателя предпринимательской деятельности предприятия вместе с тем не означает его уникальности. Анализ стимулирующей роли прибыли показывает, что в отдельных хозяйствующих субъектах преобладает стремление извлечь высокую прибыль в целях увеличения фонда оплаты труда в ущерб производственному и социальному развитию коллектива.
Стремление любыми путями получить высокую прибыль с целью увеличения фонда оплаты труда приводит к росту объема денежной массы в обращении, не обеспеченной товарными ресурсами.
Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность, анализ основных источников резервов роста прибыли на предприятии ООО «Нива-Хлеб».
Объектом исследования является ООО «Нива-Хлеб», г. Уссурийск Приморского края.
Предметом исследования выступает анализ формирования прибыли и процесс увеличения рентабельности на ООО «Нива-Хлеб», распределение полученной прибыли предприятием, с целью дальнейшей разработки рекомендаций для повышения эффективности производства.
Основными задачами анализа прибыли деятельности являются:
Данный анализ по формированию прибыли и ее использованию был проведен на предприятии ООО «Нива-Хлеб».
Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат данные финансовой отчетности: «Бухгалтерский баланс», «Отчет о прибылях и убытках», данные аналитического учета по счетам 46, 47, 48 и 80, накладные на отгрузку продукции.
Методы, применяемые при анализе: метод сравнения, балансовый метод, способ цепных подстановок, графический метод.
Конечной целью и движущим мотивом предпринимательской деятельности является прибыль. В общем виде под прибылью понимается разница между доходами и издержками производства.
Экономическая природа прибыли трактуется по-разному различными представителями экономической науки. Следует отметить, что эта категория интересовала экономистов с начала формирования самой экономической науки. Так, меркантилисты искали источник прибыли в сфере обращения, причем именно во внешней торговле. Представители классической политэкономии определяли ее как избыток стоимости над заработной платой.
К. Маркс уделил прибыли много внимания, рассматривая ее как превращенную форму прибавочной стоимости, а последнюю – как результат присвоения неоплаченного труда наемных работников капиталистом.
В неоклассической теории прибыли объединяет все виды доходов, полученных от производительного использования различных факторов производства их владельцами.
Прибыль – главная
цель предпринимательской
По своей экономической природе прибыль выступает как часть стоимости (цены) прибавочного продукта, созданного для общества трудом работника материального производства.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является готовая продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На стадии продажи выявляется стоимость товара, включающая стоимость прошлого овеществленного труда и живого труда. Стоимость живого труда отражает вновь созданную стоимость и распадается на две части. Первая представляет собой заработную плату работников, участвующих в производстве продукции. Ее величина определяется рядом факторов, обусловленных необходимостью воспроизводства рабочей силы. В этом смысле для предпринимателя она представляет часть издержек по производству продукции. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продукции, что означает общественное признание ее полезности.
На уровне предприятия в условиях товарно-денежных отношений чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров предприятия выступают как относительно обособленные товаропроизводители. Установив цену на продукцию, они реализуют ее потребителю, получая при этом денежную выручку, что не означает получение прибыли. Для выявления финансового результата необходимо сопоставить выручку с затратами на производство и реализацию, которые принимают форму себестоимости продукции. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее получает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. При реализации без убытков отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит сто в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство [13, с. 65].
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии.
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизами и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
Из приведенного определения следует, что ее происхождение связано с получением валового дохода предприятием от реализации своей продукции (работ, услуг) по ценам, складывающимся на основе спроса и предложения. Валовой доход предприятия – выручка от реализации продукции (работ, услуг) за вычетом материальных затрат – представляет собой форму чистой продукции предприятия, включает в себя оплату труда и прибыль. Связь между ними показана на рис. 1.1.
Рис 1.1 Себестоимость, валовой доход и прибыль предприятия.
Трудовой коллектив заинтересован как в повышении оплаты труда, так и в росте прибыли, поскольку последняя в условиях конкуренции является источником не только выживания, но и расширения производства, а следовательно, и роста благосостояния работников предприятия, их жизненного уровня. Из этого также следует, что масса прибыли и валового дохода характеризует не что иное, как размер эффекта, получаемого в результате производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты, хозяйствования, после реализации продукции. Только после продажи, продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между чистой выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.
Объем реализации и величина прибыли, уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, маркетинговой и финансовой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Но все аспекты деятельности предприятия с помощью прибыли оценить невозможно. Такого универсального показателя и не может быть. Именно поэтому при анализе производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия используется система показателей.
Значение прибыли состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат. Вместе с тем на величину прибыли, ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия. Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.
Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выяснения конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что она одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государством своих функций, государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.
С одной стороны, общеизвестно,
что параметры прибыли и
С другой стороны, роль этих самых нематериальных ресурсов в показателях эффективности постоянно возрастает.
Логически следует, что планирование прибыли и рентабельности использования именно нематериального сегмента, становится в современных условиях наиболее приоритетным направлением в деятельности служб предприятия. Принципами такого их расчета являются следующие:
- рентабельность прибыли нематериальных ресурсов должна производиться для предприятия, а также для отдельных его структурных подразделений;
- расчет этих показателей
должен учитывать все
- эти параметры (прибыльности и рентабельности) должны иметь статус нормативных.
Увеличение прибыли предприятия при введении в хозяйственный оборот объектов нематериальных активов возможно либо при снижении себестоимости продукции, либо при увеличении цены продукции. Также это может быть обеспечено за счет роста объемов реализации при расширении рынков сбыта или спектра оказываемых услуг. Уменьшение себестоимости продукции может быть достигнуто путем снижения таких производственных факторов, как трудоемкость, материалоемкость продукции, а новые рынки завоевываются только в результате создания современных и передовых технологий или применения нынешних в инновационном контексте. Все эти статьи и направления работы должно учитывать и включать в себя планирование прибыли и рентабельности [7, с. 91].
В использовании нематериальных активов заключен потенциал эффективности ведения бизнес-деятельности, чем и обусловливается актуальность вопросов разработки и совершенствования такого важного процесса организации деятельности предприятия, каким является планирование прибыли и рентабельности, управления нематериальными активами субъектов хозяйствования. В связи с этим показатели прибыли и рентабельности предприятия в исследовании процессов управления нематериальными активами и разработка их методического обеспечения имеют важное научно-практическое значение.