Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 04:52, курсовая работа
Целью работы является выявление и измерение влияния факторов, воздействующих на прибыль и рентабельность, анализ основных источников резервов роста прибыли на предприятии ООО «Нива-Хлеб».
Объектом исследования является ООО «Нива-Хлеб», г. Уссурийск Приморского края.
Введение 2
1. Теоретические основы планирования прибыли и рентабельности на предприятии 5
1.1 Понятие прибыли 5
1.2 Планирование прибыли 9
1.3 Планирование рентабельности. Факторы ее роста 19
1.2 Показатели рентабельности и факторы, влияющие на их изменение 21
2. Планирование прибыли и рентабельности в ООО «Нива-Хлеб» 23
2.1 Общие сведения о предприятии 23
2.2 Анализ финансового состояния 25
2.3 Анализ формирования прибыли на ООО «Нива-Хлеб» 32
2.4 Анализ планирования рентабельности 35
Заключение 43
Список литературы 46
Выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров и предъявления покупателю расчетных документов. Выручка от реализации продукции включает средства на возмещение затрат предприятия, на реализованную продукцию, то есть полную себестоимость; денежные накопления – прибыль; налоги – НДС, спецналог.
Сумма выручки в значительной степени отличается от стоимости не только произведенной, но и отгруженной продукции. Влияние на эти отклонения оказывают:
Выручка исчисляется в оптово-отпускных ценах за вычетом налога на добавленную стоимость.
Таблица 2.2 Исходные данные для анализа прибыли от реализации продукции.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2011г. в % к 2010г. |
2011г. в % к плану | |
план |
факт | ||||
Выручка от реализованной продукции |
6363 |
7200 |
7236 |
113,7 |
100,5 |
Себестоимость проданных товаров |
5910 |
6700 |
6736 |
114 |
100,5 |
Прибыль от продаж |
453 |
490 |
500 |
110,4 |
102 |
Выручка от реализации продукции в 2011 году увеличилась на 13,7% по сравнению с 2010 годом, это связано с ростом выпуска изделий и ее реализации, в результате возросла прибыль от продаж на 10,4%, но с увеличением себестоимости проданных товаров прибыль сократилась на 14%.
В рыночных условиях от уровня
затрат на производство и реализацию
продукции зависят все экономич
Себестоимость является одной из основных экономических категорий, определяющих эффективность работы предприятия. Чем ниже себестоимость, тем больше продукции можно выработать из одних и тех же ресурсов.
Себестоимость продукции зависит от уровня его техники, технологии, организации производства и труда, от соблюдения режимов экономии. Чем лучше условия, тем ниже себестоимость продукции и выше прибыль.
Значение себестоимости
состоит в том, что она является
базой, на основе которой предприятие
устанавливает свободно-
Себестоимость определяется по двум направлениям:
Калькуляцией называется
себестоимость единицы
В смете производственные расходы группируются по первичным элементам по экономическому признаку.
По смете затрат определяется структура себестоимости продукции, кроме того, смета является основой для расчета оборотных средств.
Затраты в смете группируются
по следующим экономическим
Таблица 2.3 Структура производственных расходов, тыс. руб.
Элементы затрат |
2010г. |
2011г. |
Отклонен. в % 2011г. к 2010г. | ||||
факт |
% |
план |
% |
факт |
% | ||
Материальные затраты |
5000 |
74,6 |
5650 |
73,1 |
5700 |
74 |
-0,6 |
Амортизация основных фондов |
90 |
1,3 |
94 |
1,2 |
94 |
1,2 |
-0,1 |
Затраты на оплату труда |
600 |
9 |
980 |
12,7 |
1000 |
13 |
4 |
Отчисления на социальные нужды |
200 |
3 |
370 |
4,8 |
400 |
5,2 |
2,2 |
Прочие затраты |
810 |
12,1 |
630 |
8,2 |
510 |
6,6 |
-5,5 |
ИТОГО затрат: |
6700 |
100 |
7724 |
100 |
7700 |
100 |
- |
Видим, что затраты на производство в 2011 году по сравнению с 2010 годом возросли на 1000 тыс. рублей, это связано с приобретением материальных ресурсов на производство на 700 тыс. рублей и с ростом заработной платы на 400 тыс. рублей, однако за счет сокращения прочих затрат, затраты на производство снизились на 300 тыс. рублей.
Основную долю к общим затратам составляют материальные затраты, однако в 2011 году по сравнению с 2010 годом удельный вес материальных затрат к общим затратам снизился на 0,6%.
Таблица 2.4 Затраты на один рубль товарной продукции.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Абсолютное изменение |
Отклонение в % |
Товарная продукция, тыс. руб. |
7070 |
8040 |
970 |
113,7 |
Затраты на производство продукции, тыс. руб. |
6700 |
7700 |
1000 |
114,9 |
Затраты на один рубль товарной продукции, коп. |
94,8 |
95,8 |
1 |
101 |
Среднегодовая численность ППП, чел. |
38 |
39 |
1 |
- |
Фонд оплаты труда, тыс. руб. |
600 |
1000 |
400 |
166,7 |
Удельный вес расходов на оплату труда, % |
8,49 |
12,44 |
3,95 |
- |
С повышением общих затрат на производство в 2011 году, возросли затраты на 1 рубль товарной продукции на 1% по сравнению с 2010 годом.
Основными путями снижения
себестоимости продукции
Основными факторами роста прибыли являются увеличение выручки от реализации и снижение себестоимости продукции, реализуемой в соответствии с условиями договоров поставки. На выручку, в свою очередь, влияют объем реализованной продукции и цены. Если первый фактор зависит от предприятия, то второй фактор в условиях рыночной экономики находится под воздействием многих обстоятельств.
Объем реализованной продукции зависит от объема производства и изменения остатков готовой продукции на складе. Таким образом, существует связь: прибыль – выручка от реализации – объем товарной продукции.
Главным фактором роста объема товарной продукции является повышение производительности труда за счет роста его фондовооруженности, роста квалификации работников, улучшения организации труда и использования рабочего времени. Обратная зависимость связывает прибыль с себестоимостью реализованной продукции.
Из всех факторов, воздействующих на прибыль, главными являются: объем производства и реализации продукции, цены на готовую продукцию, себестоимость реализованной продукции, которые находятся в определенной функциональной зависимости друг от друга. Поэтому получение максимальной прибыли возможна при определенных сочетаниях между этими величинами.
Показатель, характеризующий доходность, прибыльность, эффективность производства – это рентабельность. Общая рентабельность рассчитывается как отношение прибыли отчетного периода к общим затратам на производство. Рентабельность продукции рассчитывается как отношение прибыли, полученной от реализации конкретной продукции, к полной себестоимости реализованной продукции.
Таблица 2.5 Основные показатели деятельности предприятия в 2010 – 2011 гг.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
2011г. в % к 2010г. |
2011г. в % к плану | |
план |
факт | ||||
1. Объем реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия, тыс. руб. |
7070 |
8000 |
8040 |
113,7 |
100,5 |
2. Товарная продукция в оптовых ценах предприятия, тыс. руб. |
7070 |
8000 |
8040 |
113,7 |
100,5 |
3. Численность промышленно- |
38 |
39 |
39 |
102,6 |
100 |
4. Полная себестоимость товарной продукции, тыс. руб. |
6700 |
7724 |
7700 |
114,9 |
99,7 |
5. Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. |
94,8 |
96,6 |
95,8 |
101,5 |
99,2 |
6. Прибыль, тыс. руб. |
300 |
276 |
300 |
100 |
108,7 |
7. Рентабельность продукции, % |
4,5 |
3,6 |
3,9 |
-0,6 |
0,3 |
8. Основные производственные фонды, тыс. руб. |
2800 |
2800 |
2800 |
100 |
100 |
9. Оборотные средства, тыс. руб. |
590 |
540 |
540 |
91,5 |
100 |
10. Общая рентабельность предприятия, % |
8,8 |
8,3 |
9 |
0,2 |
0,7 |
Рисунок 2.2 Показатели деятельности предприятия
Прибыль не увеличилась, это связано с увеличением затрат на производство и с отчислениями в бюджетные фонды. Рентабельность предприятия возросла на 0,2%.
Таблица 2.6 Эффективность использования основных фондов.
Показатели |
2010г. |
2011г. |
Абсолютное изменение |
Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. |
2800 |
2800 |
- |
Товарная продукция, тыс. руб. |
7070 |
8040 |
970 |
Численность промышленно-производственного персонала, чел. |
38 |
39 |
1 |
Фондоотдача |
2,5 |
2,9 |
0,4 |
Фондоемкость |
0,4 |
0,3 |
-0,1 |
Фондовооруженность |
73,7 |
71,8 |
-1,9 |
Фондоотдача в 2011 году выше, чем в 2010 году на 0,4. Это значит, что в 2011 году на 1 рубль среднегодовой стоимости основных фондов приходится больше выпущенной продукции, это говорит об эффективности использования основных фондов. Фондоемкость уменьшилась на 0,1 при эффективном использовании основных фондов.
Прибыль как главный результат производственной деятельности обеспечивает потребности предприятия и государства в целом. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль. На величину валовой прибыли влияет совокупность многих факторов, зависящих и не зависящих от деятельности предприятия.
Важными факторами роста прибыли, зависящим от деятельности предприятий, являются: рост объема производимой продукции в соответствии с договорными условиями; снижение ее себестоимости; повышение качества; улучшение ассортимента; повышение эффективности использования производственных фондов; рост производительности труда.
К факторам, не зависящим от деятельности предприятий, относятся: изменения государственных регулируемых цен на реализуемую продукцию; влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции и другие.